План
1. Этапы работы над каждым ВП.
2. Определение содержания подготовительной работы.
3. Особенности работы на этапах ознакомления с ВП и его первичного закрепления.
4. Технология формирования ВУ и ВН (методы, приёмы, формы, средства).
Литература:
Далингер В.А., Павлова Е.Ф. Методика использования некоторых средств обратной связи на уроках математики // НШ. -1999, -№8.
В этом же журнале вы найдёте в других статьях игры, загадки, задачи в стихах.
Радюпова Л.А., Савина Л.П. Задания по выбору учащихся и некоторые приёмы их составления // НШ. -1999, -№11.
1. Этапы работы над каждым ВП
Закономерности процесса познания (от известного к неизвестному, от знаний к умениям, от умений к навыкам) определяют строго определенную последовательность работы по формированию математических умений и навыков, в частности ВУ и ВН:
Подготовительная работа | Ознакомление с ВП | Первичное закрепление | Формиро- вание ВУ, ВН |
Сколько раз работаем по этой блок-схеме? (Например, ОС. № №17,18).
|
|
При этом учителю приходится решать однотипные методические задачи:
- что включить в подготовку;
- как организовать ознакомление с ВП и т.д.
Продолжите список вопросов.
2. Определение содержания подготовительной работы
Цель подготовительной работы: актуализироватьнеобходимые знания и умения; обеспечить условия (предпосылки) для осознанного усвоения ВП.
Её достижение связано с решением ряда частнометодических задач.
1. Что надо повторить?
Анализ нового ВП и выделение входящих в него операций. Оценка уровня сформированности каждой из этих операций, каждым из учеников класса, т.к.
Новый ВП нельзя вводить, пока до автоматизма не отработаны входящие в него основные операции.
2. Как устранить обнаруженные недостатки, пробелы знаний у некоторых учащихся?
Дифференциация по содержанию учебного материала, по его объёму, по форме предъявления заданий с различной мерой помощи: образец, указания, инструкция, опоры и т.п.
Подготовительная работа включает:
а) овладение каждой операцией, входящей в новый ВП.
НАПРИМЕР: 6+3? 81: 3? 273:7?
81:3 80:5 52:2 52:4 80:9 53:7
/ \ / \ / \ / \ / \ / \
60 21 50 30 40 12 40 12 72 8ост 49 4ост
б) знакомство (явное или неявное) с теоретическими основами нового ВП и практическое владение этими вопросами теории.
НАПРИМЕР: 2+7, 9-6, 21:3, 273·3
Какие теоретические основы у каждого из этих ВП? Теоретические основы дают ответ на вопрос: «Почему так можно вычислять?»
в) опережающее обучение: некоторые порции новых знаний вводятся до ознакомления с ними (знакомство на уровне интуиции или с привлечением имеющегося запаса знаний).
НАПРИМЕР: Изучена таблица [ +1], а предлагаются примеры 5+2; 4+3 и т.д.
|
|
3. Особенности работы на этапах ознакомления с ВП и его первичного закрепления
На этапе ознакомления с ВП ставится цель: «открыть» новый ВП и осознать его сущность, т.е. установить какие операции и в какой последовательности необходимо выполнить, чтобы найти результат, и почему.
Целесообразно использовать следующие приёмы и методы обучения: