Методика формирования вычислительных умений и навыков

План

1. Этапы работы над каждым ВП.

2. Определение содержания подготовительной работы.

3. Особенности работы на этапах ознакомления с ВП и его первичного закрепления.

4. Технология формирования ВУ и ВН (методы, приёмы, формы, средства).

Литература:

Далингер В.А., Павлова Е.Ф. Методика использования некоторых средств обратной связи на уроках математики // НШ. -1999, -№8.

В этом же журнале вы найдёте в других статьях игры, загадки, задачи в стихах.

Радюпова Л.А., Савина Л.П. Задания по выбору учащихся и некоторые приёмы их составления // НШ. -1999, -№11.

1. Этапы работы над каждым ВП

Закономерности процесса познания (от известного к неизвестному, от знаний к умениям, от умений к навыкам) определяют строго определенную последовательность работы по формированию математических умений и навыков, в частности ВУ и ВН:

Подготовительная работа   Ознакомление с ВП   Первичное закрепление   Формиро- вание ВУ, ВН

Сколько раз работаем по этой блок-схеме? (Например, ОС. № №17,18).

При этом учителю приходится решать однотипные методические задачи:

- что включить в подготовку;

- как организовать ознакомление с ВП и т.д.

Продолжите список вопросов.

2. Определение содержания подготовительной работы

Цель подготовительной работы: актуализироватьнеобходимые знания и умения; обеспечить условия (предпосылки) для осознанного усвоения ВП.

Её достижение связано с решением ряда частнометодических задач.

1. Что надо повторить?

Анализ нового ВП и выделение входящих в него операций. Оценка уровня сформированности каждой из этих операций, каждым из учеников класса, т.к.

Новый ВП нельзя вводить, пока до автоматизма не отработаны входящие в него основные операции.

2. Как устранить обнаруженные недостатки, пробелы знаний у некоторых учащихся?

Дифференциация по содержанию учебного материала, по его объёму, по форме предъявления заданий с различной мерой помощи: образец, указания, инструкция, опоры и т.п.

Подготовительная работа включает:

а) овладение каждой операцией, входящей в новый ВП.

НАПРИМЕР: 6+3? 81: 3? 273:7?

81:3 80:5 52:2 52:4 80:9 53:7

/ \ / \ / \ / \ / \ / \

60 21 50 30 40 12 40 12 72 8ост 49 4ост

б) знакомство (явное или неявное) с теоретическими основами нового ВП и практическое владение этими вопросами теории.

НАПРИМЕР: 2+7, 9-6, 21:3, 273·3

Какие теоретические основы у каждого из этих ВП? Теоретические основы дают ответ на вопрос: «Почему так можно вычислять?»

в) опережающее обучение: некоторые порции новых знаний вводятся до ознакомления с ними (знакомство на уровне интуиции или с привлечением имеющегося запаса знаний).

НАПРИМЕР: Изучена таблица [ +1], а предлагаются примеры 5+2; 4+3 и т.д.

3. Особенности работы на этапах ознакомления с ВП и его первичного закрепления

На этапе ознакомления с ВП ставится цель: «открыть» новый ВП и осознать его сущность, т.е. установить какие операции и в какой последовательности необходимо выполнить, чтобы найти результат, и почему.

Целесообразно использовать следующие приёмы и методы обучения:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: