Модальности внутреннего опыта

Вопрос № 11

Глазные сигналы доступа. Одно из открытий Милтона Эриксона состоит в том, что движения глазных яблок связаны с типом мышления человека - точнее, с его основным способом обработки внутреннего опыта. Поскольку наблюдение за движением глаз позволяет узнать многое о внутреннем мире человека, этот раздел эриксонианского гипноза стали называть "глазными сигналами доступа». Стоит заметить, что если задать человеку вопрос, требующий обдумывания, то ваш собеседник перестает смотреть прямо на вас.

Он "уходит в себя"; он либо смотрит "сквозь вас" (отсутствующий взгляд), либо смотрит вверх, как бы пытаясь найти ответ на потолке; либо смотрит в сторону, как бы ожидая, что его ухо услышит нужный ответ; либо смотрит вниз, на свои ноги. Понятно, что "уход в себя" - это обращение к своей памяти, внутреннему опыту, к способности вообразить или сконструировать что-то новое на основании известного. Взгляд человека достоверно показывает, к какой разновидности памяти или внутреннего опыта он прибегает сейчас.
В ответ на предложение представить себе что-то, сконструировать зрительный образ ("Представьте себе зеленую корову") - ваш собеседник посмотрит вправо вверх. В общем и целом направление взгляда вверх совпадает с обращением к зрительному опыту.

Вопросы типа "вспомни, как звучит... - уводят взгляд партнера налево по горизонтали, что соответствует слуховому воспоминанию.

Кинестетическое воспоминание совпадает с направлением взгляда вправо вниз (можно вызвать это направление взгляда вопросами типа "Что ты чувствуешь, когда бежишь?", "Вспомни, как жжется горчичник").

И, наконец, направление взгляда влево вниз. Оно свидетельствует о том, что человек занят внутренним диалогом: задает себе вопросы или что-то говорит себе. Это направление взгляда совпадает еще с функцией контроля речи, когда человек тщательно отбирает слова, которые собирается произносить;

Итак, то разделение внутреннего опыта на три категории (зрение, слух, ощущения) называется разделением на модальности внутреннего опыта. Все, что относится к зрению - воспоминания и представления зрительных образов - называется визуальной модальностью (от латинского "визус" - зрение). Слуховая память именуется аудиальной модальностью, и опыт движений, прикосновений - кинестетическая модальность.

О ведущей модальности можно получить сведения не только по глазным сигналам доступа, собеседник всегда вам о ней говорит словами. Выбор слов связан у человека с его ведущей модальностью; если он говорит о "блестящем будущем, ярких перспективах, точке зрения", то он выбирает визуальные слова, соответствующие его ведущей визуальной системе.

Аудиальной модальности соответствуют слова и выражения типа: "монотонный, приглушенный, говорите громче, давайте обговорим" и т. п. Кинестетические слова: "трогать, касаться, мягко, грубо, тепло, холодно, давит" и т. п. Слова, указывающие на основную модальность человека, тоже имеют свое название - "слова-предикаты". Есть и такие слова, которые не относятся ни к одной модальности: "знать, понимать, думать".

Понятие о внутренних стратегиях. Не существует человека, который бы пользовался одной модальностью на все случаи жизни. Мы только предпочитаем одну модальность, а пользуемся всеми тремя, причем делаем это в какой-то последовательности для окончательного принятия решения. Эта последовательность, индивидуальная для каждой группы задач, которые мы решаем, называется "внутренней стратегией"(слышу-вижу-чувствую, вижу – слышу – чувствую и т.д.)

Использование музыки для наведения транса: один из факторов, вызывающих естественное погружение Объекта в самого себя - это ритм. На этот ритм накладывается текст внушения, который пациент усваивает значительно лучше, чем если бы ритм текста устанавливал сам врач. Текст, который идёт на фоне любого внешнего ритма (на фоне другой речи, на фоне музыки) – идёт прямо в Подсознание.
Но ритм сам по себе встречается в жизни редко, обычно носителем ритма является музыка. Весьма удобна для наведения транса электронная музыка без определенной мелодии.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: