Учет выбытия основных средств и нематериальных активов

Для оформления первичной документации на выбытие ос и для оценки отходов при ликвидации объектов приказом руководителя создаётся комиссия. Спец. комиссия оформляет:

1) В случае продажи, безвозмездной передачи, передачи в уст.фонд других организаций, лизинг, сдачи в аренду, оформл. акт «О приёме-передачи объекта ос»

2) При списании ос комиссия оформл. акт «О списании объектов ос», а при списании автотранспорта- «О списании автотранспортн. средств».

Выбытие ос в синтетич. учёте отражается записями:

1)реализация ос

· На первонач. Стоимость реализуемого объекта Дт 01 субсчёт Выбытие ос Кт 01

· На сумму амортизации по объекту Дт 02 Кт 01 субсч. Ввыбытие ос

· На остаточную стоимость объектов Дт 91 Кт 01 субсч. Выбытие ос

· На сумму выручки от реализации объекта или на договорную стоимостьДт 62 Кт 91

· На сумму НДС с выручки от реализации Дт 91 Кт 68

2) ликвидация объекта по износу:

· Первые 3 проводки как и при реализации

· На сумму фактических затрат по разборке объекта Дт 91 Кт 10,70, 69,76,23

· На стоимость отходов при ликвидации по их рыночной цене Дт 10 Кт 91

· НДС от остат.стоимости-отходы:Д91 К68

Финансов. Результат от продажи и ликвидации объектов ос выявляют на сч 91.

3) Передача ос своим подразделениям, филиалам, выдел. на отдельные балансы

· Первые 2 проводки как и при реализации

· На остаточную стоимость передаваемых ос Дт 79 Кт 01

4) Безвозмездная передача в пределах 1 собственника

· Первые 2 проводки как и при реализации

· На остаточную стоимость передаваемых ос Дт 83 Кт 01

5) Безвозмездная передача другому собственнику, ликвидация при авариях и стихийных бедствиях

· Первые 2 проводки как и при реализации

· На остаточную стоимость передаваемых ос Дт 92 Кт 01

· На сумму НДС от рыночной стоимости переданного объекта ДТ 92 Кт 68

6) недостачи по инвентаризации

· Первые 2 проводки как и при реализации

· На остаточную стоимость недостающих ос Дт 94 Кт 01 субсчёт Выбытие ос

· На сумму НДС от остаточной стоимости объекта Дт 94 Кт 68

· Списание недостачи на виновное лицо Дт 73 Кт 94

· На разницу между взыскиваемой и остаточной стоимостью Дт 73 Кт 98

· На сумму НДС с разницы Дт 73 Кт 68

· Если виновники недостачи не установлены либо суд отказал во взысканиях с них, то недостачи списываются за счёт предприятия –Дт 92 Кт 94

7) передача ос в уст. фонд другой организации

· Первые 3 проводки как и при реализации

· На согласованную между учредителями стоимость объекта, внесённого в уст. фонд Дт 58 К 91

Инвент. Карточки выбывающих объектов изымаются из картотеки, кроме того о выбытии объектов делается отметка в инвент. списке ос по месту их эксплуатации. Проводки на выбытие нематериальных активов такие же как и на выбытие ос,но с испольозованием сч 04.

Первичный документ на выбытие НА- Акт на списание НА.

26.Учет операций по аренде и лизингу основных средств.Учёт аренды. Учёт у арендодателя

Предприятие может сдать отдельные объекты ос в краткосрочную аренду (до 1 г) или же долгосрочную(больше 1 г). Долгосрочная аренда может быть с выкупом объекта арендатора или без с последующим возвратом. Арендные отношения между АД и АП оформляются договором аренды. Для АД с дача в аренду может быть одним из видов его основной деятельности, если это предусмотрено учредит. документами. При краткоср. аренде объекты остаются на балансе АД. Если у АД сдача имущества в аренду явл. одним из сновных видов деятельности, то в его учёте делаются записи:

На первонач. стоимость объектов Дт 01 субсч. Ос, сданные в аренду Кт 01 субсч. Собственные ос

На сумму ежемесячно начисленной арендной платы Дт 76 кт 90

На сумму ежемесячно начисленной амортизации Дт 20 Кт 02

На сумму фактических затрат по ремонту и обслуживанию объекта согласно договору Дт 20 Кт 10,23, 70, 69

На сумму фактических затрат, собранных за месяц на сч 20 Дт 90 Кт 20

Начисление НДС с арендной платы Дт 90 Кт 68

Поступления арендной платы от АП Дт 51 Кт 76

Если сдача в аренду не является его основной деятельностью, то все доходы и расходы от аренды АД учитыв. на сч 91.

На первонач. стоимость объектов Дт 01 субсч. Ос, сданные в аренду Кт 01 субсч. Собственные ос

На сумму ежемесячно начисленной арендной платы Дт 76 кт 91

На сумму ежемесячно начисленной амортизации и фактических затрат по содержанию и ремонту Дт 91 Кт 02,10,23,69,70

Начисление НДС с арендной платы Дт 91 Кт 68

Поступления арендной платы от АП Дт 51 Кт 76

Учёт аренды у АП.

Объект, взятый в аренду учитыв. на забалансовом сч. 001 Арендованные ОС по первонач.стоимости. Делаются записи:

На сумму арендной платы Дт 23,25,26 Кт 76

На сумму НДС, включ. в арендную плату Дт 18 Кт 76

На сумму фактических затрат на ремонт, если затраты по ремонту согласно договору за счёт АП Дт 23,25,26 Кт 10,70,69,23,60

На сумму фактических затрат на ремонт, если затраты по ремонту согласно договору за счёт АД Дт 76 Кт 10,70,69,60,23

Учёт операций долгоср. аренды у АП такой же как и операции по лизингу.

Лизинг является разновидностью аренды и объект лизинга по заказу лизингополучателя(ЛП) приобретается ЛД на стороне и затем сдаёт в лизинг. Также в лизинг может сдаваться какая-либо продукция непосредственно производителем, который выступает как ЛД. Различают оперативный и финансовый лизинг. При оперативном –ЛП возмещает ЛД менее 75 % первоначальной или контрактной стоимости объекта, а при финансовом- более 75 %. Лизинговая плата состоит из 2 частей:

1) Возмещение первоначальной стоимости

2) доход лизингодателя, а также другие расходы, связ. со сдачей объекта в лизинг

В зависимости от условий договора объект лизинг может находиться либо на балансе ЛД или на балансе ЛП. Амортизация по объекту начисляет та сторона, у которой на балансе будет числиться объект.

Учёт операций лизинга у ЛП.

Объект на балансе ЛД, а в учёте ЛП составляются следующие проводки:

· Принятие забаланс первоначальной (контрактной) стоимости Дт 001

· Начисление долга по лизинговым платежам 1,2 (без НДС) Дт 20, 23, 25, 26,29 Кт 76

· Начисление долга ЛД по НДС в составе лизинг. платежа Дт 18 Кт 76

· Перечисление лиз. платежа 1,2 с НДС Дт 76 Кт 51

Если ЛП по истечению договора лизинга выкупает объект, то он перечисляет выкупную стоимость этого объекта. Выкупная стоимость = первоначальная- сумма лизинговых платежей 1 за весь срок лизинга: Дт 76 Кт 51.

· Одновременно на сумму выкупной стоимости без НДС: Дт 08 Кт 76, а с НДС Дт 18 Кт 76

· Принятие на свой баланс выкупного объекта Дт 01 Кт 08-на выкупную(контрактную) стоимость без НДС

· На сумму перечисленную за время лизинга первоначальной(контрактной) стоимости объекта Дт 01 Кт 02

Учёт операций у ЛП, если объект находится на его балансе

В этом случае:

· На первоначальную (контрактн) стоимость полученного объекта без НДС Дт 08 Кт 76

· На сумму НДС с первонач.(контрактн)стоимости Дт 18 Кт 76

· При вводе в эксплуатацию объекта лизинга на его первонач. стоимость без НДС: Дт 01 субсчёт Имущество,полученное по договору лизинга Кт 08

· На сумму ежемесячно начисленной амортизации в порядке,установленном в договоре Дт 20,25,26,29 Кт 02 субсчёт Амортизация и имущество, полученное по договору лизинга

· Начисление лизингового платежа в части 2 без НДС Дт 26,29,20,23,25 Кт 76

· На сумму НДС в составе лизингового платежа 2 Дт 18 Кт 76

· Оплата лизингов. платежа 1,2 с НДС: Дт 76 Кт 51

Если ЛП решает выкупить объект после истечения срока лизинга,то он выплачивает выкупную стоимость этого объекта с НДС: Дт 76 Кт 51. Одновременно объект переводится в состав собственных ос записью Дт 01 Субсч. Собственные ос Кт 01 субсч. Имущество,полученное по договору лизинга. Амортизация отражается путём увеличения амортиз. Собственных ОС: Дт 02 субсч. Амортизация им-ва, полученного по договору лизинга Кт 02 субсч. Амортизация собств.ос. Если по истечении срока лизинга объект возвращается,то у ЛП делается запись

· На выкупную стоимость без НДС Дт 76 Кт 01 субсч. Выбытие ос

· На сумму НДС с выкупной стоимости Дт 76 Кт 18

27.Переоценка ОС и их амортизация. Учет результатов переоценки

Переоценка ОС проводится по решению правит-ва РБ как правило на 1 января ежегодно. Способы переоценки уст. гос. Органами и различают 3 способа:

1.метод прямой оценки т.е. используют на дату переоценки цены изготовителей, цены торговых орг-ий или на основании заключения эксперт. Оценщиков

2.по импортным объектам используется метод пересчета валют стоимости объекта по офиц курсу НБ на дату переоценки

3 индексный способ.Он применяется с использованием коэффициентов пересчета первонач. стоимости разрабат комитетом по статистике и анализу. Значение коэф-тов зависит от даты последней переоценки объектов или же от даты ввода в эксплуатацию объекта. Причем переоцененная стоимость будет равна первоначальная стоимость умножить на коэффициент пересчета. Для проведения переоценки руководитель предприятия формирует комиссию по переоценке. Комиссия составляет ведомости переоценки ОС. В этих ведомостях указана стоимость объектов до переоценки, переоцененную(восстановительная) стоимость и результат переоценки-дооценка или уценка. После проведения всех работ по переоценке,комиссия оформляет акт по результатам переоценки ОС в котором указана общая сумма дооценки или уценки ОС. В учете на общую сумму дооценки делают запись Д01К83. Уценка ОС отражается в учете такой же но сторнировочной записью.Одновременно оценивают и амортизацию.Для этого:

1определяют по каждому объекту удельный вес амортизации в его первоначальной стоимости.

2Восстановит стоимость объекта после переоценки умножают на полученный процент и получают переоцененную сумму амортизации.Сравнивая ее с амортизацией до переоценки получают дооценку или же уценку амортизации.

На общ сумму дооценки амортизации по предприятию делают запись Д83К02.

На общую сумму уценки амортизации делают такую же, но сторнировочную запись.

Одновременно переоценивают стоимость оборудования к установке и незавершенное капитальное строительство.

На сумму дооценки оборудования делают запись Д07 К83. На сумму дооценки незавершенного строительства делают запись Д08 К83.

Уценка этих объектов отражается такой же сторнировочной записью.

28. Экономическая сущность, классификация и оценка производственных запасов.

К ПЗ относятся предметы труда, которые потребляются в одном производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на готовую продукцию, работы, услуги. На практике к ПЗ относят запасы сырья и материалов, малоценных предметов (инвентарь, тех. оснастка, спецодежда и др.) стоимостью до 30 базовых величин, которые по действующему порядку организация имеет право не включать в состав основных средств. Малоценные предметы участвуют в производственном процессе многократно и частями погашают свою стоимость и переносят ее на себестоимость готовой продукции, работ, услуг.

ПЗ классифицируются:

1 по участию в формировании основы производства продукции

А)основные-формируют основу готовой продукции

Б) вспомогательные-содействуют технологическому процессу или же потребляются средствами труда(гарюче-смазочн)

2 по назначению, тех. признакам, свойствам

А)виды Б) однородные группыВ) подгруппыГ) маркиД) сорта

3 по принадлежности организации

А) материалы, принадлежащие организации – учитываются на ее балансе

Б) материалы, не принадлежащие организации – учитываются на забалансовых счетах

ПЗ оцениваются в бух. балансе по их фактической себестоимости, включающей:отпускную стоимость поставщика; расходы по доставке до склада организации; стоимость услуг посредника по заготовлению материала; проценты по кредитам и займам для расчетов с поставщиками; таможенные налоги и сборы; др.На счете 10 по их фактической себес-ти или же по их учетной стоим-ти в зависимости от порядка учета предусмотренного учетной политикой орг-ции. Учет материалов по их фактич. Себ-ти предполагает ежемесячное исчисление фактич себ-ти каждого вида сорта марки материалов исходя их фактич себ-ти на начало месяца и поступления за месяц.При этом списание мат-лов со складов производится в оценке по исчисленной фактич себ-ти,что весьма трудоемко.

Для снижения трудоемкости учета многие орг-ции отражают движение мат-ов по их учетной стоимости разрабатываемой самими организациями и неизменными как правило в теч года. В этом случае на сч 10 мат-лы отраж по их учетной ст-ти, а разность между фактич себ-тью и учетной ст-тью отраж на счете 16. При списании мат-лов со складов они оцениваются по их учетной ст-ти к которой добавляются отклонения(полож. Или отриц.) рассчитываемые 1 раз за отчет месяц обычно по проценту отклонений от учетной ст-ти мат-ов. В качестве учетной цены мат-ов можно исп-ть:

1. Отпускная цена поставщика

2. Плановая себ-ть единицы заготовленного материала

3. Прогнозная среднегодовая цена поставщика

Пример расчета отклонения:Счет10 группа мат-лов 01

1 показатель: Остаток мат-лов группы № 1 на начало месяца:

1.по учетным ценам 120, 2.по фактич себ-ти 135, 3.отклонение +15

2 показатель: поступило материалов гр №1 за отчетн месяц:

1.по учетным ценам 380, 2.по фактич себ-ти 405, 3.отклонение +25

3 показатель:поступление за месяц + остаток на начало месяца(строка 1+2)=40

1.по учетным ценам(1.1+2.2)=500, 2.по фактич(1.2+2.2)=540, 3.отклонение(3.2-3.1)

4 показатель:процент отклонения (40/500*100)=8%

5 списано в пр-во материалов группы №1 за отчетный месяц

1. по учетной ст-ти 410, 2. отклонение(+-5.1*4*100%)=410*8 /100=+32.8

6 фактич себ-ть мат-лов группы №1 списанных в пр-во в отчет месяце (5.1+5.2)=410+32,8=442,8

В данном примере на сч 10 мат-ы будут числиться по их учетной ст-ти, а на сч 16 отклонение от учетной ст-ти


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: