Задачи изучения темы:
1. Сформировать конкретные представления о массе тела.
2. Познакомить учащихся с единицами массы (граммом, килограммом, центнером, тонной) и их соотношениями.
3. Сформировать умение переводить массы, выраженные в единицах одних наименований, в единицы других наименований.
4. Сформировать измерительные навыки (навыки работы с весами).
5. Сформировать умение складывать и вычитать массы, выраженные в единицах двух различных наименований, а также умножать и делить их на число.
Дети имеют представления о массе, как свойстве инертности тела. Уточнению этих представлений помогают задания: какой предмет имеет большую массу тетрадь или книга, книги или карандаш? На эти вопросы дети отвечают, взвешивая предметы на руках (ощущением). Выполняя такое задание, ученики обобщают представления о свойствах, по которым происходит сравнение.
Первая единица массы, с которой знакомятся дети – это килограмм. Чтобы создать представление об этой единице, учитель показывает её (гирю или предмет такой массы) и даёт подержать в руках.
|
|
Учитель знакомит с правилами измерения:
§ Чтобы измерить массу тела, надо на одну чашу весов положить предмет, а на другую гирю.
§ Гири кладут до тех пор, пока чаши не уравновесятся
§ Если чаша с телом выше чаши с гирями, то тело легче гирь.
§ Если чаша с телом ниже гирь, то тело тяжелее.
§ Если же чаши уравновешены, то, подсчитав массу гирь, мы можем определить массу тела.
Для того чтобы дети лучше осознали процесс измерения, решаются две задачи:
1. С помощью весов узнать массу тела, т.е. взвесить тело (на чаши весов кладётся сначала тело, а потом гири до равновесия).
2. С помощью весов найти тело заданной массы, т.е. отвесить тело (на чашу весов сначала кладётся гиря заданной массы, а потом подбирается тело, которое уравновесит гирю).
Потом детей знакомят с новой единицей измерения массы – граммом. Для того чтобы показать необходимость новой единицы измерения, ученикам предлагается измерить массу тела меньше 1кг, или больше 1кг, но меньше 2кг. Для создания конкретного представления о массе в 1г, 2г, 3г можно показать монеты (старые) в 1коп., 2коп., 3 коп.. Путём измерения показывается соотношение между новой и старой единицей 1кг=1000г. Потом показываются гири в 1г, 10г, 100г, 2г, 20г, 200г, 5г, 50г, 500г. Со временем вводятся более крупные единицы измерения массы – центнер и тонна, устанавливается взаимосвязь между старыми и новыми единицами, между единицами массы и разрядными единицами:
1т=10ц=1000кг=1000000г 1ед. тыс.=10сот.=100дес.=1000ед.
1ц=100кг=100000г 1сот.=10дес.=100ед.
1кг=1000г 1дес.=10ед.
В дальнейшем дети знакомятся с действиями над величиной:
|
|
§ сначала сложение и вычитание величин одного наименования
5кг+4кг=9кг,
8кг-3кг=5кг.
§ Потом сложение и вычитание с разными наименованиями 5т20кг+3т45кг=5020кг+3045кг=8065кг=8т65кг.
8т6ц30кг-278кг=8530кг-278кг=8252кг=8т2ц52кг.
§ Умножение и деление на число
5т4ц*3=54ц*3=162ц=16т2ц,
7т30кг:2=7030кг:2=3515кг=3т5ц15кг.
В дальнейшем эти знания и умения применяются детьми при решении задач. Например: «Масса одного ящика с яблоками 5кг, а ящика с апельсинами - в 3 раза больше. Сколько весит ящики с яблоками и апельсинами вместе?» При решении этой задачи необходимо выполнить умножение массы на положительное действительное число и сложение двух масс.