Политика в области качества должна:
Соответствовать целям организации;
- содержать обязательство по постоянному улучшению и повышению эффективности;
- создавать условия для установления целей в области качества;
- давать возможность всем работникам, потребителям и поставщикам получать четкое представление об официальном отношении руководства предприятия к качеству;
- быть понятной;
- подвергаться своевременному пересмотру.
Высшее руководство должно обеспечивать, чтобы политика в области качества:
а) Соответствовала целям организации;
б) Включала обязательство соответствовать требованиям и постоянно повышать результативность системы качества;
в) Создавала основы для постановки и анализа целей в области качества;
г) Была доведена до сведения персонала и понятна ему;
д) Анализировалась на постоянную пригодность.
Задокументированная политика в области качества должна быть подписана руководителем предприятия и быть доведена до сведения всех сотрудников предприятия.
Примеры отдельных положений из политики в области качества:
Фирма «Роллс-Ройс» (Великобритания): Политика фирмы заключается в том, чтобы поддерживать такой уровень качества и надежности своих изделий и услуг, который, по признанию потребителей, ни кем не может быть превзойден.
Фирма «Мицубиси хэви индастрис» (Япония): качество превыше всего, никаких компромиссов в области качества.
Политика в области качества может быть сформулирована в виде направления деятельности или долгосрочной цели и может предусматривать:
• улучшение экономического положения предприятия;
• расширение или завоевание новых рынков сбыта;
• достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих фирм;
• ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или определенных регионов;
• освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;
• улучшение важнейших показателей качества продукции;
• снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
• увеличение сроков гарантии на продукцию;
• развитие сервиса.
Политика в области качества должна обеспечивать качество продукции на всех этапах ее жизненного цикла. В соответствии со стандартом ИСО жизненный цикл продукции включает 11 этапов:
1. Маркетинг, поиск и изучение рынка.
2. Проектирование и разработка технических требований, разработка продукции.
3. Материально-техническое снабжение.
4. Подготовка и разработка производственных процессов.
5. Производство.
6. Контроль, проведение испытаний и обследований.
7. Упаковка и хранение.
8. Реализация и распределение продукции.
9. Монтаж и эксплуатация.
10. Техническая помощь и обслуживание.
11. Утилизация после испытания.
Перечисленные этапы описывается в литературе по менеджменту в виде "петли качества". Таким образом, обеспечение качества продукции — это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа "петли качества", чтобы продукция удовлетворяла требованиям к качеству.
Управление качеством включает принятие решений, чему предшествуют контроль, учет, анализ. Особенности механизма управления качеством продукции фирмы определяются политикой предприятия в области качества, которая формируется высшим руководством предприятия. Собственно система менеджмента качества включает планирование, обеспечение, управление и улучшение качества и создается руководством предприятия как средство реализации политики предприятия в области качества. Управление качеством обеспечивается на всех этапах «петли качества».
Наилучших результатов в создании и выпуске конкурентоспособной продукции добиваются предприятия, обладающие исчерпывающими сведениями о состоянии и возможностях производственных процессов, а также своевременно вырабатывающие управляющие воздействия по их совершенствованию.