double arrow

Система отрасли административного права, источники, отрасли, их виды. Кодификация административного права

Система административного права – это внутреннее строение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм.

Систему административного права принято делить на две части: общая и особенная. Общая включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти.

Общая часть включает в себя институты:

-устанавливающие административно-правовой статус граждан и негосударственных организаций; -регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти -обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти; -регламентирующие принуждение по административному праву.

Особенная часть включает институты, регулирующие: - обеспечение безопасности граждан, общества, государства, а также административно-политическую деятельность; - организационно-хозяйственную деятельность; - социально-культурную деятельность; - деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных внешних связей.

Отрасль административного права можно разделить на следующие подотрасли: а) нормативно-структурная; б) органы исполнительной власти; в) государственная служба; г) административно-правовые режимы; д) административный процесс, законность в управлении; е) организация государственного управления в сферах и отраслях.

К подотраслям административного законодательства можно отнести:

а) «Органы исполнительной власти» б) «Государственная служба в) «Административно-правовые режимы» г) «Регистрационно-легализующая деятельность д) «Государственное управление в сферах государственной жизни» е) «Контрольно-надзорная деятельность»

Источники административного права - юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. Основными источниками административного права являются нормативно-правовые акты органов управления, в которых получают свое внешнее выражение и закрепление нормы административного права.

На федеральном уровне:Конституция РФ Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ Постановления Конституционного Суда РФ Федеральные конституционные законы Федеральные законы, включая законы РФ и РСФСР, кодексы РФ и основы законодательства РФ Нормативные указы Президента РФ Нормативные акты палат Федерального Собрания РФ Нормативные постановления Правительства РФ Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения) Нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк РФ)

На региональном уровне: Конституции (уставы) субъектов РФ Постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ Законы субъектов РФ

Нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ Нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ

Нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции

На муниципальном (местном) уровне: Уставы муниципальных образований Нормативные акты представительных органов муниципального образования Нормативные акты главы муниципального образования Нормативные акты местной администрации

Административное право относится к числу самых несистематизированных, а тем более — некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью.

Административное право по сравнению с другими отраслями отличается подвижностью, постоянными изменениями. Это требует обновления административно-правовых актов, устранение пробелов в административно-правовом регулировании - инкорпорации административного права (объединение и расположение в систематизированном порядке норм по его важнейшим институтам) и т. п.

Кодификация является высшей формой систематизации административного законодательства, предполагающая сведение административно-правовых норм в кодексы по различным административно-правовым институтам и отраслям государственного управления. При принятии кодексов нормы систематизируемых его введением в действие актов подвергаются изменению, корректировке, некоторые упраздняются, другие появляются вновь и т.д.

Кодификация как один из путей систематизации норм административного права уже осуществлена в отношении одного из центральных институтов отрасли - института административной ответственности. В настоящее время в России действует Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ. Кодифицированы и административно-правовые нормы в отдельных отраслях государственного управления: строительстве, таможенном деле, налоговой и бюджетной системах и т.д.).

Однако в правовом поле действуют административно-правовые нормы, многие из которых устарели и не соответствуют современным потребностям развивающегося общественного организма. Следовательно, проблема кодификации по-прежнему актуальна и остра для административного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: