Правовое регулирование экологической экспертизы
ОВОС
Правовое регулирование оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности (ОВОС).
Закон «Об охране окружающей среды» (ст.58)
Закон от 9 ноября 2009 года «О государственной экологической экспертизе»
Положение о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду: утв. Постановлением Совета Министров от 19 мая 2010 г., №755
определение при разработке проектной документации:
возможного воздействия на окружающую среду при реализации проектных решений,
предполагаемых изменений окружающей среды,
прогнозирование ее состояния в будущем.
ОВОС проводится на стадии разработки проектной документации.
Цель - принятие решения о возможности или невозможности реализации проектного решения.
В ст. 13 Закона «О государственной экологической экспертизе» определен перечень объектов, для которых при разработке проектной документации (обоснования инвестирования в строительство, архитектурные и строительные проекты) проводится оценка воздействия на окружающую среду, напр.:
тепловые электростанции и другие установки для сжигания топлива эквивалентной мощностью 100 мегаватт и более;
атомные электростанции и другие ядерные установки;
нефтеперерабатывающие заводы производственной мощностью 500 тонн в сутки и более;
установки для газификации и сжижения угля и битуминозных сланцев производственной мощностью 500 тонн в сутки и более и др.
ОВОС организуется и финансируется заказчиком и проводится по договору с ним проектными организациями одновременно с разработкой проектной документации.
Результатами ОВОС являются:
выводы о характере и масштабах воздействия на окружающую среду при реализации проектного решения планируемой деятельности и альтернативных вариантах его реализации;
описание мероприятий для предотвращения или снижения возможного неблагоприятного воздействия на окружающую среду;
изучение и учет мнения общественности при принятии заказчиком решений;
решение заказчика по определению альтернативных вариантов (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и др.).
Одним из этапов ОВОС является проведение общественного обсуждения (ст.22 Закона «О гос. экспертизе»).
Результаты отражаются в отчете, который является составной частью проектной документации.
Проектная документация, включая отчет об ОВОС, представляется заказчиком для проведения государственной экологической экспертизы.
Государственная экологическая экспертиза –
установление соответствия или несоответствия проектной или иной документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов.
Субъектами отношений в области проведения государственной экологической экспертизы являются:
Президент Республики Беларусь;
Совет Министров Республики Беларусь;
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, областные (Минский городской) комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды, их уполномоченные должностные лица;
местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы;
заказчики;
проектные организации.
Ст.5 Объектами государственной экологической экспертизы является следующая проектная документация:
градостроительные проекты общего планирования, специального планирования, детального планирования, архитектурные проекты застройки территорий;
обоснования инвестирования в строительство, архитектурные и строительные проекты;
проекты территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
проекты водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов.
проекты концепций, прогнозов, программ и схем отраслевого развития, реализация которых связана с использованием природных ресурсов и (или) может оказать воздействие на окружающую среду;
проекты ведения охотничьего хозяйства, биологические обоснования зарыбления рыболовных угодий, биологические обоснования на заготовку и (или) закупку диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства;
лесоустроительные проекты;
проекты технических нормативных правовых актов, в которых устанавливаются требования в области охраны окружающей среды и (или) рационального использования природных ресурсов (напр.,к продукции, процессам ее утилизации и др.).
Государственная экологическая экспертиза проводится уполномоченными должностными лицами Минприроды, областных (Минского городского) комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Ст.11 Закона – разграничение компетенции.
Для проведения гос. экологической экспертизы проектной документации по сложным проектным решениям Минприроды, его областными (Минским городским) комитетами могут создаваться экспертные комиссии с привлечением на договорной основе специалистов гос. и иных организаций Республики Беларусь, международных организаций и иностранных государств, обладающих специальными познаниями в определенных областях науки, техники и иных сферах деятельности.