Финансирование природоохранных мероприятий

Экологическое страхование.

Правовое регулирование экологического страхования.

Экономическое стимулирование охраны окружающей среды.

Платежи за природопользование.

Финансирование природоохранных мероприятий.

Понятие экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования.

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ТЕМА 8

n

Впервые роль экономических методов управления природопользованием и охраной окружающей среды была определена в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 года «О коренной перестройке дела охраны природы в стране».

В соответствии со ст.79 Закона «Об охране окружающей среды» в экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования включаются следующие элементы:

1. разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь в части рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

2. финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;

3. создание фондов охраны природы;

4. установление платежей за природопользование;

5. проведение экономической оценки природных объектов;

6. проведение экономической оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду;

7. установление мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды;

8.возмещение вреда, причиненного окружающей среде;

Экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования представляет собой совокупность различных экономических мер, которые предусмотрены законодательством и направлены на обеспечение охраны окружающей среды и рациональное природопользование.

Источники финансирования программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды (ст.81 Закона «Об охране окружающей среды»):

n Средства республиканского и местного бюджета;

n Средства государственных целевых бюджетных фондов охраны природы (приостановлено на 2012 г.);

n Средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

n Средства граждан, в том числе иностранных;

n Кредиты банков;

n Иностранные инвестиции;

n Иные внебюджетные источники, не запрещенные законодательством.

n Виды фондов охраны природы

n государственные целевые бюджетные

республи местные канский фонды

фонд охраны

природы

n общественные

n ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ:

1. платежи за специальное природопользование, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь;

2. средства, полученные в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде;

3. штрафы за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и иные нарушения законодательства;

4. средства от реализации конфискованных или иным образом обращенных в доход государства орудий охоты и добычи рыбы и других водных животных, а также от продажи незаконно добытой с помощью этих орудий продукции;

5. добровольные взносы юл и ип, в т.ч. иностранных.

Доходы и расходы республиканского фонда охраны природы утверждаются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Доходы и расходы местных фондов охраны природы утверждаются решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

n Закон от 30 декабря 2011 г. «О республиканском бюджете на 2012 год» с т.8

n Установить, что в 2012 году расходы республиканского бюджета на финансирование охраны окружающей среды в сумме 531631801,5 тыс. рублей используются согласно приложению 9. Распределение указанных средств между получателями осуществляется соответствующими распорядителями бюджетных средств.

n Приложение 9

n Расходы республиканского бюджета на финансирование охраны окружающей среды

n п.6 ст.25 Областные, Минский городской, районные и городские (городов областного подчинения) Советы депутатов определяют направления использования и размеры средств соответствующих местных бюджетов на финансирование охраны окружающей среды на основании перечня мероприятий, установленного Советом Министров Республики Беларусь.

n НПА, принятые до 2012 г. и устанавливающие финансирование за счет средств республиканского фонда охраны природы, обеспечиваются финансированием в пределах средств, предусматриваемых в республиканском бюджете на финансирование охраны окружающей среды.

n Перечень мероприятий по охране окружающей среды, финансируемых за счет средств республиканского и местных бюджетов, устанавливается Совмином.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 января 2011 г. № 26

«Об установлении перечня мероприятий по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов, финансируемых за счет средств государственных бюджетных республиканского и местных фондов охраны природы».

n 3.Платежи за природопользование.

n Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от
29 декабря 2009 года (вступил в силу 1 января 2010 года)

n Земельный налог (глава 18);

n Экологический налог (глава 19);

n Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов (глава 20).

n 3 вида налогов:

n Земельный налог (глава 18);

n Экологический налог (глава 19);

n Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов (глава 20).

n Согласно ст.192 НК плательщиками земельного налога
признаются:

1.организации и физические лица, у которых земельные участки на территории Республики Беларусь находятся на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования либо предоставлены в частную собственность.

Физлица признаются плательщиками ЗН в отношении земельных участков, которые они приняли по наследству.

2.физические лица, которым предоставлены служебные земельные наделы, если указанные наделы предоставлены им районными исполнительными и распорядительными органами из земель запаса и земель лесного фонда с изъятием у лесохозяйственных организаций;

3.крестьянское (фермерское) хозяйство за земельные участки, предоставленные физическим лицам для ведения КФХ.

5. Плательщиками не признаются бюджетные организации,

Исключение: п.12 ст.202 НК

Сдача в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий и сооружений, машино-мест.

Суммы земельного налога исчисляются пропорционально площадям зданий и сооружений (их частей), машино-мест, занимаемым арендаторами (пользователями).

Объекты ЗН - расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, находящиеся:

n у физлиц или принятые ими по наследству;

n у организаций.

Особенность: в том числе предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению.

n Налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка.

n Ставки определены в НК.

n Согласно ст. 204 Плательщиками экологического налога
признаются:

n Организации (ч.2 ст.13 Общей части НК) и индивидуальные предприниматели;

n собственники отходов производства - за захоронение отходов производства.

Плательщиками не признаются бюджетные организации.

Освобождаются плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (ст.293 НК)

n ПЛАТЕЛЬЩИКИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: