Экологическое страхование.
Правовое регулирование экологического страхования.
Экономическое стимулирование охраны окружающей среды.
Платежи за природопользование.
Финансирование природоохранных мероприятий.
Понятие экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования.
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
ТЕМА 8
n
Впервые роль экономических методов управления природопользованием и охраной окружающей среды была определена в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 года «О коренной перестройке дела охраны природы в стране».
В соответствии со ст.79 Закона «Об охране окружающей среды» в экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования включаются следующие элементы:
|
|
1. разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь в части рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
2. финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;
3. создание фондов охраны природы;
4. установление платежей за природопользование;
5. проведение экономической оценки природных объектов;
6. проведение экономической оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду;
7. установление мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды;
8.возмещение вреда, причиненного окружающей среде;
Экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования представляет собой совокупность различных экономических мер, которые предусмотрены законодательством и направлены на обеспечение охраны окружающей среды и рациональное природопользование.
Источники финансирования программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды (ст.81 Закона «Об охране окружающей среды»):
n Средства республиканского и местного бюджета;
n Средства государственных целевых бюджетных фондов охраны природы (приостановлено на 2012 г.);
n Средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
n Средства граждан, в том числе иностранных;
n Кредиты банков;
n Иностранные инвестиции;
n Иные внебюджетные источники, не запрещенные законодательством.
n Виды фондов охраны природы
n государственные целевые бюджетные
республи местные канский фонды
|
|
фонд охраны
природы
n общественные
n ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ:
1. платежи за специальное природопользование, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь;
2. средства, полученные в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде;
3. штрафы за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и иные нарушения законодательства;
4. средства от реализации конфискованных или иным образом обращенных в доход государства орудий охоты и добычи рыбы и других водных животных, а также от продажи незаконно добытой с помощью этих орудий продукции;
5. добровольные взносы юл и ип, в т.ч. иностранных.
Доходы и расходы республиканского фонда охраны природы утверждаются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Доходы и расходы местных фондов охраны природы утверждаются решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.
n Закон от 30 декабря 2011 г. «О республиканском бюджете на 2012 год» с т.8
n Установить, что в 2012 году расходы республиканского бюджета на финансирование охраны окружающей среды в сумме 531631801,5 тыс. рублей используются согласно приложению 9. Распределение указанных средств между получателями осуществляется соответствующими распорядителями бюджетных средств.
n Приложение 9
n Расходы республиканского бюджета на финансирование охраны окружающей среды
n п.6 ст.25 Областные, Минский городской, районные и городские (городов областного подчинения) Советы депутатов определяют направления использования и размеры средств соответствующих местных бюджетов на финансирование охраны окружающей среды на основании перечня мероприятий, установленного Советом Министров Республики Беларусь.
n НПА, принятые до 2012 г. и устанавливающие финансирование за счет средств республиканского фонда охраны природы, обеспечиваются финансированием в пределах средств, предусматриваемых в республиканском бюджете на финансирование охраны окружающей среды.
n Перечень мероприятий по охране окружающей среды, финансируемых за счет средств республиканского и местных бюджетов, устанавливается Совмином.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 января 2011 г. № 26
«Об установлении перечня мероприятий по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов, финансируемых за счет средств государственных бюджетных республиканского и местных фондов охраны природы».
n 3.Платежи за природопользование.
n Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от
29 декабря 2009 года (вступил в силу 1 января 2010 года)
n Земельный налог (глава 18);
n Экологический налог (глава 19);
n Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов (глава 20).
n 3 вида налогов:
n Земельный налог (глава 18);
n Экологический налог (глава 19);
n Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов (глава 20).
n Согласно ст.192 НК плательщиками земельного налога
признаются:
1.организации и физические лица, у которых земельные участки на территории Республики Беларусь находятся на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования либо предоставлены в частную собственность.
Физлица признаются плательщиками ЗН в отношении земельных участков, которые они приняли по наследству.
2.физические лица, которым предоставлены служебные земельные наделы, если указанные наделы предоставлены им районными исполнительными и распорядительными органами из земель запаса и земель лесного фонда с изъятием у лесохозяйственных организаций;
3.крестьянское (фермерское) хозяйство за земельные участки, предоставленные физическим лицам для ведения КФХ.
|
|
5. Плательщиками не признаются бюджетные организации,
Исключение: п.12 ст.202 НК
Сдача в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий и сооружений, машино-мест.
Суммы земельного налога исчисляются пропорционально площадям зданий и сооружений (их частей), машино-мест, занимаемым арендаторами (пользователями).
Объекты ЗН - расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, находящиеся:
n у физлиц или принятые ими по наследству;
n у организаций.
Особенность: в том числе предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению.
n Налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка.
n Ставки определены в НК.
n Согласно ст. 204 Плательщиками экологического налога
признаются:
n Организации (ч.2 ст.13 Общей части НК) и индивидуальные предприниматели;
n собственники отходов производства - за захоронение отходов производства.
Плательщиками не признаются бюджетные организации.
Освобождаются плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (ст.293 НК)
n ПЛАТЕЛЬЩИКИ