Функции философии в культуре

1. Онтологическая. От греческого «онтос» – сущее, сущность. Эта функция является главной и уже была упомянута выше: поиск Абсолюта, поиск первых начал и причин всех сущностей. Однако не во все культурно-исторические эпохи эта функция реализуется. В периоды кризиса философии, в эпохи перехода от одних мировоззрений к другим философы могут отказываться от поиска Абсолюта. Например, античные софисты и стоики, эмпиризм Нового Времени, современная философия постмодернизма.

2. Логическая. Мы иногда думаем, что всегда и во все эпохи люди умели мыслить логически, однако это не так. Индивидуальный человек мыслит логически отнюдь не с рождения. Мышление ребенка является образным, интересным, ищущим, но далеко не логическим. И способность к логическому мышлению в нас формируется в школьные годы путем целенаправленного обучения. Точно так же, не во все эпохи люди умели мыслить логично. В ранние эпохи господствовало образно-мифологическое мышление, аналогичное мышлению ребенка. Культуре понадобилось определенное «обучение», чтобы она научилась мыслить логично. И эту обучающую функцию взяла на себя именно философия. В европейской философии впервые на факт существования отвлеченного логического мышления натолкнулась Элейская школа (VI–V в. до н.э.), а полный свод современных логических законов был сформулирован Аристотелем в IV в. до н.э.

3. Гносеологическая. От греческого «гнозис» – знание. Философская теория познания, главный вопрос которой: познаваем ли мир в целом? В случае ответа «да», такое философское направление называется «гностицизм», в противном случае – «агностицизм». Другой важный гносеологический вопрос: какова функция человека в познании? Быть ли ему пассивным наблюдателем и созерцателем вечных истин (как утверждала античность), или становиться творческим преобразователем мира (как утверждала философия, начиная с эпохи Возрождения).

4. Аксиологическая. От греческого «аксиос» – ценность. Философская теория ценностей, основными вопросами которой являются: в чем смысл жизни человека? Какова роль и место человека в мире? Каковы главные и второстепенные цели жизни человека?

5. Коммуникативная. От латинского “communicatio” – общение. Философия играет в культуре роль посредника между другими сферами человеческого познания: между наукой и религией, между наукой и искусством, между религией и искусством, между разными религиями. Сравнивая различные мировоззрения, философия, тем самым, помогает их сближению, помогает носителям разных мировоззрений и религий найти общую базу для межкультурного диалога, общий язык общения.

Итак, мы выяснили, что по своему предмету философия и наука различны. Наука занимается миром относительных вещей, а философия – отношением относительного к абсолютному. Однако почему-то в культуре философию принято причислять к наукам. Философию нередко называли «наукой наук». Или, например, система научных званий в России: «доктор философских наук». Или, одна из современных позитивистских концепций называет философию «интегральной наукой», синтезирующей в себе данные конкретных наук. Парируя последнюю мысль, скажем, что выше уже достаточно четко показано, что философия, размышляя обо всем сущем, об абсолютном, не может быть сведена к сумме конкретных знаний. Ибо бесконечное, беспредельное никогда не будет равно сумме конечного.

Но все же, в причислении философии к наукам содержится зерно важной истины. Дело в том, что отрасли знания подразделяются не только по своему предмету, но и по методу. Предмет знания отвечает на вопрос «что?» или «о чем?» – каково содержание данного знания. А метод знания отвечает на вопрос «как?» или «каким образом?» – каким путем или методом данное знание получено.

И отвечая на этот вопрос, мы приходим к следующему ответу:

МЕТОД ФИЛОСОФИИ – ОТВЛЕЧЕННОЕ, РАЗУМНОЕ, ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, ПОЗНАЮЩЕЕ С ПОМОЩЬЮ ФИЛОСОФСКИХ КАТЕГОРИЙ

Этим философия похожа на науку, хотя ее предмет «ненаучен». Ибо научное мышление также является отвлеченным, разумным и логическим. Мышление бывает: 1) рассудочное – обыденное; 2) разумное – философское и научное.

Общее рассудка и разума: Мышление – это сведение многого к единству, оно включает в себя: а) многое; б) единое; в) их отношения.

Отличия рассудка и разума: Рассудок акцентирует множество: «корова есть совокупность атомов». Разум акцентирует единство: «черное и белое кажутся разными, но по сути – одно».

Итак, метод философии – отвлеченное, разумное мышление. Отвлеченное – от временного, сиюминутного, несуществующего, мелочей. Метод восхождения философского познания: 1) эмпирический опыт – вижу, слышу, осязаю; 2) чувственные представления; 3) понятия; 4) суждения; 5) умозаключения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: