Сходства и отличия философии и искусства

Сходства и отличия философии и религии

Итак, отделив философию от науки, проделаем подобную же процедуру и с религией. Прежде всего, скажем, что мы понимаем здесь религию не как сумму сборников сказок и мифов народов мира, не как художественную литературу, а как некую реальность, дающую реальное знание и обладающую реальной достоверностью, коль скоро религия тысячи лет живет в культуре и умирать пока не собирается.

Давайте попытаемся определить предмет религиозного знания в координатах относительное – абсолютное:

ПРЕДМЕТ РЕЛИГИИ – ОТНОШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОГО И АБСОЛЮТНОГО

Итак, по своему предмету религия идентична философии. Абсолютом религии является то или иное Божество, различное в разных религиозных системах. И религия занимается отношением этого Божества ко всему остальному миру: механизм творения, заповеди и т. д.

Чем же религия тогда отличается от философии? Очевидно, они имеют разные методы. Если философия, как и наука, старается логически доказать свою правоту, но методы убеждения религии в своей правоте иные. И главным из них является конкретное переживание Божества в его отношении к человеку, то, что называется мистикой и проявляется в описанных всеми религиями сверхъестественных событиях и явлениях. Исторически в религиозном убеждении людей могут играть роль как национальная и культурная традиция, так и государственное насилие, но главным и решающим в религиях всегда был мистический опыт группы подвижников, называемых святыми, пророками, ясновидцами. Не все религиозные люди обладают подобным личным опытом, но тогда их вера строится на доверии к мистическому опыту других.

МЕТОД РЕЛИГИИ – КОНКРЕТНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ БОЖЕСТВА

В ЕГО ОТНОШЕНИИ К ЧЕЛОВЕКУ (МИСТИКА)

Религиозный текст ценен не логической доказательностью, а внутренней убедительностью, его соответствием внутреннему экзистенциальному опыту человека. Кроме того, если философия – это монолог, то есть беседа разума с самим собой, то религия, преимущественно, есть диалог, беседа души с Богом, переживаемая именно как диалог разных личностей.

Впрочем, существует область религиозного знания, максимально близкая к философии. Это – богословие или теология, которое часто выражается на философском или близком к философскому языке.

Теперь, отделив философию от науки и религии, поищем ее границы с искусством. В чем ценность искусства? На первый взгляд, может показаться, что искусство удовлетворяет эстетическую потребность, потребность в прекрасном, которая для каждого человека индивидуальна: «на вкус и цвет товарища нет». Но тогда неразрешимой загадкой для нас останется, почему же в искусстве существуют персонажи, гениальные художники, поэты, композиторы, которыми восхищаются через столетия после их смерти? В чем тайна гениальности? Только ли в максимальном соответствии нынешней культурной доминанте?

Наш опыт подсказывает, что в искусстве мы ищем «вечные ценности», но выраженные таким образом, что они становятся созвучными нашей душе.

Давайте попытаемся определить предмет искусства в координатах относительное – абсолютное:

ПРЕДМЕТ ИСКУССТВА – ОТНОШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОГО И АБСОЛЮТНОГО, ИЛИ ВЫРАЖЕНИЕ АБСОЛЮТНОГО ЧЕРЕЗ ОТНОСИТЕЛЬНОЕ

Итак, по своему предмету искусство близко к философии и религии и далеко отстоит от науки.

Каким же методом искусство убеждает нас в своей правде? Что потрясает нас в прекрасном или гениальном произведении искусства?

Главное в искусстве: 1) описание живого переживания, живого опыта; 2) главное – не доказательность, а убедительность; 3) метод передачи – конкретное описание события; 4) искусство – это диалог со зрителем, слушателем, читателем

Обратите внимание: самовыражение, само по себе, не является достаточным признаком произведения искусства.

МЕТОД ИСКУССТВА – КОНКРЕТНЫЙ ДИАЛОГ ГЛУБИНЫ ДУШИ ЗРИТЕЛЯ С ГЛУБИНОЙ ДУШИ ХУДОЖНИКА И МИСТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ЕДИНСТВА, «РЕЗОНАНСА» ЗРИТЕЛЯ И ХУДОЖНИКА

Известный русский кинорежиссер Андрей Тарковский так определил цель искусства: «Искусство должно вызывать душевные потрясения, а не воспитывать идолопоклонников».

В этом смысле, по своему методу искусство скорее ближе к религии, чем к философии. Оно меньше всего включает в себя рациональные моменты, и больше – трансрациональные и иррациональные. Художник, выражающий глубину своей души средствами искусства, может так или иначе рассчитывать на глубокий эмоциональный отклик определенной аудитории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: