Абсолютные качества человека

Тема 2. ЧЕЛОВЕК С ФИЛОСОФСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.

Итак, теперь давайте нашу философскую «призму», нашу систему философских координат «относительное-абсолютное» попытаемся отнести к человеку, к нам с вами.

Вновь повторим определения относительного и абсолютного:

1) ОТНОСИТЕЛЬНОЕ – а) бесконечное множество возникающих и гибнущих вещей; б) то, что начала своей сущности и причины своего существования имеет в чем-то ином.

2) АБСОЛЮТНОЕ – а) то, что не возникает и не исчезает, то, что вечно;

б) то, что существует благодаря себе и постигается через себя.

Каким существом является человек? На поверхности лежит ответ, что относительным. Мы рождаемся и умираем. Не мы сами являемся причиной своего появления на свет. И, как мы уже обсуждали, наши тела есть сумма генов наших родителей, наши характеры тоже переданы по наследству или выработаны культурой. Наши мысли определены средой, воспитанием, друзьями, преподавателями. Словом, наша относительность – это вполне банальный факт.

Есть ли в нас хоть что-то абсолютное? Давайте условимся, что при ответе на этот вопрос мы оставим в стороне то определение абсолютного, где говорится о вечности. Есть религии, утверждающие, что мы существовали всегда, что наши души вечно кочуют из тела в тело, например, индийские религии. Есть религии, утверждающие, что после смерти тела мы будем жить вечно в раю или в аду (христианство и ислам). Но в рамках нашего земного существования мы не знаем, справедливо это или нет. Будем исходить только из нашего земного опыта жизни. И поэтому, попытаемся поискать, есть ли в нашей жизни хоть что-нибудь, что зависит от нас и только от нас, а не от среды, не от культуры, не от генов и гормонов и не от родителей.

Помните, совсем недавно мы говорили, что в нас нет ничего своего, и наши тела – произведения наших родителей, и наши мысли – продукт того, с кем и о чем мы говорим, что читаем и куда смотрим – то есть, продукт нашего окружения. Но неужели вы никогда не бунтовали против ваших родителей: папа! Я поступлю так, как Я хочу! Или неужели никогда у вас не было бунта против вашего окружения: пусть все вот так одеваются, а я оденусь по-другому, пусть все вот так поступают, а я поступлю иначе. Или когда мама в 1 классе хотела за вас решить задачку, неужели вы никогда не говорили: нет, мама, я хочу сам. Мы сейчас не говорим, хорошо или плохо так бунтовать – бывает и хорошо, бывает и плохо. Но даже в языке нашем есть такие понятия: саморазвитие, самореализация, самоопределение. Даже была пословица такая: «каждый человек – это кузнец собственного счастья». Но с другой стороны, верно и то, что мы и зависимы от обстоятельств.

Если человек был бы полностью зависим от обстоятельств, то многих преступников было бы не за что судить. Преступник мог бы сказать: не знаю, что-то нашло на меня, возненавидел я вот того мужика, да и зарезал его. Да и потом, я родился в плохой семье, У меня отец – алкоголик, а мать – проститутка. Ну как я могу не убивать? Однако сам факт нравственного или юридического суда говорит о том, что хотя человек и является продуктом обстоятельств жизни, но в тоже время в каждый момент, по крайней мере по природе своей, он свободен совершать или не совершать данный поступок.

Но тогда мы можем дать следующее философское определение человека:

ЧЕЛОВЕК – ЭТО ДВОЙСТВЕННОЕ СУЩЕСТВО, ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ ОН И ОТНОСИТЕЛЕН, И АБСОЛЮТЕН, И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА СОСТОИТ В БОРЬБЕ И ГАРМОНИИ ОТНОСИТЕЛЬНОГО И АБСОЛЮТНОГО

Но при этом, если наши относительные свойства всем очевидны и лежат на поверхности, то поиск абсолютных качеств человека нуждается в особых процедурах поиска. Мы будем исходить из всей полноты человеческого обыденного опыта, а также искать подлинные значения слов в человеческом языке. И тогда абсолютные качества человека будут закономерно следовать одно за другим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: