Цели и задачи МППК

Зростання практики застосування судово-психологічної експертизи в сучасному судочинстві пов'язане в першу чергу з удосконаленням методів цього виду експертизи, розширенням кількості психологічних методів, за допомогою яких можна проводити психодіагностику груп, підвищенням якості висновків експертів-психологів, що дає можливість поліпшити роботу в судовому процесі.

«МППЕ» Коррекционая педагогика - это отрасль педагогики, объектом которой является человек, развивающаяся личность с отклонениями в соматической, психической, двигательной, интеллектуальной, сенсорной, речевой или поведенческой сфере, которые ограничивают или затрудняют возможность социализации, нормальной жизни в обществе, трудоспособность и жизнедеятельность. Предметом коррекционой педагогики являются пути, способы, приемы, условия, помогающие компенсировать нарушение и позволяющие достигать единых с общей педагогикой целей и задач развития и социализации личности. Знание основ психолого-педагогическая диагностика и отбор детей в спец. учреждения помогает коррекционному педагогу видеть и понимать проблемы детей с отклонениями в развитии и с ограниченными возможностями, квалифицированно содействовать решению этих проблем совместно со специалистами - психологами, педагогами, медиками, социальными педагогами. Особую значимость приобретает подготовка коррекционного педагога к социальноадаптационной и реабилитационной деятельности, целью которой является создание необходимых психологопедагогических условий для наиболее полной социальной адаптации и интеграции детей с проблемами в развитии. Цель курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов системное видение проблем теории и практики диагностики воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции детей с проблемами в развитии, существующих и взаимодействующих друг с другом в едином социообразовательном пространстве. Основные задачи курса: 1. Сформировать гуманистически ориентированное профессиональное мировоззрение понимающего и принимающего проблемы людей с ограниченными возможностями и содействующего решению этих проблем. 2. Сформировать систему важнейших теоретических знаний, необходимых каждому коррекционному педагогу в его профессиональной деятельности для понимания сущности и путей решения проблем детей и подростков с отклонениями в развитии. 3. Вызвать профессиональный интерес к кругу проблем диагностики и отбора детей с отклонениями в развитии, стремление глубже овладеть знаниями, навыками, необходимыми в работе с детьми с ограниченными возможностями. 4. Познакомить с основными направлениями деятельности коррекционного педагога при диагностике и отборе детей с отклонениями в развитии. 1 раздел. Общие вопросы психолого-педагогической диагностики и отбора детей в спец учреждения Понятия нормы и отклонения, нарушения, дефекта в соматическом, психическом, моторном, интеллектуальном, речевом развитии человека. Эволюция этих понятий, их трактовка в истории развития человеческой цивилизации. Понятие о первичном и вторичном нарушении (дефекте), о комбинированном нарушении.Медицинский, психологический, педагогический и социальноправовой контекст понятий специальной педагогики. Медицинский контекст. Понятия "здоровье" и "болезнь, заболевание". Понятия "дефект". <нарушение развития>, <отклонение в развитии>, <ограничение возможностей>. Разграничение понятий <болезнь> и <дефект>, <нарушение>; <дефект>, <нарушение> как следствие болезни, ее результат. Понятия <больной> и <инвалид>, их отличие, соотношение с понятием <здоровый>. Понятия <коррекция>, <абилитация>, <реабилитация> в медицине. Возможности и границы коррекции в медицине. Психологический контекст. Понятия <развитие>, <депривация>, <психическое нарушение>, <отклонение в развитии>, <нарушение развития>, <задержка (психического) развития>, <аномальное развитие>, <психическое заболевание>. Понятия <коррекция>, <компенсация дефекта>, <псевдокомпенсация>, <сверхкомпенсация>, <абилитация>, <реабилитация>. Педагогический контекст. Понятия <развитие>, <учение>, <обучение> и их соотношение с понятиями <компенсация>, <коррекция>, абилитация>, <реабилитация>. Возможности и границы коррекции средствами педагогики. <Трудности в обучении> как педагогическое понятие. <Задержка психического развития> и <трудности в обучении> - связь и соотношение. <Ограничение возможностей> и <особые образовательные потребности> как причина и следствие. Социальноправовой контекст. Понятия <аномальный индивид>, <инвалид>, <индивид с ограниченной трудоспособностью> и корректность их применения в современном социальноправовом контексте. Понятия <социальная реабилитация>, <профессиональнотрудовая реабилитация>> <социальная интеграция>, <социальная адаптация>. Причины нарушений, отклонений, задержек в развитии человека. Влияние социальных и биологических факторов на развитие ребенка. Классификация нарушений: - по причинам отклонений развития (причины социального и/или биологического характера); - по сферам отклонений (сенсорика, эмоции, моторика, речь и общение, интеллект и познавательная деятельность, социальное поведение); - по последствиям влияния на развитие человека (слепые, слабовидящие, глухие, слабослышащие, логопаты, лица с нарушениями опорнодвигательного аппарата, в том числе и с детским церебральным параличом, лица с нарушениями интеллекта (умственноотсталые), дети с трудностями в обучении (задержка психического развития, школьная и/или психическая дезадаптация), хронически больные, дети с искаженным психическим развитием (синдром раннего детского аутизма), лица с отклоняющимся поведением; - классификация, предлагаемая всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ); - по степени тяжести нарушения, отклонения и несоответствия развития и жизнедеятельности индивида стандартным социокультурным ожиданиям: impairment (дефект, поражение), disability (отклонение, затруднение), handi-cap (препятствие, ограничение). Статистика (мировые и отечественные данные) о частоте и соотношении различных отклонений, нарушений в развитии человека, в том числе детей и подростков. Сущность и назначение диагностики в коррекционной педагогике, ее место в системепедагогического знания. Значимость компетентности педагога-дефектолога в вопросах отбора и диагностики детей с патологией. Возникновение диагностических процедур и отбора детей в коррекционной педагогике как отрасли педагогического знания.<Специальная педагогика>, <лечебная педагогика>, <дефектология>, <коррекционная педагогика>, <реабилитационная педагогика>, <ортопедагогика>: концептуальные основания и содержание этих понятий. 2 раздел. Научные основания специальной педагогики Методологическая основа познания в диагностике детей с дефектами развития: движение от абстрактного к конкретному в познании личности человека с ограниченными возможностями и его проблем; изучение характера нарушений, отклонений в развитии от их внешних проявлений к внутренним, сущностным причинам; поиск разрешения противоречия между потенциальными возможностями человека с отклонениями в развитии и невозможностью их реализации в обычных социальных и педагогических условиях; нахождение оптимального соотношения между общим особенным и единичным в содержании и методах коррекционно-педагогической работы, сочетающей опыт общей педагогики, коррекционной педагогики и особенности индивидуального педагогического подхода к каждому ребенку как носителю сугубо специфического проявления нарушения или сочетания нарушений. Гуманистическая психология и специальная психология как научная основа диагностики и отбора детей с нарушениями развития. Понятие "аномальное развитие" в специальной психологии. Л. С. Выготский о сложной структуре аномального развития. Понятие об аномальном и коррекционном развитии. Первичный дефект и вторичные отклонения в структуре развивающейся личности ребенка. Актуальный уровень развития, зона ближайшего развития. 0 депривации (сенсорной, интеллектуальной, социальной). Понятия компенсации, коррекции, адаптации. Психические нарушения, психическая дезадаптация. Профилактика психических нарушений. Психогигиена. Психокоррекция. Психолого-педагогическое консультирование. Общие основы психологической диагностики детей с отклонениями в развитии. Психологическая служба в общеобразовательных и коррекционных учреждениях. Психологическая поддержка семьи ребенка с проблемами в развитии. Олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с 3IIP. Развитие человека в норме и при отклонениях в строении и функционировании отдельных органов и систем организма. Место и роль медикобиологических знаний в объяснении причин, сущности и последствий нарушений в развитии человека:- нейрофизиологии и учения о высшей нервной деятельности, генетики, невропатологии и психопатологии в детском возрасте; знаний о строении, функционировании и нарушениях моторной, речевой и сенсорной систем человеческого организма. Современная научная модель диагностики и отбора детей с нарушениями в развитии, научные сферы, соподчиненные научные области знания. Ребенок с отклонениями в развитии как субъект и объект воспитания. Общее и особенное в диагностике воспитания детей с отклонениями в развитии. Основные научные теории диагностики и отбора детей в контексте коррекционной педагогики:- теория социальной реабилитации или возвращения (воссоздания) социальной полезности индивида, исходящая из установленных социумом норм (нормативная специальная педагогика); - теория личностноориентированной коррекционно-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями, исходящая из его потребностей в образовании, развитии, социальной интеграции, самореализации. Становление и социализация человека с ограниченными возможностями с позиций социологии и социальной психологии: лица с ограниченными возможностями как социальное меньшинство. Социальные параметры этой общественной группы.Психосоциальные проблемы лиц с отклонениями в развитии: наличие предубеждений по отношению к ним со стороны нормального большинства общества; социокультурная дискриминация; негативное эмоциональное восприятие инвалидов, лиц с ограниченными возможностями вследствие наличия у них отклоняющихся от общепринятых проявлений жизнедеятельности человека (особенности внешнего вида, мимики, движения, способа перемещения в пространстве, особенности речи, общения, взаимодействия с окружающими, отклонения от общепринятых норм аккуратности, этики и др.). Формирование социального самосознания и поведения лиц с ограниченными возможностями под влиянием негативных социальных факторов:- маргинализация и пессимизм, выработка негативных социальных стереотипов и маргинальной жизненной позиции.Возможности изменения общественного сознания в отношении к лицам с ограниченными возможностями и инвалидам: деятельность системы общего образования, средств массовой информации, общественных и благотворительных организаций, в том числе союзов и объединений самих инвалидов, лиц с отклонениями в развитии, их родителей, педагогов.Пути, средства и возможности социальной реабилитации лиц с ограниченной трудоспособностью.Условия и правовые нормы, обеспечивающие социализацию и социальную интеграцию лиц с ограниченными возможностями, деятельность системы социальных институтов по оказанию различной помощи лицам с ограниченными возможностями, а также соблюдение прав этой социальной категории. Основные международные, государственные и ведомственные нормативные документы, защищающие права детей, в том числе и детей с отклонениями в развитии с ограниченными возможностями и ограниченной трудоспособностью (~Конвенции ООН о правах ребенка> (1990), <Декларация ООН о правах инвалидов> (1975), <Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц> (1984). 3 раздел. Педагогические возможности преодоления отклонений в развитии ребенка Современные педагогические системы воспитании, обучения и социальной интеграциидетей с ограниченными возможностями. Понятие об интеграции и сегрегации. Виды интеграции, их достоинства и недостатки, возможности реализации применительно к той или иной категории детей с ограниченными возможностями.Обучение и воспитание детей с нарушениями речи.Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха.Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения. Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта. Дети с трудностями в обучении. Воспитание и обучение детей с искаженным психическим развитием. Воспитание и обучение детей с нарушениями опорно двигательного аппарата. Воспитание и обучение детей с нарушениями эмоциональной сферы и поведения. Воспитание и обучение детей с комбинированными нарушениями. Закономерности процесса обучения детей с ограниченными возможностями, содержание их образования, важнейшие принципы и методы их обучения. Общие с дидактикой общеобразовательной школы и специальные дидактические принципы и методы обучения детей с ограниченными возможностями. Краткая история и характеристика современного состояния и перспектив развития профессии педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями. Важнейшие личностные характеристики педагога, работающего с детьми и взрослыми, имеющими те или иные ограничения возможностей. Сфера профессионального знания коррекционного педагога и важнейшие специфические профессиональные умения, отличающие его деятельность от деятельности педагогов, работающих с обычными детьми. Система подготовки специалистов для сферы диагностики возможности профессиональной переподготовки на специальности коррекционной (специальной) педагогики. Возможные специализации педагога общеобразовательной школы по специальной (коррекционной) педагогике. 4 раздел. Диагностика и отбор детей с нарушениями развития в системе социальных институтов Социальные институты, содействующие лицам с ограниченными возможностями в развитии, воспитании, образовании, профессиональной ориентации и профессиональной подготовке, социализации и социальной интеграции, и система коррекционно-образовательных услуг в них. Система профилактики и раннего вмешательства, оказывающие помощь до рождения ребенка: основы валеологического образования населения, консультирование лиц, вступающих в брак, служба планирования семьи, медицинский патронаж в период эмбрионального развития ребенка. Медико-педагогический патронаж младенцев с проблемами в развитии. Раннее выявление детей с отклонениями в развитии. ОБЛАСТНЫЕ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО_ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМИССИИИ, ИХ ФУНКЦИИ, ЗАДАЧИ, СОСТАВ. Медико-социально-педагогический патронаж в раннем дошкольном возрасте. Возможности семьи и дошкольных учреждений по оказании ребенку с отклонениями в развитии коррекционно-педагогической помощи. Деятельность системы консультативно-диагностических служб. Зависимость успеха коррекционно-педагогической помощи ребенку с отклонениями в развитии от своевременности выявления нарушений развития. Школьная система коррекционно-педагогической помощи как этап социализации формирующейся личности человека с ограниченными возможностями.Дифференцированный и индивидуальный характер коррекционно-образовательных услуг в зависимости от характера и тяжести нарушения, возможности участия семьи в реализации коррекционно-образовательного процесса. Содержание и характер социально-педагогической помощи ребенку и семье на этом этапе.Возможности профессионального образования молодежи и взрослых с ограниченной трудоспособностью, их профдиагностики, профконсультирования, профориентации, профадаптации. Возможности и содержание деятельности Федеральной службы занятости по социальнотрудовой реабилитации лиц с ограниченной трудоспособностью.Социальные институты, оказывающие помощь лицам с ограниченными возможностями в реализации их социальных потребностей (организация быта, досуга, участия в общественной жизни, передвижения, общения и др.). Возможности оказания социально- и коррекционно-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями, лишенными трудоспособности: тяжелые формы инвалидности, наличие множественных дефектов, грубые нарушения (например, тяжелые формы умственной отсталости). Общественные организации, оказывающие социально- и коррекционно-педагогическую помощь лицам с ограниченными возможностями. Роль и возможности само- и взаимопомощи среди лиц с ограниченными возможностями.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ (МППК)

Деятельность медико-психолого-педагогической ко­миссии направлена на дифференцированный отбор де­тей с отклонениями в психическом и физическом разви­тии в специальные дошкольные и школьные учрежде­ния. МППК дает рекомендации по направлению детей в лечебно-профилактические учреждения, а также в уч­реждения социального обеспечения детей, не подлежа­щих обучению в массовых школах, и в дошкольные уч­реждения по состоянию здоровья и интеллекта. МППК решает вопросы о выводе из специальной школы и дошкольного учреждения или переводе из одного в другое.

В спектр задач МППК входит консультирование родителей и педагогов по вопросам лечения, воспитания, образования детей с легкими отклонениями в развитии.

Направление в специальное учреждение может дать только МППК. Комиссия осуществляет тщательное ме­дицинское, психолого-педагогическое и логопедическое обследование. Если ребенок уже посещал школу, зада­чей МППК является выяснение причин неуспеваемости, составление характеристики структуры дефекта. Если ребенок еще не посещал школу, специалисты выясняют готовность дошкольника к обучению. Здесь рассматриваются его физиологическая и социальная зрелость, уровень интеллектуального развития, особенности эмоционально-волевой сферы.

Важно выяснить, как ребенок воспринимает помощь взрослого и как переносит новые умения и навыки на сходные задания.

Направления выдаются:

1) детям с диагнозом «олигофрения в степени дебильности» различной этиологии, в том числе детям с дебильностью при болезни Дауна;

2) детям с органической деменцией негрубой степени вследствие инфекционных, травматических, интоксикаци­онных и других постнатальных поражений головного мозга;

3) детям с эпилептической деменцией негрубой сте­пени выраженности при условии, что у ребенка не на­блюдается дневных или частых ночных припадков;

4) детям с шизофренической деменцией негрубой сте­пени выраженности при условии отсутствия психотичес­ких расстройств.

Во вспомогательные школы не принимаются дети с тяжелыми формами слабоумия, при которых невозможно овладеть учебной программой вспомогательной школы. Это дети с олигофренией в степени дебильности и идио­тии, с органической деменцией резидуального или текущего характера, с тяжелыми расстройствами памяти, вни­мания, эмоционально-волевой сферы, распадом личност­ных свойств. Не подлежат приему во вспомогательную школу дети с шизофренической деменцией, не идущие на контакт, с тяжелыми нарушениями мышления, мутизмом и выраженными продуктивными симптомами. Такие дети направляются в соответствующие учрежде­ния системы социального обеспечения или, в зависимос­ти от состояния, в психоневрологические стационары.

Дети, у которых слабоумие сочетается с тяжелыми энцефалопатическими и психическими расстройствами, также не могут посещать вспомогательные школы. К этой категории состояний относятся:

1) слабоумие в сочетании с тяжелой психомоторной расторможенностью, препятствующей работоспособности;

2) слабоумие в сочетании с судорожными припадками развернутого типа с тонической и клонической фаза­ми, постприпадочными состояниями оглушенности, сумеречными расстройствами сознания;

3) слабоумие в сочетании с выраженными и стойки­ми психопатоподобными расстройствами: аффективной возбудимостью, агрессией к окружающим, патологией влечений;

4) слабоумие, сочетающееся с другими психотичес­кими расстройствами.

Не принимаются во вспомогательные школы дети с аномалиями психического развития, связанными с на­рушениями речи. Такие дети направляются в специальные классы при вспомогательных школах для детей с нарушениями анализаторов при условии, что первичный сенсорный дефект отягощен умственной отсталостью. Дети с задержкой психического развития церебрального, соматогенного и психогенного происхождения также не подлежат приему во вспомогательные школы, Такие ребята должны обучаться в специальных школах для детей с ЗПЕ. или в общеобразовательных школах, при условии индивидуального подхода,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: