Проблема биологического и социального в природе человека

Понятие о психике, ее функции и формы проявления.

Психика – это совокупность всех психических состояний, процессов и психических свойств личности. Психика - это субъективный образ объективного мира. Правильность субъективного отражения всегда подтверждается практикой жизнедеятельности и поведения.

Функции: регулирующая - помогает устанавливать равновесные отношения с внешней средой, адаптировать поведение к ее условиям

Прогностическая - способствует формированию предполагаемого результата поведения и деятельности

Программирующая - проявляется как осуществление определенных действий по плану или алгоритму

Сигнальная - помогает опознавать соответствие реальных действий заложенным в организме программам и реагировать на них

Приспособительная - способствует коррекции поведения и деятельности

Моделирующая - дает полный и всеобъемлющий образ окружающего мира, позволяет представить то, чего не в реальной жизни.

Историческое развитие психики, связанное с эволюцией человечества, называется филогенез. Развитие психики отдельного человека от рождения до смерти – онтогенез. Психическая деятельность человека имеет трехуровневую структуру и включает сознание, подсознание и надсознание.

Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его «социальное качество» и организм, который составляет его природную основу.

Со стороны своей биологической природы каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом — набором генов, получаемых от родителей. Уже при рождении он получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована в генах. Эти задатки влияют на внешние, физические данные индивида (рост, цвет кожи, форму лица, силу голоса, продолжительность жизни и т.д.), на его психические качества (эмоции, темперамент, отдельные черты характера и т.п.). По мнению некоторых ученых, в какой-то мере по наследству передается и одаренность людей в различных видах деятельности (художественном творчестве, музыке, математике и др.). Однако отсюда не следует делать вывод о только природной обусловленности способностей человека. Задатки — это лишь предпосылки способностей человека, которые нельзя свести к генотипу. Способности обусловлены, в общем виде, единством трех факторов: биологическим (задатки), социальным (социальная среда и воспитание) и психическим (внутреннее Я человека, его воля и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: