Особенности сметного (бюджетного) планирования.
Лекция 15
Выделение центров финансового учета
Виды центров ответственности | Аналитический финансовый учет | Контроль |
Центры затрат | Затрат | Затрат |
Центры прибыли | Доходов, затрат, прибыли | Прибыли |
Центры инвестиций | Доходов, затрат, прибыли, денежных потоков | Прибыли и денежных потоков |
Планирование – это особый тип процесса принятия решений, который касается не одного события, а охватывает деятельность всего предприятия. Планирование помогает ответить на следующие вопросы: на каком уровне развития находится ваш бизнес, каковы его конечные результаты; при помощи каких ресурсов (включая и финансовые) эти результаты могут быть достигнуты. Планирование задает динамику и ритмичность работы предприятия в течение дня, декады, месяца.
Бюджет – это план рыночной экономики, важнейший элемент системы экономического управления предприятием. Расчет бюджетных показателей, как правило, осуществляется автоматизированно с использованием компьютерных программ. Набор бюджетов и порядок их составления определяются с учетом специфики предприятия и его финансовой структуры.
Процесс бюджетирования начинается с составления плана продаж, а не с плана производства, что было характерно для социалистического планирования. При этом процесс планирования выходит за рамки планово-экономического отдела. Для успешного внедрения бюджетирования необходимо проведение специальных организационно-технических мероприятий по формированию специальной службы по бюджетированию, формированию финансовой структуры. При бюджетировании используются документы по форме, максимально приближенной к бухгалтерским. Бюджет сравнивается с фактом в виде отчетных бухгалтерских документов. При бюджетировании необходимо учитывать особенности учетной политики и вносить соответствующие изменения в методику планирования.
Основным плановым документом является общий бюджет, который обычно состоит из 2 разделов – операционного и финансового бюджетов. Результаты планирования сводятся и обобщаются в виде: прогнозного бухгалтерского баланса, прогнозного отчета о прибыли, прогнозного отчета о движении денежных средств. Финансовое моделирование и инвестиционное планирование осуществляются на базе финансового бюджета.
Актуальность бюджетирования определяется:
- необходимостью изыскания внутренних резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции, обоснования оптимальных уровней расхода финансовых средств, оптимизация налоговой политики и другими задачами, связанными с совершенствованием системы управления предприятием;
- повышением конкурентной борьбы между предприятиями, и, как следствие, необходимостью получения дополнительных конкурентных преимуществ, например, за счет более эффективной системы управления финансами;
- потребностью в повышении инвестиционной привлекательности компании, т. к. иностранные инвесторы охотнее вкладывают финансовые ресурсы в предприятие с высоким уровнем организации менеджмента.
Система бюджетирования (планирования) благоприятна в связи с тем, что позволяет упорядочить поток информации; распределить ответственность за принятие решений; осуществить контроль за деятельностью отдельных хозяйственных единиц; увязывать стратегические, тактические и оперативные уровни планирования работы предприятия, является системой координат для бизнеса.
Основные принципы бюджетирования:
- целесогласование – процесс бюджетирования начинается снизу вверх, т.к. нижестоящие руководителю лучше знают ситуацию на рынке,
- приоритетность – использование дефицитных средств в наиболее выгодном направлении,
- причинность – каждая плановая единица может планировать и отвечать только за те величины, на которые она в состоянии оказать влияние,
- ответственность, при составлении бюджета идет ориентация на величины, поддающиеся воздействию,
- постоянство целей – в основе лежит предположение, что один раз установленные базовые величины не будут принципиально изменены в течение продолжающегося контрольного периода.
Функции бюджета:
- планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации;
- координирование различных видов деятельности и подразделений. Согласование интересов отдельных работников и групп в целом по предприятию. Планы производства должны быть скоординированы с планами отдела маркетинга, т. к. необходимо произвести столько продукции, сколько ее запланировано продать;
- стимулирование руководителей всех рангов к достижению целей, менеджеры принимают участие в разработке бюджета своего подразделения;
- контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины. Отклонения от бюджета, которые определяются ежемесячно, служат для целей контроля в течение всего года;
- основа для оценки выполнения плана. Сравнение фактических и бюджетных данных за год часто является главным фактором оценки деятельности каждого центра ответственности.