Функции бюджета. Особенности сметного (бюджетного) планирования

Особенности сметного (бюджетного) планирования.

Лекция 15

Выделение центров финансового учета

Виды центров ответственности Аналитический финансовый учет Контроль
Центры затрат Затрат Затрат
Центры прибыли Доходов, затрат, прибыли Прибыли
Центры инвестиций Доходов, затрат, прибыли, денежных потоков Прибыли и денежных потоков

Планирование – это особый тип процесса принятия решений, который касается не одного события, а охватывает деятельность всего предприятия. Планирование помогает ответить на следующие вопросы: на каком уровне развития находится ваш бизнес, каковы его конечные результаты; при помощи каких ресурсов (включая и финансовые) эти результаты могут быть достигнуты. Планирование задает динамику и ритмичность работы предприятия в течение дня, декады, месяца.

Бюджет – это план рыночной экономики, важнейший элемент системы экономического управления предприятием. Расчет бюджетных показателей, как правило, осуществляется автоматизированно с использованием компьютерных программ. Набор бюджетов и порядок их составления определяются с учетом специфики предприятия и его финансовой структуры.

Процесс бюджетирования начинается с составления плана продаж, а не с плана производства, что было характерно для социалистического планирования. При этом процесс планирования выходит за рамки планово-экономического отдела. Для успешного внедрения бюджетирования необходимо проведение специальных организационно-технических мероприятий по формированию специальной службы по бюджетированию, формированию финансовой структуры. При бюджетировании используются документы по форме, максимально приближенной к бухгалтерским. Бюджет сравнивается с фактом в виде отчетных бухгалтерских документов. При бюджетировании необходимо учитывать особенности учетной политики и вносить соответствующие изменения в методику планирования.

Основным плановым документом является общий бюджет, который обычно состоит из 2 разделов – операционного и финансового бюджетов. Результаты планирования сводятся и обобщаются в виде: прогнозного бухгалтерского баланса, прогнозного отчета о прибыли, прогнозного отчета о движении денежных средств. Финансовое моделирование и инвестиционное планирование осуществляются на базе финансового бюджета.

Актуальность бюджетирования определяется:

- необходимостью изыскания внутренних резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции, обоснования оптимальных уровней расхода финансовых средств, оптимизация налоговой политики и другими задачами, связанными с совершенствованием системы управления предприятием;

- повышением конкурентной борьбы между предприятиями, и, как следствие, необходимостью получения дополнительных конкурентных преимуществ, например, за счет более эффективной системы управления финансами;

- потребностью в повышении инвестиционной привлекательности компании, т. к. иностранные инвесторы охотнее вкладывают финансовые ресурсы в предприятие с высоким уровнем организации менеджмента.

Система бюджетирования (планирования) благоприятна в связи с тем, что позволяет упорядочить поток информации; распределить ответственность за принятие решений; осуществить контроль за деятельностью отдельных хозяйственных единиц; увязывать стратегические, тактические и оперативные уровни планирования работы предприятия, является системой координат для бизнеса.

Основные принципы бюджетирования:

- целесогласование – процесс бюджетирования начинается снизу вверх, т.к. нижестоящие руководителю лучше знают ситуацию на рынке,

- приоритетность – использование дефицитных средств в наиболее выгодном направлении,

- причинность – каждая плановая единица может планировать и отвечать только за те величины, на которые она в состоянии оказать влияние,

- ответственность, при составлении бюджета идет ориентация на величины, поддающиеся воздействию,

- постоянство целей – в основе лежит предположение, что один раз установленные базовые величины не будут принципиально изменены в течение продолжающегося контрольного периода.

Функции бюджета:

- планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации;

- координирование различных видов деятельности и подразделений. Согласование интересов отдельных работников и групп в целом по предприятию. Планы производства должны быть скоординированы с планами отдела маркетинга, т. к. необходимо произвести столько продукции, сколько ее запланировано продать;

- стимулирование руководителей всех рангов к достижению целей, менеджеры принимают участие в разработке бюджета своего подразделения;

- контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины. Отклонения от бюджета, которые определяются ежемесячно, служат для целей контроля в течение всего года;

- основа для оценки выполнения плана. Сравнение фактических и бюджетных данных за год часто является главным фактором оценки деятельности каждого центра ответственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: