Тема 1. Сущность планирования и особенности его осуществления на предприятии

1. Сущность функции «планирование», ее цель, предмет и задачи курса.

2. Необходимость планирования на предприятии.

3. Методология планирования, ее этапы.

4. Планирование как функция управления предприятием

1. Сущность функции «планирование», ее цель, предмет и задачи курса.

«План» от латинского слова – плоскость или заранее определенный порядок, последовательность какой-либо программы, выполнение работы, проведение мероприятий.

Планирование – научно обоснованная организация общественного, социально-экономического и производственного процессов в народном хозяйстве страны, в регионах, отраслях, предприятиях и рабочих местах.

Планирование как наука (планология) изучает действия и проявления объективных экономических законов и хозяйственной политики в разносторонней деятельности отраслей, объединений, предприятий и разрабатывает на этой основе пути, способы экономического выполнения принятых обязательств.

Предметом науки планирования является отношение планомерности, вытекающее из наличия различных форм собственности.

План на предприятии – документ, который представляет собой систему взаимоувязанных обоснований, объединенных общей целью, определяющих сроки, методы и последовательность достижения цели, выполнение программ, работ и решений.

Объектом планирования является предприятие.

Планирование связано практически со всеми научными дисциплинами: естественными, общественными, конкретно-экономическими, математическими, техническими.

Планирование является одной из важнейших функций управления на различных уровнях и этапах развития. Одним из уровней является организация, которая может быть формальной и неформальной.

Формальная организация – совместно координируемая деятельность людей для достижения их общей цели. Формальная организация, основной целью которой является экономическая цель, называют предприятием.

Любое предприятие основано на двух формах разделения труда:

- разделение труда на составляющие компоненты общей деятельности (горизонтальная);

- отделение работы по координации действий от самих действий (вертикальная).

Сущность планирования на предприятии заключается в том, что это совокупность действий коллектива работников по установлению заданий, определяющих темпы, пропорции и результаты их работы на различные периоды времени.

Цели планирования на предприятии – интеграция всех членов предприятия для решения комплекса задач и выполнения работ, обеспечивающих эффективное достижение конечных результатов.

Роль планирования на предприятии заключается в следующем:

- дает возможность определить объем и структуру общественных потребностей, которые удовлетворяются в результате деятельности предприятия;

- обеспечивает пропорциональное, сбалансированное развитие предприятия, устанавливает соответствие между потребностями народного хозяйства в определенных видах продукции и имеющимися возможностями предприятия.

Задачи планирования:

- совершенствование структуры производства, расширение специализации и кооперации.

- увеличение выпуска продукции с каждой единицы производственных фондов.

- снижение затрат на производство и увеличение прибыли, повышение рентабельности производства.

Планирование, как функция управления предприятием, должно отвечать на следующие вопросы:

1. В каком состоянии находится предприятие в настоящее время?

2.В каком направлении предприятие хочет развиваться?

3.Каким образом предприятие собирается это делать?

2.Необходимость планирования на предприятии.

Необходимость планирования обусловлена следующими обстоятельствами:

1.Увеличением масштабов хозяйственных задач.

2.Возрастающим значением времени.

3.Ограниченностью ресурсов.

4.Наличием денежных затрат, капитальных вложений и их рентабельностью.

5.Наличием риска в реализации цели предприятия.

6.Различными условиями и внешним окружением.

7.Вкладом каждого работника предприятия.

8.Непрерывным изменением состава исполнителей и изменением в руководстве (ротация кадров).

Планирование является фактором успеха по следующим причинам:

1.Планирование позволяет оценить практические возможности достижения цели.

2.Облегчает поиск лучших и более эффективных путей достижения целей предприятия.

3.Планирование выявляет и устанавливает зоны потенциальных проблем и неожиданных последствий.

4.Планирование обеспечивает основы для оценки затрат и разработки бюджетов.

5.Планирование является основой контроля.

6.Планирование помогает определить, какие взаимодействия и взаимоотношения необходимы.

7.Планирование позволяет выявить непредвиденные обстоятельства, которые следует учитывать при достижении цели.

3.Методология планирования, ее этапы.

Методологической основой планирования является материалистическая диалектика, рассматривающая явления как объективную действительность, саморазвивающуюся реальность, имеющую источники противоречий и развития внутри себя.Методология планирования на предприятии основывается на двух подходах:

1.Дедуктивный – расчленение и группировка частей сложного объекта (от общего к частному).

2.Индуктивный – сбор и композиция частей в единый объект (от частного к общему).

Предприятие – это система, поэтому в планировании применяется системная методология, которая включает следующие этапы:

1.Анализ потребностей в планировании и планах.

2.Формулирование задач планирования.

3.Формулировка критерия планирования.

4.Выработка альтернатив.

5.Проверка физической реализуемости плана.

6.Проверка экономической реализуемости плана.

7.Проверка финансовой реализуемости плана.

8.Оптимизация плана, оценка и выбор наилучшего решения.

9.Реализация плановых решений.

10. Использование обратной связи и управления (10→1).

Методология планирования включает в себя принципы и методы.

Принципы – это основные требования, исходные положения какой-либо теории.

Принципы планирования зависят от уровня планирования.

Принципы планирования на макроуровне следующие:

- сочетание всех субъектов рыночных отношений;

- соизмерение расходов и доходов;

- комплексность;

- индикативность;

- сочетание планового и рыночного регулирования экономической деятельности;

- ориентация на решение социальных задач.

Принципы планирования на микроуровне (предприятии) следующие:

- системность (координация деятельности всех подразделений предприятия);

- партисипативность (участие всех работников в процессе планирования);

- непрерывность;

- гибкость;

- точность.

Методы планирования – это совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, способы достижения цели.

Методы планирования следующие:

- технико-экономического обоснования;

- нормативный;

- балансовый;

- программно-целевой;

- оптимизации плановых решений;

- экспертных оценок;

- экономико-математические;

- статистические.

4. Планирование как функция управления предприятием.

Основные функции управления предприятием:

1. Планирование

2. Организация

3. Мотивация

4. Контроль.

Планирование является фундаментом, на котором строится все управление предприятием. Планирование является основой для формирования остальных функций управления предприятием.

Планирование является гарантом совершенного разрешения существенных и возникающих проблем предприятия.

Виды проблем в деятельности предприятия:

1. Проблемы планирования решения, которых необходимо осуществить незамедлительно с момента возникновения этих проблем, это неотложные проблемы.

2. Проблемы, которые достаточно раздражают, ежедневно и решение которых осуществляется в определенные за ранее запланированные сроки, начиная с момента возникновения их. Это раздражающие проблемы.

3. Проблемы, которые постоянно откладываются в дальний ящик, решение которых осуществляется в достаточно длительный срок либо не приходит вообще при изменении рыночной ситуации это вялые проблемы.

Сущность регулирования при указанном концептуальном подходе заключается в разработке принятого решения в деталях и предоставления распоряжений по его выполнению. Поэтому регулирование считается частью процесса планирования.

ü Контроль сопровождает процесс реализации планов, а потому считается продолжением планирования. Главный его смысл заключается в создании гарантий выполнения планов и общем повышении эффективности управленческого процесса. К процессам контроля относят:

ü определение результатов деятельности на основе определенных и документально подтвержденных фактических показателей с запланированными;

ü сравнение показателей ожидаемого и фактического выполнения планов;

ü анализ вероятных отклонений от запланових показателей;

ü проверка предположений;

ü проверка методической и содержательной согласованности планового процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: