Конспект лекций 31 страница

Отказ от исполнения письменных указаний руководителя должен быть выражен также в письменной форме.

Важное требование— сохранение государственным служащим государственной и иной охраняемой законом тайны, которые согласно Закону «О государственных секретах» от 29 ноября 1994 г. являются видами государственных секретов. Сведения, составляющие служебную тайну, как правило, имеют характер отдельных данных, входящих в состав сведений, являющихся государственной тайной, и не раскрывают ее в целом. При этом в каждом органе государственного управления утверждается перечень сведений, составляющих служебную тайну, и специальная инструкция о порядке ведения секретного делопроизводства. Лица, имеющие доступ к документам, содержащим сведения, составляющие государственную и служебную тайны, дают специальную подписку по установленной форме об их неразглашении не только во время службы, но и после ее окончания.

Каждый государственный служащий обязан соблюдать установленные в государственном органе регламент, правила внутреннего трудового распорядка, должностные положения и инструкции, порядок работы со служебной информацией. Регламент — это порядок работы органа. Кроме специальных регламентов, определяющих порядок работы коллегиальных органов и принятия решений в них (Совет Министров, исполкомы, Конституционный Суд), к регламентам относятся правила внутреннего трудового распорядка, которые определяют трудовой распорядок в организации. Государственные служащие обязаны соблюдать регламенты, так как это способствует упорядочению работы органа в целом.

К государственным служащим предъявляют высокие требования морально-этического характера. Деятельность государственного служащего связана с постоянным общением с людьми. Их поведение, моральный облик, отношение к своему делу и к людям формируют у окружающих отношение к государственным органам, а в конечном итоге — к государству. Поэтому государственный служащий должен обладать высоким образовательным и профессиональным уровнем, быть корректным, воспитанным, культурным, внимательным к людям и их проблемам, иметь соответствующий моральный облик.

Морально-этический уровень государственного служащего и его культура проявляются через его отношение к людям. Каждый государственный служащий должен усвоить норму Конституции, закрепленную в статье 2: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». Государственный служащий служит не только государству, но и каждому его гражданину, входящему в него, а также любому человеку, обратившемуся к государственному служащему.

В законодательстве не установлены служебно-этические нормы, за исключением отдельных случаев (в отношении судей, прокурорских работников). Морально-этические нормы в основном определяются обычаями и зависят от общей культуры людей. За их нарушение не установлена юридическая ответственность. Вместе с тем, аморальное поведение служащих не может оставаться безнаказанным и накладывает отпечаток на его служебную карьеру, не способствует профессиональному росту.

Следующей важной обязанностью государственных служащих является выполнение функциональных обязанностей по замещаемой должности. Государственные служащие должны их исполнять добросовестно и квалифицированно, точно и в срок, не выходя за рамки предоставленных им полномочий и не сужая их.

Профессиональные обязанности — это те обязанности, которые возложены на государственного служащего в связи с особенностями его профессиональной деятельности. Они закрепляются в специальных нормативных актах. Например, дипломатические работники кроме основных обязанностей служащих государственного аппарата на основании пункта 7 Положения о дипломатической службе, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь № 142 от 6 апреля 1995г. (изменения и дополнения: Указ Президента Республики Беларусь от 21 февраля 2005 г. №97), обязаны:

проводить в жизнь внешнюю политику Республики Беларусь, содействовать повышению международного авторитета республики, представлять и отстаивать ее интересы за рубежом;

своевременно и добросовестно выполнять приказы и распоряжения руководства Министерства иностранных дел, а также поручения непосредственных руководителей, данные в пределах их компетенции;

постоянно работать над повышением профессионального уровня, совершенствовать знание иностранных языков;

уважать законы, правила и традиции страны, в которой находятся во время работы за рубежом;

выполнять регламенты Министерства иностранных дел и зарубежных учреждений, соблюдать нормы служебной этики.

Должностные обязанности связаны с занимаемыми государственными служащими должностями и отличаются по каждой должности. Даже у лиц, находящихся на равных должностях в одном органе, они могут быть различны. Они определяются положениями о структурных подразделениях органа, служебными инструкциями, индивидуальными контрактами, приказами и распоряжениями руководителя. Однако для некоторых групп государственных служащих, занимающих одинаковые должности, могут быть предусмотрены общие должностные обязанности. Они прежде всего относятся к руководителям (начальникам) органов государственного управления и устанавливаются в Положениях, Дисциплинарных уставах и т.п. Например, пунктом 10 Дисциплинарного устава должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь утверждённого Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2001 г. №243 в целях поддержания служебной дисциплины на начальников возлагаются следующие специальные должностные обязанности:

обеспечивать соблюдение и исполнение законодательства Республики Беларусь;

правильно организовывать работу подчиненных, обеспечивать повышение эффективности и качества государственного таможенного контроля;

четко отдавать приказы подчиненным, проверять точность и своевременность их исполнения;

принимать необходимые меры по укреплению порядка и служебной дисциплины, сокращению текучести кадров;

обеспечивать соблюдение должностными лицами режима секретности;

организовывать проведение воспитательных и профилактических мероприятий с подчиненными, выявлять и своевременно пресекать дисциплинарные проступки;

воспитывать у подчиненных бережное отношение к материальным ценностям, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их утрате и порче;

своевременно доводить до сведения подчиненных нормативные правовые акты по таможенному делу;

обеспечивать сохранность документов строгой отчетности, а также имущества, изъятого, задержанного или конфискованного при осуществлении таможенного оформления или таможенного контроля;

обеспечивать соблюдение подчиненными установленного порядка ношения форменной одежды и знаков различия.

Ограничения, связанные с государственной службой определены в ст. 22 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь».

Государственный служащий не вправе:

1. заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему;

2. принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

3. занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами;

4. принимать участие в забастовках;

5. заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемой в порядке и на условиях, установленных законодательством;

6. выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях, в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде;

7. использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы;

8. принимать от физических и юридических лиц любые не предусмотренные законодательством вознаграждения, включая подарки, в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров. Полученные в связи с исполнением служебных обязанностей сувениры, стоимость которых превышает установленный Правительством Республики Беларусь размер, передаются в доход государства или используются в установленном законодательством порядке;

9. пользоваться в личных целях бесплатными услугами физических и юридических лиц, оказанными ими в связи с исполнением государственным служащим своих служебных обязанностей;

10. использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну;

11. иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах и иных предусмотренных законодательством случаев;

12. принимать без согласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранных государств.

Законодательными актами могут быть установлены иные ограничения, связанные с государственной службой.

Государственный служащий обязан передать в установленном законодательством порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Основания для ответственности государственного служащего предусмотрены ст. 56 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь». За неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине государственного служащего возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение трудовой и исполнительской дисциплины, а равно за несоблюдение установленных настоящим Законом и иными законодательными актами ограничений, связанных с государственной службой, государственный служащий несет дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

Государственный служащий несет ответственность за неправомерность своих действий. В случае сомнения в правомерности полученных для исполнения приказа, распоряжения государственный служащий должен незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему приказ, распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший приказ, распоряжение, в письменной форме подтверждают указанные приказ, распоряжение, государственный служащий обязан их исполнить, за исключением случаев, когда их исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием.

Ответственность за последствия исполнения государственным служащим неправомерных приказа, распоряжения несет подтвердивший эти приказ, распоряжение руководитель (ст. 58 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

За совершение уголовных преступлений и административных правонарушений они привлекаются, соответственно, к уголовной и административной ответственности на общих основаниях в соответствии с нормами соответствующих кодексов (УК и КоАП) в порядке, предусмотренном нормами процессуального уголовного или административного права.

Материальная ответственность государственных служащих наступает за нанесение ими имущественного ущерба органам государственного управления при исполнении служебных обязанностей. Она реализуется путем возмещения причиненного имущественного ущерба в добровольном или судебном порядке на основании решения суда. Нормативно-правовой базой, регламентирующей этот вид юридической ответственности государственных служащих, являются нормы трудового законодательства.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей к государственным служащим могут применяться следующие меры дисциплинарного взыскания:

1. замечание;

2. выговор;

3. предупреждение о неполном служебном соответствии;

4. понижение в классе государственного служащего на срок до шести месяцев;

5. увольнение с занимаемой должности в соответствии с настоящим Законом, законодательством о труде и иными законодательными актами.

К государственным служащим могут применяться и иные меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные законодательством.

Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю соответствующего государственного органа. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая служба и поведение государственного служащего на государственной службе.

Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий, органы, руководители, правомочные применять дисциплинарные взыскания, порядок обжалования, снятия и погашения дисциплинарных взысканий определяются законодательством о труде и иными актами законодательства.

Основания, порядок и особенности привлечения к дисциплинарной ответственности судей, прокурорских работников, работников таможенных органов устанавливаются законодательством (ст. 57 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь».

Дисциплинарная ответственность различается по субъектному составу и источнику правового регулирования. Согласно этому критерию она может быть общей — распространяется на всех служащих, за исключением тех, для которых введена специальная дисциплинарная ответственность. Она распространяется только на особых субъектов. Правом ее применения наделены особые должностные лица. Она регламентируется специальными нормативными актами, имеет особый порядок и сроки применения, специальные меры дисциплинарных взысканий.

На некоторых государственных служащих могут налагаться меры как общей, так и специальной дисциплинарной ответственности. К ним, в частности, относятся служащие государственного аппарата и судьи.

Судьи привлекаются к общей дисциплинарной ответственности за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка руководителем соответствующего суда в соответствии с законодательством о труде (п.2 Положения «О дисциплинарной ответственности судей судов Республики Беларусь»), к специальной дисциплинарной ответственности — за нарушение законности при рассмотрении дел или совершение другого служебного проступка в порядке, предусмотренным названным Положением. Видами дисциплинарных взысканий для судей являются замечание, выговор, строгий выговор. Дела о специальных дисциплинарных проступках судей рассматриваются квалификационными коллегиями судей судов Республики Беларусь.

Есть группы государственных служащих, которые несут исключительно специальную дисциплинарную ответственность. К ним относятся прокурорские работники, военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, таможни и др.

Таким образом, специальными нормативными актами предусмотрены специальные виды дисциплинарной ответственности, ее основания, особый порядок применения.

Классы, классные чины, звания, ранги государственных служащих

Каждой государственной должности соответствуют определенные классы государственных служащих.

Для государственных служащих устанавливается высший класс и 12 классов, из которых 12-й класс является низшим.

Государственным должностям Премьер-министра Республики Беларусь, Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь, Управляющего делами Президента Республики Беларусь и их заместителей, а также председателей областных и Минского городского исполнительных комитетов соответствует высший класс государственного служащего.

Министрам Республики Беларусь может быть присвоен высший класс государственного служащего в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.

Присвоение классов осуществляется:

Президентом Республики Беларусь - в отношении руководящих работников республиканских органов государственного управления, председателей областных и Минского городского исполнительных комитетов и иных должностных лиц, назначение на должность которых осуществляется Президентом Республики Беларусь;

Премьер-министром Республики Беларусь - в отношении государственных служащих республиканских органов государственного управления, назначаемых Правительством Республики Беларусь, в том числе по согласованию с Президентом Республики Беларусь;

председателями областных и Минского городского исполнительных комитетов - в отношении председателей городских, районных исполнительных комитетов, а также глав местных администраций.

Присвоение классов иным государственным служащим осуществляется на основании заявления государственного служащего или представления его руководителя комиссией по присвоению классов соответствующего государственного органа.

Соотнесение классов государственных служащих и государственных должностей устанавливается Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Отдельным категориям государственных служащих могут присваиваться квалификационные классы, классные чины, персональные звания, дипломатические ранги в порядке и на условиях, предусмотренных специальными законодательными актами, закрепляющими их правовой статус (ст. 11 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Комиссии по присвоению классов создаются в порядке, определяемом:

Президентом Республики Беларусь, - для присвоения классов государственным служащим Администрации Президента Республики Беларусь, Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, Управления делами Президента Республики Беларусь, Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь, Национального центра правовой информации Республики Беларусь, Института социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь, Национальной государственной телерадиокомпании, Национального пресс-центра Республики Беларусь;

Правительством Республики Беларусь, - для присвоения классов государственным служащим Совета Министров Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь;

Палатой представителей и Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, - для присвоения классов депутатам Палаты представителей, членам Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, осуществляющим свои полномочия на профессиональной основе, государственным служащим их секретариатов, членам Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, избираемым Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь;

Центральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, - для присвоения классов государственным служащим ее аппарата;

Конституционным Судом Республики Беларусь, - для присвоения классов государственным служащим его Секретариата;

Верховным Судом Республики Беларусь и Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь, - для присвоения классов государственным служащим их аппаратов;

Прокуратурой Республики Беларусь, - для присвоения классов государственным служащим ее аппарата, которым соответствующие классные чины не присваиваются;

областными и Минским городским исполнительными комитетами, - для присвоения классов государственным служащим их аппаратов, аппаратов городских, районных, поселковых и сельских исполнительных комитетов, местных администраций, а также государственным служащим организаций, подведомственных этим исполнительным комитетам;

областными, Минским городским Советами депутатов, - для присвоения классов депутатам областных, Минского городского, иных местных Советов депутатов, осуществляющим свои полномочия на профессиональной основе, и государственным служащим аппаратов местных Советов депутатов;

Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь, - для присвоения классов государственным служащим таможенных органов и иных подведомственных Государственному таможенному комитету Республики Беларусь организаций, которым персональные звания не присваиваются.

Решения комиссий по присвоению классов принимаются большинством голосов их членов и утверждаются решениями, приказами, распоряжениями и иными актами соответствующих государственных органов, принявших решения о назначении, избрании, утверждении государственных служащих на должности (ст. 12 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Порядок присвоения классов определён в статье 13 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Присвоение классов производится в последовательном порядке в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией государственного служащего, стажем работы на государственной службе, а также с учетом ранее присвоенного ему класса. При этом учитывается занимаемая должность, в соответствии с которой присваивается класс на основании перечня государственных должностей, соответствующих классам государственных служащих, утвержденного в установленном законодательством порядке.

Срок, по истечении которого присваивается очередной класс по занимаемой должности, для государственных служащих, имеющих 12-10-й класс, составляет не менее одного года, 9-7-й класс - не менее двух лет, 6-4-й класс - не менее трех лет. Присвоение очередных классов государственным служащим, имеющим иные классы, сроком не ограничивается.

Государственным служащим, которым присвоено звание "Герой Беларуси", награжденным орденами и медалями Республики Беларусь и СССР, и государственным служащим, которым присвоены почетные звания Республики Беларусь и СССР, может быть присвоен класс (кроме высшего) на один выше по сравнению с классом, предусмотренным перечнем государственных должностей, соответствующих классам государственных служащих.

Досрочное повышение в классе (но не более чем на один класс) возможно за особые достижения в труде.

Лицам, поступающим на государственную службу впервые, класс государственного служащего присваивается не ранее чем через шесть месяцев. При наличии стажа государственной службы соответствующий класс государственного служащего присваивается не позднее одного месяца с момента назначения на государственную должность.

О присвоенном классе вносится запись в трудовую книжку государственного служащего.

В случае ненадлежащего исполнения государственным служащим должностных обязанностей, нарушения трудовой дисциплины, а также совершения действий, не соответствующих нормам служебной этики, он может быть понижен в классе, но не более чем на один класс.

Понижение либо восстановление в классе лиц, указанных в части первой настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном для присвоения им классов.

Государственные служащие, имеющие дисциплинарные взыскания, не представляются к присвоению очередного класса до снятия этих взысканий в соответствии с законодательством.

При переходе государственного служащего по собственному желанию на низшую должность, возвращении на государственную службу, с которой он ранее уволился, выходе в отставку или уходе на пенсию за ним сохраняется присвоенный класс.

Лицам, проходящим дипломатическую службу, с учетом занимаемых должностей и квалификацией присваиваются дипломатические ранги. Порядок и условия присвоения дипломатических рангов предусмотрены Положением «О дипломатической службе Республики Беларусь», утверждённым Указом Президента Республики Беларусь от 6 апреля 1995 г. №142 (изменения и дополнения: Указ Президента Республики Беларусь от 21 февраля 2005 г. №97). Согласно этому нормативному акту существуют следующие дипломатические ранги:

атташе;

третий секретарь;

второй секретарь второго класса;

второй секретарь первого класса;

первый секретарь второго класса;

первый секретарь первого класса;

советник второго класса;

советник первого класса;

Чрезвычайный и Полномочный Посланник второго класса;

Чрезвычайный и Полномочный Посланник первого класса;

Чрезвычайный и Полномочный Посол (п.16 Положения о дипломатической службе Республики Беларусь).

Дипломатические ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника первого класса, Чрезвычайного и Полномочного Посланника второго класса присваиваются Президентом Республики Беларусь и являются пожизненными.

Иные дипломатические ранги присваиваются Министром иностранных дел на основании рекомендаций комиссии Министерства иностранных дел по служебной аттестации, присвоению дипломатических рангов и классов служащих государственного аппарата и при выходе дипломатических работников в отставку или на пенсию сохраняются за ними пожизненно (п.17 Положения о дипломатической службе Республики Беларусь).

Выпускники высших учебных заведений не позже чем через два года работы на дипломатических должностях представляются к присвоению дипломатического ранга атташе (п.18 Положения о дипломатической службе Республики Беларусь).

Для дипломатических работников устанавливаются, как правило, следующие сроки нахождения в дипломатических рангах:

для атташе, третьего секретаря, второго секретаря второго класса, второго секретаря первого класса, первого секретаря второго класса - не менее двух лет;

для первого секретаря первого класса, советников второго и первого классов - не менее трех лет.

В эти сроки засчитывается:

служба в центральном аппарате Министерства иностранных дел;

служба в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларусь за рубежом;

работа в международных организациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: