Конспект лекций 34 страница

В процессе осуществления государственно-служебной деятельности служащие проходят стажировку.

Стажировка для государственных служащих проводится в двух видах. Она может осуществляться с целью учебы, привития профессиональных навыков при назначении на должность (если такая стажировка является обязательной). При этом она является условием поступления на государственную службу. Стажировка также может представлять собой этап прохождения государственной службы, являясь одной из форм повышения квалификации после назначения на должность.

Стажировка как этап прохождения государственной службы осуществляется с целью углубления теоретической и специальной подготовки государственных служащих, совершенствования их профессиональных и деловых качеств, проверки практических навыков и организаторских способностей для более эффективной работы служащего на занимаемой должности или на предполагаемой должности более высокого уровня.

Виды стажировки: внутри республики и за рубежом; краткосрочная (до 1 месяца) и долгосрочная (от 1 месяца до 1 года).

В каждом конкретном случае стажировки устанавливаются свои задачи. Задачами могут быть: обучение с целью восприятия лучшего опыта работы, новых методов организации и управления; изучение опыта работы профильного структурного подразделения государственного органа; получение новых практических навыков в результате непосредственного участия в работе государственного органа на конкретных должностях. Цели, конкретные задачи, сроки, условия стажировки определяются руководителем органа, направившего на стажировку. Организация и общее руководство ею осуществляется кадровыми службами направляющей организации.

В принимающей стажера организации приказом руководителя назначается руководитель-консультант из числа высококвалифицированных специалистов, который руководит, организует и контролирует работу стажера. По окончании стажировки стажеру выдаются все необходимые документы (характеристика-отзыв, свидетельство о прохождении стажировки и др. в соответствии с законодательством), а также стажером представляется отчет об итогах стажировки с приложением методических, практических и других материалов. Руководитель органа на основании представленных материалов выносит свое решение об успешности прохождения стажировки.

Для государственных служащих создаются надлежащие условия для повышения квалификации и переподготовки, включая при необходимости получение в установленном порядке второго высшего или иного специального образования в соответствующих учреждениях образования, а также в виде стажировки и самообразования.

Результаты повышения квалификации и переподготовки являются одним из оснований для продвижения государственного служащего по службе.

Порядок и условия повышения квалификации и прохождения переподготовки государственных служащих определяются актами законодательства (ст.35 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Государственные служащие в целях определения объективной оценки их практической деятельности, уровня профессиональной подготовки, правовой культуры и служебной перспективы проходят аттестацию.

Государственные служащие, впервые поступившие на государственную службу или с перерывом стажа государственной службы не менее одного года, проходят аттестацию по истечении трех лет непрерывного пребывания на государственной службе. Женщины, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, подлежат аттестации не ранее чем через год после выхода их на работу.

Аттестация государственных служащих проводится периодически каждые три года аттестационными комиссиями, создаваемыми соответствующими государственными органами, в которых государственный служащий состоит на службе.

Аттестация государственных служащих, назначение или утверждение которых производится вышестоящими государственными органами, осуществляется аттестационными комиссиями этих органов.

Аттестационная комиссия проводит аттестацию в присутствии аттестуемого государственного служащего и по результатам аттестации принимает решение о:

соответствии занимаемой должности;

неполном соответствии занимаемой должности с отсрочкой аттестации на один год при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии;

несоответствии занимаемой должности.

Решение аттестационной комиссии носит рекомендательный характер, передается руководителю государственного органа не позднее чем в пятидневный срок после окончания аттестации для принятия окончательного решения.

Освобождаются от прохождения аттестации:

государственные служащие, пребывающие в данной должности менее одного года;

беременные женщины.

Аттестации не подлежат государственные служащие, имеющие высший класс государственного служащего, если иное не предусмотрено законодательными актами, а также занимающие должности путем избрания.

Положение о проведении аттестации государственных служащих утверждается Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Порядок аттестации судей общих и хозяйственных судов определяется законодательством о судоустройстве и статусе судей.

Порядок аттестации прокурорских работников определяется Генеральным прокурором Республики Беларусь.

Порядок аттестации работников таможенных органов и подведомственных Государственному таможенному комитету Республики Беларусь организаций определяется Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь (ст.36 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

В целях совершенствования подбора, расстановки и воспитания кадров не реже одного раза в три года комиссией Министерства иностранных дел по служебной аттестации, присвоению дипломатических рангов и классов служащих государственного аппарата проводится аттестация дипломатических работников, порядок которой устанавливается соответствующим положением, утверждаемым Министерством иностранных дел по согласованию с Министерством юстиции и Министерством труда.

Указанная комиссия определяет соответствие дипломатических работников занимаемым должностям с учетом полноты выполнения ими должностных обязанностей, уровня квалификации, деловых и личных качеств. По результатам аттестации и в пределах своей компетенции она дает рекомендации по дальнейшему использованию работников в системе дипломатической службы Республики Беларусь (п.22 Положения «О дипломатической службе Республики Беларусь», утверждённого Указом Президента Республики Беларусь от 6 апреля 1995 г. №142 (изменения и дополнения: Указ Президента Республики Беларусь от 21 февраля 2005 г. №97).

Аттестация работников органов финансовых расследований проводится один раз в пять лет, а также при направлении на учебу, перемещении на низшую должность и увольнении из органов финансовых расследований, за исключением увольняемых по возрасту, состоянию здоровья, собственному желанию, в связи с переходом на другую работу.

По решению Председателя Комитета аттестация работников органов финансовых расследований может проводиться и в другие сроки.

Аттестация лиц рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава производится аттестационными комиссиями органов финансовых расследований в соответствии с Положением об аттестации лиц начальствующего состава органов финансовых расследований, утверждаемым Председателем Комитета.

Аттестация лиц высшего начальствующего состава производится в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь (п.13 Положения «О прохождении службы в органах финансовых расследований Комитета Государственного контроля Республики Беларусь», утверждённого Указом Президента Республики Беларусь 2 ноября 2001 г.№618 (изменения и дополнения: Указ Президента Республики Беларусь от 2 июля 2002 года №345).

Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия сотрудников органов внутренних дел занимаемым должностям проводится их аттестация. Порядок проведения аттестации определён п.п. 73-77 Положения «О прохождении службы в органах внутренних дел Республики Беларусь», утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 13 ноября 2001 г №671 (изменения и дополнения: Указ Президента Республики Беларусь от 2 июля 2002 г. №345).

Аттестация сотрудников органов внутренних дел проводится, как правило, один раз в пять лет, а также при перемещении на низшую должность, увольнении по основанию, указанному в подпункте 154.12 пункта 154 настоящего Положения.

Курсанты (слушатели, магистранты, адъюнкты, докторанты) образовательных учреждений МВД аттестуются по окончании образовательных учреждений (магистратуры, адъюнктуры, докторантуры).

Аттестация лиц рядового состава, младшего, среднего, старшего начальствующего состава проводится аттестационными комиссиями органов внутренних дел в соответствии с положением, утверждаемым Министром.

Аттестация Министра и его заместителей проводится в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

В целях повышения уровня квалификации сотрудников органов внутренних дел осуществляется их профессиональная подготовка по месту службы, а также в системе повышения квалификации и переподготовки кадров МВД.

Порядок и условия проведения профессиональной подготовки определяются Министром.

Выезд государственных служащих за границу в служебную командировку, финансируемую за счет государственных органов иностранных государств, международных или иностранных организаций, граждан и юридических лиц (кроме государственных органов Республики Беларусь), допускается только в случаях, когда такая командировка осуществляется в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, а также по договоренности государственных органов Республики Беларусь с государственными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

Порядок направления в служебные командировки за границу, определение источников финансирования, кроме установленного пунктом 1 настоящей статьи, гарантии и компенсации государственным служащим при служебных командировках за границу устанавливаются Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им органом (ст.38 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Служебной командировкой признается поездка государственных служащих по распоряжению руководителя соответствующего государственного органа на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места их постоянной службы.

Направление государственных служащих в служебную командировку оформляется приказом, распоряжением, постановлением с выдачей командировочного удостоверения установленной формы.

При направлении в служебную командировку государственные служащие пользуются правом бронирования мест в гостиницах и на все виды транспорта.

Государственным служащим возмещаются расходы на служебную командировку и выплачиваются другие компенсации, а также предоставляются гарантии в соответствии с законодательством о труде (ст.37 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Перевод государственного служащего на другую должность или в другую местность допускается с его письменного согласия, если иное не установлено законодательными актами. При переводе с государственным служащим заключается контракт в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом, иными актами законодательства.

Государственному служащему при переводе предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с законодательством о труде (ст.39 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Государственная служба прекращается в случаях:

1. достижения государственным служащим предельного возраста, установленного для пребывания на государственной службе;

2. возникновения (установления) обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 33 настоящего Закона;

3. истечения срока, досрочного прекращения полномочий на государственной должности;

4. несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой;

5. разглашения сведений, составляющих государственные секреты;

6. отказа от принесения присяги;

7. нарушения требований законодательства при приеме на государственную службу;

8. отставки;

9. грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе;

10. прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты;

11. неудовлетворительного результата предварительного испытания;

12. вступления в законную силу обвинительного приговора суда.

Государственная служба может быть прекращена и в иных случаях, предусмотренных законодательством о труде и иными законодательными актами.

Освобождение государственного служащего от занимаемой должности оформляется решением, приказом, распоряжением, иным актом руководителя соответствующего государственного органа, должностного лица с внесением в установленном порядке соответствующих записей в трудовую книжку.

Особенности прекращения государственной службы отдельными государственными служащими могут устанавливаться другими законодательными актами (ст.40 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Предельный возраст пребывания на государственной службе государственных служащих составляет шестьдесят пять лет.

В случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами, для отдельных категорий государственных служащих не устанавливается или может быть установлен иной предельный возраст пребывания на государственной службе.

Государственный служащий, достигший предельного возраста пребывания на государственной службе, освобождается от занимаемой должности по истечении того месяца, в котором он достиг указанного возраста (ст.41 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Основаниями для отставки государственного служащего являются:

1. наличие трудового стажа для мужчин не менее 30 лет, для женщин - не менее 25 лет, в том числе стажа государственной службы не менее 20 лет;

2. состояние здоровья, препятствующее исполнению служебных обязанностей (при наличии медицинского заключения).

Государственные служащие, занимающие высшие государственные должности, их заместители, члены Правительства Республики Беларусь, председатели областных, Минского городского исполнительных комитетов и их заместители, председатели областных, Минского городского Советов депутатов имеют право на отставку независимо от времени нахождения в должности.

Основанием для отставки судьи, прокурорского работника являются наличие трудового стажа для мужчин не менее 30 лет, для женщин - не менее 25 лет, в том числе соответственно стажа работы в должности судьи или прокурорского работника не менее 20 лет (судьи Конституционного Суда Республики Беларусь - не менее четырех лет).

Отставка принимается государственным органом или должностным лицом, назначившим государственного служащего на эту должность. Решение о принятии отставки принимается в месячный срок со дня подачи письменного заявления.

Право на отставку может быть реализовано только один раз.

Считаются находящимися в отставке:

1. государственные служащие в случае освобождения их от занимаемой должности в связи с достижением предельного возраста, установленного для пребывания на государственной службе, признания их недееспособными в установленном законом порядке;

2. депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществлявшие свои полномочия на профессиональной основе, в случае прекращения полномочий указанных органов (ст.42 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

В стаж государственной службы включается время работы государственного служащего на государственных должностях в:

1. Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь и их секретариатах;

2. Правительстве Республики Беларусь и его Аппарате;

3. Конституционном Суде Республики Беларусь и его Секретариате, Верховном Суде Республики Беларусь, Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь, иных общих и хозяйственных судах и их аппаратах;

4. Администрации Президента Республики Беларусь, Государственном секретариате Совета Безопасности Республики Беларусь, Управлении делами Президента Республики Беларусь, иных государственных органах, непосредственно обеспечивающих деятельность Президента Республики Беларусь;

5. органах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах Прокуратуры Республики Беларусь, Национальном банке Республики Беларусь, Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и ее аппарате;

6. министерствах, иных республиканских органах государственного управления, их территориальных подразделениях;

7. дипломатических представительствах, консульских учреждениях и миссиях Республики Беларусь;

8. местных Советах депутатов и их аппаратах, исполнительных и распорядительных органах и их аппаратах;

9. государственных нотариальных конторах;

10. таможенных органах;

11. Секретариате Верховного Совета Республики Беларусь;

12. иных государственных органах и приравненных к ним в соответствии с законодательством государственных организациях.

Иные виды деятельности включаются в стаж государственной службы в случаях, установленных Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь (ст.43 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

В стаж государственной службы засчитывается:

1. время предыдущей работы в государственных организациях в качестве руководителей, их заместителей, руководителей структурных подразделений, главных специалистов этих организаций, а также в качестве научных и научно-педагогических работников, имеющих ученую степень доктора или кандидата наук, ученое звание профессора или доцента, продолжительностью:

1.1. не более 10 лет - для лиц, назначенных на государственные должности в Совет Министров Республики Беларусь и его Аппарат, Администрацию Президента Республики Беларусь, Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Управление делами Президента Республики Беларусь, секретариаты палат Национального собрания Республики Беларусь, а также назначенных Президентом Республики Беларусь или по согласованию с ним в аппараты республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов;

1.2. не более 5 лет - для иных лиц, назначенных в аппараты республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов;

2. военная служба в Вооруженных Силах Республики Беларусь, пограничных, внутренних войсках, органах государственной безопасности и других воинских формированиях, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также служба в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, пограничных, внутренних, железнодорожных войсках и других воинских формированиях бывшего СССР - офицерам, не имеющим права на пенсию по Закону Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года "О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., № 36, ст.571):

2.1. не более 10 лет - для лиц, назначенных на государственные должности в Совет Министров Республики Беларусь и его Аппарат, Администрацию Президента Республики Беларусь, Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Управление делами Президента Республики Беларусь, секретариаты палат Национального собрания Республики Беларусь, а также назначенных Президентом Республики Беларусь или по согласованию с ним в аппараты республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов;

2.2. не более 5 лет - для иных лиц, назначенных в аппараты республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов.

Для судей Конституционного Суда Республики Беларусь в стаж государственной службы, дающий в соответствии со статьями 48, 50 настоящего Закона право на установление надбавок за выслугу лет, определение продолжительности трудового отпуска, засчитывается стаж работы по юридической специальности в государственных органах (организациях) не более 16 лет при условии работы непосредственно в должности судьи не менее четырех лет.

Для судей в стаж государственной службы включается время работы по юридической специальности, необходимое для назначения на должность судьи в соответствии с законодательством о судоустройстве и статусе судей.

В стаж работы судьи, прокурорского работника, дающий в соответствии со статьей 52 настоящего Закона право на получение служебного жилого помещения, изменение статуса занимаемого им служебного жилого помещения, передачу жилого помещения в собственность, включается время работы:

1. в качестве судьи, государственного арбитра, стажера судьи, прокурорского работника;

2. в других государственных органах, если перевод судей, прокурорских работников на работу в эти органы осуществлен по согласованию с Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им органом (ст.44 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Стаж государственной службы учитывается при:

1. присвоении классов государственных служащих, персональных званий работников таможенных органов;

2. установлении надбавок за выслугу лет;

3. определении продолжительности дополнительного трудового отпуска;

4. выходе в отставку;

5. выплате выходного пособия в предусмотренных настоящим Законом случаях;

6. назначении пенсий и ежемесячного денежного содержания;

7. изменении правового режима занимаемого государственным служащим жилого помещения в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Периоды трудовой деятельности, засчитываемые (включаемые) в стаж государственной службы, суммируются независимо от сроков перерыва в работе. Стаж работы государственного служащего подтверждается трудовой книжкой, а при ее отсутствии - в порядке, предусмотренном для подтверждения трудового стажа для назначения пенсии.

Стаж государственной службы для целей настоящего Закона исчисляется в полных годах.

Споры, связанные с определением стажа государственной службы, рассматриваются в соответствии с законодательством (ст.45 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Тема 13: Административно-правовые формы деятельности органов исполнительной власти

Понятие, значение и виды административно-правовых форм деятельности органов исполнительной власти

Понятие формы управлении (управленческих действий)

Форма управления - это внешнее выражение содержания управления, пределы конкретных управленческих действий, совершаемых непосредственно государственными органами и органами местного самоуправления. Форма управления - это определенная часть управленческой деятельности органа, его структурных подразделений и должностных лиц. Каждая форма управления заключает в себе совершение конкретными субъектами определенных действий, которые специфическим образом раскрывают содержание управленческой деятельности, самого управленческого воздействия.

Основными понятиями, позволяющими рассмотреть термин «форма управления», являются «цели управления», «функции управления», «задачи управления», «полномочия», «компетенция». Данные понятия обусловливают также и выбор методов управления (способов управленческого воздействия субъекта управления на объекты управления) в конкретной управленческой ситуации. Функции управления определяют основное содержание управленческой деятельности. Целям управления подчинены все используемые субъектами управления формы управления. Посредством форм управления органы управления реализуют свои полномочия, соответствующие установленной в нормативном акте компетенции этих органов. Форма управления есть средство реализации управленческих функций для достижения целей управления.

Таким образом, содержание процесса управления раскрывается понятиями функции управления, методы управления и формы управления. На этих главнейших категориях базируется теория управления. В непосредственной зависимости от развития этих понятий находится и практика управления.

Форма управления — это внешнее выражение практической реализации функций и методов управления, - самого управляющего воздействия, конкретных действий, произво­димых в процессе осуществления исполнительной власти, административной деятельности. [146,c.13]

Формы управления отличаются от форм деятельности других ветвей власти, т.е. от форм законотворчества (законодательства) и правосудия. Формы управления обеспечи­вают возможность реализации управленческих функций и мероприятий практически во всех сферах и отраслях управления, во всех сферах государственной и общественной жизни.

Значение формы управления в административно-публичной сфере

Практическое значение форм управления заключается в том, что посредством использования их в управленческой практике осуществляются полномочия государственных ор­ганов и органов местного самоуправления, создаются и обеспечиваются порядок управления, права и свободы граждан, законность совершения управленческих процедур, гласность и учет общественного мнения.

Органы управления и должностные лица в каждом конкретном случае избирают специальную форму управления. Выбор формы управленческих действий подчинен определенным правилам: она должна соответствовать компетенции данного органа (и соответствующих должностных лиц), назначению, функциям, правовым методам управленческой деятельности, характеру разрешаемых вопросов, целям управляющего воздействия, особенностям конкретного объекта; она может распространяться лишь на те объекты, которые находятся в пределах ведения соответствующего управляющего органа (должностного лица).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: