Конспект лекций 33 страница

3. сотрудников органов внутренних дел, имеющих специальные звания полковника милиции, полковника внутренней службы, а также специальные звания высшего начальствующего состава или занимающих должности высшего начальствующего состава, - Президентом Республики Беларусь по представлению Министра.

Сотрудники органов внутренних дел, пониженные в специальном звании, восстанавливаются в прежнем специальном звании не ранее чем через год со дня понижения в специальном звании независимо от занимаемой должности приказами начальников, принявших решение о понижении в звании, им равных и выше.

Дисциплинарное взыскание в виде понижения в специальном звании на одну ступень может быть снято досрочно в порядке поощрения, что влечет за собой восстановление сотрудника органов внутренних дел в прежнем специальном звании.

Восстановление в специальном звании полковника милиции, полковника внутренней службы, а также в специальном звании высшего начальствующего состава производится Президентом Республики Беларусь.

До восстановления сотрудника органов внутренних дел в прежнем специальном звании повторное понижение в специальном звании не допускается.

Лишение сотрудников органов внутренних дел специальных званий производится по приговору суда при осуждении их за совершенное преступление.

Сотрудники органов внутренних дел, лишенные специальных званий, увольняются в запас как рядовые милиции, рядовые внутренней службы.

Сотрудникам, лишенным специальных званий и уволенным со службы в органах внутренних дел, имеющим право на получение пенсии за выслугу лет или по инвалидности, пенсии исчисляются по условиям и нормам, установленным законодательством для лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел. При этом оклад по специальному званию при исчислении пенсии учитывается соответственно по специальному званию рядового милиции, рядового внутренней службы.

Бывшие сотрудники органов внутренних дел, лишенные специального звания, по решению суда могут быть восстановлены в этом звании.

Государственная служба — вид трудовой деятельности служащих

Государственные служащие осуществляют свою деятельность в процессе государственной службы.

Под государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов (ст. 2 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Государственная служба основывается на принципах:

верховенства Конституции Республики Беларусь;

служения народу Республики Беларусь;

законности;

приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации;

гуманизма и социальной справедливости;

единства системы государственной службы и ее дифференциации исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;

гласности;

профессионализма и компетентности государственных служащих;

подконтрольности и подотчетности государственных служащих, персональной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей;

добровольности поступления граждан на государственную службу;

равного доступа граждан к любым должностям в государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

стабильности государственной службы в целях обеспечения преемственности власти;

экономической, социальной и правовой защищенности государственных служащих (ст. 6 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Государство не может существовать без государственной службы. Государственная служба — это форма реализации государственной власти, осуществления государственной деятельности в целом. Как социальное явление государственная служба — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе у государства, которая направлена на обеспечение исполнения полномочий государственных органов, их компетенции. Это есть особая, специфическая трудовая деятельность людей.

Основными направлениями государственной службы как деятельности являются ее функции, к которым относятся как общие функции государственного управления, такие, например, как организационная, информационная, контрольная, регулятивная и др., так и специфические, например коммуникационная, воспитательная. Реализуя функцию социальной коммуникации, государственные служащие осуществляют связь государства и граждан, изучают общественное мнение и отношение граждан к различным государственным процессам и правовым актам, и наоборот, проводится в жизнь государственная политика, она разъясняется гражданам. Поэтому важно, чтобы на государственной службе работали профессионалы, квалифицированные юристы, которые не только бы разъясняли акты, но и комментировали их, обосновывали необходимость их принятия и перспективы применения и развития. В процессе осуществления общих функций важно не упустить функцию воспитания. Одна из главных задач государственных служащих — нести государственность, гуманизм, патриотизм и личным примером побуждать людей к этому.

Основными признаками государственно-служебной деятельности являются: государственно-властный характер, упорядоченность, согласованность, направленность, что достигается благодаря четкому правовому регулированию государственной службы. В реальности совокупность этих признаков означает следующее.

Все работы в аппарате государственной службы разделены, им соответствует классификация должностей, осуществляется строгий прием и продвижение по служебной лестнице. Благодаря упорядоченности государственной службы и одновременной гармонизации отношений между руководителями и подчиненными, государственными служащими, политиками и гражданами достигается согласованность во взаимодействии ее составных частей. Организационные основы имеют свое правовое закрепление, и все действия осуществляются в строгом соответствии с правовыми нормами. Это позволяет сделать вывод о правовой направленности государственной службы. Таким образом, государственная служба как социальный и организационный институт напрямую и тесно связана с государственной службой как правовым явлением. [74, c.549-551]

Государственная служба является важным правовым институтом, входящим в отрасль административного права. «Современный правовой институт государственной службы — это система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы,., статуса государственных служащих, гарантий и процедуры его реализации,., а также механизма прохождения государственной службы». [147,c.14]

Многоуровневость государственно-служебных правовых отношений обусловливает комплексный характер этого правового института. Он объединяет в себе нормы различных отраслей права (конституционного, административного, трудового, финансового и др.).

Конституцией устанавливаются общие (конституционные) права и обязанности граждан — право на труд, на равенство перед законом, не ограничение прав и свобод, достоинство личности, свободу собраний, объединение в политические партии, участие в решении государственных дел, равного доступа к должностям в государственном органе и др. Нормы финансового права устанавливают порядок уплаты налогов и других выплат государственными служащими, финансирования государственной службы и др.

При регулировании государственной службы наиболее тесно соприкасаются нормы административного и трудового права. Нормы административного права в полной мере регулируют вопросы осуществления специальных видов государственной службы (воинской и военизированной). Трудовое законодательство применяется к служебным отношениям, возникающим в этой сфере, лишь в отдельных случаях и в пределах, установленных специальным административным законодательством. Трудовое право, в частности, непосредственно применяется в отношении предоставления льгот и прав беременным женщинам и женщинам-матерям, проходящим воинскую или военизированную службу.

Административное право также регулирует множество вопросов службы в государственном аппарате и в правоохранительных органах. Вместе с тем, на эти виды государственной службы распространяется некоторая часть норм трудового законодательства (в той части, в которой она не урегулирована специальными административно-правовыми актами). Например, применяются основные правила и порядок заключения, изменения и прекращения трудовых договоров, нормы рабочего времени и отдыха и др.

Правовой институт государственной службы имеет сложную структуру и включает в себя: общую часть (понятия государственной службы, государственного служащего, должности и их видов, правового статуса государственного служащего, управления государственной службой), особенную часть (положения об основных институтах государственной службы — поступление, прохождение, прекращение), специальную часть (особенности и взаимосвязи различных видов государственной службы: милитаризованной и гражданской, в республиканских и местных органах, в специальных органах — дипломатических представительствах, прокуратуре, суде).

Государственная служба разнообразна. Поэтому можно выделить несколько ее видов. В зависимости от видов органов, в которых она осуществляется: служба в государственных предприятиях, учреждениях, организациях, служба в государственном аппарате и иных государственных органах — на особых должностях в прокуратуре, на военной службе, на должности судьи. По отношению к ветвям государственной власти: служба в органах законодательной, исполнительной и судебной власти. В зависимости от отраслей и сфер, в которых она осуществляется: служба в органах внутренних дел, прокуратуры, таможни, налоговых органах и т.д. В зависимости от места органа в системе государственных органов: служба в республиканских и местных органах.

Видовая структура государственной службы по органам, в которых она осуществляется, может быть представлена как: гражданская и ее подвиды — общеадминистративная (президентская, парламентская, правительственная, исполнительно-отраслевая (межотраслевая) в республиканских или местных государственных органах); специализированная (финансово-кредитная, избирательная, контрольно-надзорная, юстиционная); правоохранительная (судебная, прокурорская) и милитаризованная и ее подвиды — военизированная (служба в органах милиции, финансовых расследований, таможни, транспорта, госбезопасности) и войсковая (служба в вооруженных силах, внутренних войсках МВД, спецвойсках). [74, c551-553]

Поступление на государственную службу

В основе поступления на государственную службу лежит принцип равенства всех перед законом (ст. 22 Конституции). В полном соответствии с этой конституционной нормой статья 39 Конституции провозглашает принцип равного доступа граждан к любым должностям в государственных органах Республики Беларусь в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. Вместе с тем, из этого правила есть исключения, которые не противоречат ему, а наоборот, подтверждают его значимость, поскольку государственная служба строится и на других связанных с ним принципах. Устанавливаемые ограничения для занятия должностей государственной службы связаны с предъявлением особых, повышенных, требований к ней. Таким образом, один из основных принципов, применяемых при формировании государственной службы — привлечение на нее наиболее достойных. Главными критериями отбора являются деловые, профессиональные и моральные качества претендентов.

Право на поступление на государственную службу имеют граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», иными законодательными актами о государственной службе.

При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускаются какие-либо ограничения и (или) преимущества в зависимости от пола, расы, национальности, социального происхождения, имущественного положения, отношения к религии, убеждений, а также принадлежности к политическим партиям и иным общественным объединениям, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь (ст. 24 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Перечень документов и сведений, представляемых при поступлении на государственную службу содержится в статье 25 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь».

При поступлении на государственную службу гражданин представляет:

1. личное заявление;

2. личный листок по учету кадров;

3. паспорт, документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу);

4. трудовую книжку, за исключением впервые поступающих на работу;

5. диплом или иной документ о соответствующем образовании, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности наличие определенного образования не требуется;

6. декларацию о доходах и имуществе;

7. медицинское заключение о состоянии здоровья (для занятия отдельных государственных должностей, перечень которых определяется законодательными актами).

Гражданин при поступлении на государственную службу, по роду деятельности которой ему необходимо иметь доступ к сведениям, составляющим государственные секреты, проходит в установленном порядке процедуру оформления допуска к этим сведениям.

Квалификационными требованиями, предъявляемыми при поступлении на государственную службу, являются:

1. соответствующее образование, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности наличие определенного образования не требуется;

2. необходимый стаж и опыт работы по специальности, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности они не установлены;

3. владение государственными языками Республики Беларусь;

4. знание Конституции Республики Беларусь, законов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Другие квалификационные требования, предъявляемые к гражданам для занятия соответствующих государственных должностей могут устанавливаться иными актами законодательства.

Квалификационные характеристики государственных должностей определяются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом (ст. 26 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Порядок поступления на государственную службу определён в статье 27 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Поступление на государственную службу осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами путем назначения, утверждения либо избрания.

Назначение, утверждение либо избрание на государственную должность оформляются решением, приказом, распоряжением, иным актом соответствующего государственного органа, должностного лица с внесением в установленном порядке соответствующих записей в трудовую книжку.

Поступлению на государственную службу может предшествовать проведение конкурса на занятие государственной должности, а также устанавливаться предварительное испытание.

Занятие государственной должности может осуществляться на конкурсной основе.

Конкурс проводится соответствующим государственным органом, имеющим вакантные должности. Конкурс может быть открытым или закрытым.

Открытый конкурс проводится после опубликования объявления о проведении конкурса в официальных изданиях республиканских средств массовой информации. В открытом конкурсе имеют право принять участие все граждане Республики Беларусь, соответствующие квалификационным требованиям, предъявляемым при поступлении на государственную службу.

Закрытый конкурс проводится среди состоящих в кадровом реестре государственных служащих.

Каждому участнику конкурса сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение одного месяца со дня его завершения.

Решение конкурсной комиссии является основанием для занятия государственной должности либо отказа в приеме на такую должность.

Участники конкурса, не получившие положительного заключения конкурсной комиссии, но рекомендованные ею для государственной службы, могут быть зачислены в кадровый резерв, формируемый кадровой службой соответствующего государственного органа.

Положение о проведении конкурса утверждается Правительством Республики Беларусь (ст.28 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Для гражданина, впервые поступающего на государственную службу, по соглашению сторон может устанавливаться предварительное испытание на срок от трех до шести месяцев.

В срок предварительного испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда государственный служащий отсутствовал на службе.

На государственного служащего в период предварительного испытания распространяется действие настоящего Закона.

Предварительное испытание не устанавливается при поступлении на государственную службу путем утверждения, избрания либо по конкурсу.

При неудовлетворительном результате предварительного испытания государственный служащий подлежит увольнению как не выдержавший испытания.

Если срок предварительного испытания истек и государственный служащий не уволен в порядке, определенном пунктом 5 настоящей статьи, он считается выдержавшим испытание, и последующее увольнение допускается только по основаниям, предусмотренным настоящим Законом и иными законодательными актами (ст.29 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

С гражданами, поступающими на государственную службу, заключается контракт на срок не менее одного года руководителем соответствующего государственного органа. Контракт является основанием для издания решения, приказа, распоряжения, иного акта соответствующего государственного органа, должностного лица.

Контракт - трудовой договор, заключенный в письменной форме на определенный срок, содержащий в отношении вопросов поступления, прохождения и прекращения государственной службы особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде.

С гражданами, поступающими на государственные должности, учрежденные для непосредственного обеспечения деятельности и реализации полномочий Президента Республики Беларусь, других государственных служащих, контракт заключается на срок, не превышающий срока полномочий соответствующих лиц. Перечень должностей государственных служащих, учреждаемых для непосредственного обеспечения деятельности и реализации полномочий Президента Республики Беларусь, определяется Президентом Республики Беларусь, а других государственных служащих - Правительством Республики Беларусь.

С гражданами, назначаемыми на государственные должности и освобождаемыми от государственных должностей Президентом Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законодательными актами, контракт заключается уполномоченными Президентом Республики Беларусь руководителями государственных органов и организаций. При этом установление (изменение) условий контракта, продление контракта на новый срок осуществляются по соглашению сторон и с предварительного согласия Президента Республики Беларусь.

С Премьер-министром Республики Беларусь, депутатами Палаты представителей, членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатами местных Советов депутатов, осуществляющими свои полномочия на профессиональной основе, а также судьями контракт не заключается.

С гражданами, поступающими на государственную службу на период выполнения обязанностей временно отсутствующего государственного служащего, заключается срочный трудовой договор в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о труде.

Примерная форма контракта, заключаемого с гражданином, поступающим на государственную службу, определяется актами законодательства (ст.30 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Контракт должен содержать в качестве обязательных следующие сведения и условия:

1. дату подписания;

2. данные о государственном служащем и нанимателе;

3. место работы, должность государственного служащего;

4. срок действия контракта;

5. основные права и обязанности сторон.

Иные условия контракта определяются соглашением сторон с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Законом, иными актами законодательства (ст.31 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Контракт прекращается в случаях:

1. истечения срока действия;

2. соглашения сторон;

3. наличия оснований, предусмотренных статьей 40 настоящего Закона.

Контракт может быть расторгнут досрочно:

1. по инициативе нанимателя или требованию государственного служащего при невыполнении или ненадлежащем выполнении одной из сторон условий контракта;

2. в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством о труде;

3. в иных случаях, предусмотренных законодательными актами (ст. 32 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Гражданин не может быть принят на государственную службу в случаях:

1. признания его в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

2. лишения его судом права занимать государственную должность в течение определенного времени;

3. наличия подтвержденного медицинским заключением заболевания, входящего в утвержденный Правительством Республики Беларусь перечень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей;

4. отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственные секреты, если исполнение служебных обязанностей по государственной должности, на занятие которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

5. несоответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к гражданам для занятия соответствующих государственных должностей;

6. близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с государственным служащим, если их служебная деятельность будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

7. отсутствия гражданства Республики Беларусь;

8. представления заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия государственной должности;

9. непредставления декларации о доходах и имуществе или умышленного внесения в декларацию о доходах и имуществе неполных либо недостоверных сведений;

10. увольнения государственного служащего за систематическое неисполнение служебных обязанностей без уважительных причин, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время до истечения двух лет со дня увольнения за такие действия;

10-1. наличия судимости;

11. в иных случаях, установленных законодательными актами.

2. Гражданину по его просьбе представляется в письменной форме информация о причинах отказа в принятии на государственную службу (ст.33 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Прохождение государственной службы

Прохождение государственной службы начинается с момента поступления на нее и характеризуется любыми изменениями, происходящими в государственно-служебной деятельности лица, вплоть до ее прекращения. Как правовое явление прохождение государственной службы — это совокупность правовых отношений, возникающих в связи с изменениями в государственно-служебной деятельности лица.

Государственно-служебная деятельность является сложным, многообразным явлением. В ходе ее осуществления возникают различные служебные правоотношения. У каждого государственного служащего они свои, особые, а прохождение государственной службы у них — отличное от других. Это обусловлено различиями должностей государственной службы, а также особенностями, которые привносят в процесс осуществления государственной службы и реализации полномочий по должности сами государственные служащие.

Однако в государственной службе различных субъектов можно выделить общие виды правовых отношений, которые регламентированы правом и возникают независимо от каких-либо особенностей службы и субъектов ее несения. Отношения, обладающие общими признаками, целями и задачами, объединяются в группы и образуют этапы прохождения государственной службы. Таким образом, прохождение государственной службы — самостоятельная часть института государственной службы, которая включает в себя различные этапы. Общими для всех государственных служащих являются следующие этапы ее прохождения: стажировка, аттестация, повышение квалификации, поощрение и ответственность, перемещение по службе, прекращение.

Таким образом, прохождение государственной службы начинается с момента замещения должности в результате поступления на нее и заканчивается в связи с ее прекращением. При этом поступление на государственную службу не включается нами в качестве этапа в прохождение государственной службы, а выделяется как ее самостоятельный институт. По нашему мнению, поступление на государственную службу является не этапом, а основанием для ее прохождения, обладает особенностями, имеет свои правовые основания и условия. Вместе с тем, законодательство и большинство ученых прохождение государственной службы понимают широко и включают в него в качестве одного из этапов поступление на государственную службу. [74, c.564-565]

Вступление в государственную должность, осуществление полномочий для отдельных категорий государственных служащих могут быть обусловлены принесением присяги.

Государственные должности, для осуществления полномочий по которым необходимо принесение присяги, а также текст соответствующей присяги определяются законодательными актами (ст.34 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: