1. Сущность и содержание структурной политики государства.
2. Направления структурной политики в отечественной экономике.
3. Сущность и инструменты промышленной политики государства.
1. Структурная политика – совокупность мер государственного регулирования экономики, направленных на формирование необходимых экономических пропорций.
Цель структурной политики – обеспечить сбалансированное развитие экономики, и техническое совершенствование производства на основе использования достижений НТП.
Структурная политика государства должна осуществляться во всех фазах воспроизводственного процесса(производство, распределение, обмен и потребление).
Структурная политика осуществляется в сфере производства:
Нацелена на формирование рациональных пропорций между сферами материального(товары) и нематериального(услуги) производства; производством средств производства и производством предметов потребления; различными отраслями производства; отдельными экономическими районами страны.
|
|
Структурная политика в фазе распределения направлена на обеспечение распределения национального дохода согласно вкладу каждого экономического субъекта в его формировании.
Структурная политика в сфере обмена нацелена на поддержание оптимальной структуры товарооборота и денежного обращения.
Структурная политика в сфере потребления нацелена на достижение оптимального соотношения между производством и личным потреблением(домашнее хозяйство).
В условиях российской экономики наиболее деформированной является структура производства. Это проявляется в том, что значительную долю в валовом продукте(ВВП) составляет топливно – сырьевой сектор(экспорт за рубеж минерального сырья и топлива).
Меньшая доля в ВВП у отрасли обрабатывающей промышленности(машиностроение и легкая промышленность). Во многом это связано с низкой конкурентоспособностью обрабатывающей промышленности. «Утяжеление экономической структуры» - импорт машин и оборудования составляет 55%.
2. Основные направления структурной политики в отечественной экономике обозначены в программе социально – экономического развития на долгосрочную перспективу:
ü Обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отрасли сферы услуг.
ü Содействие повышению конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.
ü Реструктуризация убыточного сектора экономики
ü Необходимость формирования институциональной структуры, отвечающей требованиям современной рыночной экономики.
|
|
ü Необходимость развития экономики в процессе общемировой экономической трансформации на базе новых информационных технологий.
3. Промышленная политика – система мер государственного регулирования экономики, направленных на стимулирование развития промышленности, повышение конкурентоспособности и эффективности производства за счет технологической модернизации, совершенствования управления и развития инфраструктуры.
Цель – в комплексном развитии промышленного потенциала, стимулировании экономического роста и поддержании конкурентоспособности отечественной промышленности.
Инструменты:
ü Стимулирование инновационной деятельности(выделение бюджетных ассигнований на развитие перспективных организаций, государственные заказы и закупки товаров и услуг).
ü Меры налогового стимулирования:
- льготы по налогу на прибыль, которая направляется на техническое перевооружение производства;
- налоговые «каникулы» новым организациям(для приоритетных программ);
- ускоренная амортизация основного капитала(перенос стоимости оборудования на выпущенную продукцию в более короткие сроки).
ü Инструменты таможенной политики:
- льготы по пошлинам на ввозимое оборудование для технической модернизации производства
- квотирование ввоза импорта, обложение его пошлинами.
ü Кредитное стимулирование:
- субсидирование процентных ставок
- государственные гарантии по кредитам, привлекаемым для технического перевооружения
- лизинг оборудования.
ü Разработка целевых программ развития территорий
ü Создание свободных экономических зон(более либеральный характер ведения деятельности).
Направления промышленной политики в РФ:
ü Диверсификация экономики(разнообразие) с опережающим развитием обрабатывающей промышленности и сферы услуг
ü Увеличение в экспорте доли продукции с высокой степенью обработки(в настоящее время только 5 %)
ü Создание режима благоприятствования для развития сферы производства
ü Поощрение конкуренции
ü Стимулирование конкурентоспособных отечественных производителей
ü Улучшение условий для кооперации отечественных и зарубежных компаний в наукоемких отраслях
ü Приоритетное развитие сферы науки и научного обслуживания.
Тема 7. Государственная научно – техническая политика.
1. Необходимость и сущность научно – технической политики государства.
2. Инструменты научно – технической политики.
3. Основные направления научно – технической политики в России.
Необходимость проведения государством научно – технической политики обусловлено тем, что результаты НИОКР являются общественным благом.
НИОКР включает несколько стадий, которые предполагают различное участие государства:
ü Фундаментальные исследования(направлены на открытие основ производственных процессов, ведутся без заранее предвидимого коммерческого результата, так как результат является общественным благом, то необходимо финансирование за счет государства).
ü Прикладные исследования(целью является изобретение метода или процесса производства; их результат в перспективе может иметь коммерческое значение, отсюда совместное финансирование частными фирмами и государством).
ü Инновации(это массовое внедрение разработок в производственный процесс, имеет коммерческий результат – прибыль; финансируется частными фирмами, но может стимулироваться государством).
Государственная научно- техническая политика – это совокупность мер государственного регулирования НИОКР, направленных на их стимулирование и внедрение в производство.
2. Инструменты:
ü Экономические
ü Административные
Административные:
- использование патентов(исключительное право на определенный срок в 5- 10 лет)
|
|
- государственная защита интеллектуальной собственности.
Экономические:
- бюджетное финансирование НИОКР
- налоговое стимулирование НИОКР(налоговые каникулы, налоговые кредиты, льготы, ускоренная амортизация)
- кредитные меры(льготные кредиты, государственные гарантии по кредитам для подобного рода организаций, субсидирование процентной ставки со стороны государства).
3. Научно- техническая политика в России:
Можно выделить следующие проблемы, связанные с НИОКР в стране.
ü Россия обладает одним из лучших в мире потенциалом в ряде областей НИОКР, но отсутствуют условия для его воспроизводства, что ведет к деградации отечественной науки и утрате престижа России как научной державы. Доля ВВП на НИОКР в России – 1,2 %, из них 0,7%- государственный бюджет, 0,4% - частные инвестиции. Доля ВВП на НИОКР в США – 2,9%, в Японии- 3,0%, в Германии- 2,3%, в Швеции- 3,0%.
ü Наличие разрывов между стадиями НИОКР (малое внедрение фундаментальных разработок на практике)
ü В предпринимательском секторе доминируют отсталые технологические уклады, остается низким уровень восприимчивости компании к новым технологическим решениям. Инновационная деятельность в компании – ситуативная, нет системности.
ü Финансовые ресурсы предпринимательства ориентированы не на Российские разработки, а в большей степени на закупку импортного оборудования.
Для решения этих проблем в РФ принят ФЗ № 127 «О науке и государственной научно- технической политике в РФ»:
Цели
- развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно- технического потенциала,
- увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства,
- реализация важнейших социальных задач,
- обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции,
- улучшение защиты информационных ресурсов государства,
- упрочнение взаимосвязи науки и образования.
|
|
Приоритетные направления:
- признание науки экономически значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства,
- гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований,
- интеграция научной и образовательной деятельности на основе различных форм,
- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники,
- стимулирование НИОКР через систему экономических и иных льгот,
- развитие международного научного и технического сотрудничества РФ.