Тема 6. Структурная и промышленная политика государства

1. Сущность и содержание структурной политики государства.

2. Направления структурной политики в отечественной экономике.

3. Сущность и инструменты промышленной политики государства.

1. Структурная политика – совокупность мер государственного регулирования экономики, направленных на формирование необходимых экономических пропорций.

Цель структурной политики – обеспечить сбалансированное развитие экономики, и техническое совершенствование производства на основе использования достижений НТП.

Структурная политика государства должна осуществляться во всех фазах воспроизводственного процесса(производство, распределение, обмен и потребление).

Структурная политика осуществляется в сфере производства:

Нацелена на формирование рациональных пропорций между сферами материального(товары) и нематериального(услуги) производства; производством средств производства и производством предметов потребления; различными отраслями производства; отдельными экономическими районами страны.

Структурная политика в фазе распределения направлена на обеспечение распределения национального дохода согласно вкладу каждого экономического субъекта в его формировании.

Структурная политика в сфере обмена нацелена на поддержание оптимальной структуры товарооборота и денежного обращения.

Структурная политика в сфере потребления нацелена на достижение оптимального соотношения между производством и личным потреблением(домашнее хозяйство).

В условиях российской экономики наиболее деформированной является структура производства. Это проявляется в том, что значительную долю в валовом продукте(ВВП) составляет топливно – сырьевой сектор(экспорт за рубеж минерального сырья и топлива).

Меньшая доля в ВВП у отрасли обрабатывающей промышленности(машиностроение и легкая промышленность). Во многом это связано с низкой конкурентоспособностью обрабатывающей промышленности. «Утяжеление экономической структуры» - импорт машин и оборудования составляет 55%.

2. Основные направления структурной политики в отечественной экономике обозначены в программе социально – экономического развития на долгосрочную перспективу:

ü Обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отрасли сферы услуг.

ü Содействие повышению конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.

ü Реструктуризация убыточного сектора экономики

ü Необходимость формирования институциональной структуры, отвечающей требованиям современной рыночной экономики.

ü Необходимость развития экономики в процессе общемировой экономической трансформации на базе новых информационных технологий.

3. Промышленная политика – система мер государственного регулирования экономики, направленных на стимулирование развития промышленности, повышение конкурентоспособности и эффективности производства за счет технологической модернизации, совершенствования управления и развития инфраструктуры.

Цель – в комплексном развитии промышленного потенциала, стимулировании экономического роста и поддержании конкурентоспособности отечественной промышленности.

Инструменты:

ü Стимулирование инновационной деятельности(выделение бюджетных ассигнований на развитие перспективных организаций, государственные заказы и закупки товаров и услуг).

ü Меры налогового стимулирования:

- льготы по налогу на прибыль, которая направляется на техническое перевооружение производства;

- налоговые «каникулы» новым организациям(для приоритетных программ);

- ускоренная амортизация основного капитала(перенос стоимости оборудования на выпущенную продукцию в более короткие сроки).

ü Инструменты таможенной политики:

- льготы по пошлинам на ввозимое оборудование для технической модернизации производства

- квотирование ввоза импорта, обложение его пошлинами.

ü Кредитное стимулирование:

- субсидирование процентных ставок

- государственные гарантии по кредитам, привлекаемым для технического перевооружения

- лизинг оборудования.

ü Разработка целевых программ развития территорий

ü Создание свободных экономических зон(более либеральный характер ведения деятельности).

Направления промышленной политики в РФ:

ü Диверсификация экономики(разнообразие) с опережающим развитием обрабатывающей промышленности и сферы услуг

ü Увеличение в экспорте доли продукции с высокой степенью обработки(в настоящее время только 5 %)

ü Создание режима благоприятствования для развития сферы производства

ü Поощрение конкуренции

ü Стимулирование конкурентоспособных отечественных производителей

ü Улучшение условий для кооперации отечественных и зарубежных компаний в наукоемких отраслях

ü Приоритетное развитие сферы науки и научного обслуживания.

Тема 7. Государственная научно – техническая политика.

1. Необходимость и сущность научно – технической политики государства.

2. Инструменты научно – технической политики.

3. Основные направления научно – технической политики в России.

Необходимость проведения государством научно – технической политики обусловлено тем, что результаты НИОКР являются общественным благом.

НИОКР включает несколько стадий, которые предполагают различное участие государства:

ü Фундаментальные исследования(направлены на открытие основ производственных процессов, ведутся без заранее предвидимого коммерческого результата, так как результат является общественным благом, то необходимо финансирование за счет государства).

ü Прикладные исследования(целью является изобретение метода или процесса производства; их результат в перспективе может иметь коммерческое значение, отсюда совместное финансирование частными фирмами и государством).

ü Инновации(это массовое внедрение разработок в производственный процесс, имеет коммерческий результат – прибыль; финансируется частными фирмами, но может стимулироваться государством).

Государственная научно- техническая политика – это совокупность мер государственного регулирования НИОКР, направленных на их стимулирование и внедрение в производство.

2. Инструменты:

ü Экономические

ü Административные

Административные:

- использование патентов(исключительное право на определенный срок в 5- 10 лет)

- государственная защита интеллектуальной собственности.

Экономические:

- бюджетное финансирование НИОКР

- налоговое стимулирование НИОКР(налоговые каникулы, налоговые кредиты, льготы, ускоренная амортизация)

- кредитные меры(льготные кредиты, государственные гарантии по кредитам для подобного рода организаций, субсидирование процентной ставки со стороны государства).

3. Научно- техническая политика в России:

Можно выделить следующие проблемы, связанные с НИОКР в стране.

ü Россия обладает одним из лучших в мире потенциалом в ряде областей НИОКР, но отсутствуют условия для его воспроизводства, что ведет к деградации отечественной науки и утрате престижа России как научной державы. Доля ВВП на НИОКР в России – 1,2 %, из них 0,7%- государственный бюджет, 0,4% - частные инвестиции. Доля ВВП на НИОКР в США – 2,9%, в Японии- 3,0%, в Германии- 2,3%, в Швеции- 3,0%.

ü Наличие разрывов между стадиями НИОКР (малое внедрение фундаментальных разработок на практике)

ü В предпринимательском секторе доминируют отсталые технологические уклады, остается низким уровень восприимчивости компании к новым технологическим решениям. Инновационная деятельность в компании – ситуативная, нет системности.

ü Финансовые ресурсы предпринимательства ориентированы не на Российские разработки, а в большей степени на закупку импортного оборудования.

Для решения этих проблем в РФ принят ФЗ № 127 «О науке и государственной научно- технической политике в РФ»:

Цели

- развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно- технического потенциала,

- увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства,

- реализация важнейших социальных задач,

- обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции,

- улучшение защиты информационных ресурсов государства,

- упрочнение взаимосвязи науки и образования.

Приоритетные направления:

- признание науки экономически значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства,

- гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований,

- интеграция научной и образовательной деятельности на основе различных форм,

- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники,

- стимулирование НИОКР через систему экономических и иных льгот,

- развитие международного научного и технического сотрудничества РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: