1. Роль государства в развитии предпринимательского потенциала экономики.
2. Значение малого бизнеса и государственного участия в его регулировании.
3. Основные направления поддержки малого предпринимательства в России.
Предпринимательский потенциал- это возможности предпринимательства в
удовлетворении различных потребностей субъектов экономики.
Цель государственного регулирования предпринимательства заключается в в создании благоприятных условий функционирования и развития предпринимательских структур.
Задачи государственного регулирования предпринимательства.
1. разработка, принятие и контроль за выполнением законодательства, обеспечивающего правовую основу и защиту интересов предпринимательства
2. ослабление прямых методов вмешательства, и повышения роли экономических методов стимулирования
3. создание условий для свободной, добросовестной конкуренции на рынке
4. обеспечение макроэкономического равновесия (посредством бюджетной и денежно-кредитной политики)
|
|
5. содействие инвестициям и инновациям в производстве
6. обеспечение свободного перемещения трудовых ресурсов.
Малые предприятия обеспечивают работой большинство трудоспособного населения в мире.
Евросоюз- 72% (заняты в малом бизнесе)
Япония- 78%
США – 54%
Россия- 13%
Значение малого бизнеса определяется тем, что
- в сфере малого предпринимательства осуществляется большая часть всех инвестиций и инноваций. В России только 3% инвестиций осуществляет малый бизнес.
- является фактором формирования среднего класса
- малые предприятия производят основную часть ВВП:
Россия- 12%
Государственная поддержка малого бизнеса служит:
- содействию и решению проблемы занятости,
- стимулированию конкурентных начал в экономике,
- служил поддержкой инноваций в производстве,
- формированию благоприятного предпринимательского климата и сокращению теневой экономики.
В России – 12% на малые предприятия. Крайне неравномерно размещены на территории страны.
137 тысяч предприятий:
в Центральном федеральном округе 33%
в Москве 19%
в Санкт- Петербурге 11%
в ЮФО 10% (в Ставропольском крае более 1%, в Ростове 2,8%, в Ингушетии, Калмыкии, Чечне самый малый %, сотые доли).
В России малые предприятия неравномерно развиты по различным видам экономической деятельности (больше всего в торговле- 45%, сельском хозяйстве- 2,6%, рыболовстве- 0,2%, транспорте- 0,7%, добыче полезных ископаемых- 0,4%, связи- 0,7%, образовании- 0,2%, здравоохранении- 1,0%).
Существует закон «О малом бизнесе».
Барьеры на пути малого бизнеса:
1. Внешние
- связаны с неразвитостью правовой системы, слабой защитой частной собственности и предпринимателя в частности,
|
|
- недостаточная определенность макроэкономической ситуации,
- неадекватность финансовой инфраструктуры (поиск финансовых ресурсов, плохое кредитование),
2. Внутренние
- отсутствие современных навыков управления и хозяйствования,
- низкий уровень предприятий и менеджерской культуры,
- отсутствие экономического образования.
Направления поддержки малого бизнеса в России:
- в законах и нормативно- правовых актах ФЗ № 88 1995
«Закон о поддержке малого бизнеса»
- государственная программа «Основные направления социально-экономической политики России на долгосрочную перспективу»:
а) совершенствование законодательной и нормативно- правовой базы,
устранение административных барьеров (упрощение регистрации малых предприятий, установление принципа «одного окна», льготные регистрационные сборы, замена разрешительного порядка регистрации на уведомительный)
б) государственное стимулирование субъектов кредитных отношений в сфере малого бизнеса
в) снижение налоговой нагрузки и упрощение налогового администрирования
г) развитие небанковских институтов финансирования малого предпринимательства
д) меры имущественного обеспечения малого бизнеса
е) совершенствование информационного обеспечения субъектов малого бизнеса
ё) развитие конкурентной среды в экономике.
ФЗ от 24.07.2007 № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».