План темы:
1Вопрос. Понятие и этапы планирования.
2Вопрос. Методы планирования.
3Вопрос. Роль экономических показателей в планировании.
4Вопрос. Экономическая политика предприятия.
5Вопрос. Экономический анализ работы предприятия.
1Вопрос. Понятие и этапы планирования.
ПЛАНИРОВАНИЕ - это вид деятельности, связанный с выбором цели и разработкой программы её достижения.
ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ:
1. Определение промежуточных и конечных целей.
2. Постановка задач.
3. Определение способов решения задач. Он зависит от имеющихся у предприятия ресурсных возможностей.
4. Контроль за решением задач (реализацией намеченных целей)
5. Анализ полученных итогов.
На предприятиях планированием занимаются руководители и специалисты. При планировании особое внимание уделяют как росту, так и развитию организации. От качества планирования и от компетентности специалистов зависит экономическое благополучие предприятия, его конкурентоспособность.
2Вопрос. Методы планирования.
МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ - это конкретные способы и приёмы расчета показателей плана.
1 метод - Нормативный. Для формирования плановых показателей применяют нормы и технико-экономические нормативы, которые характеризуют рациональную величину.
Виды нормативов:
1.единые (устанавливаются для всех предприятий- налоги, коммунальные тарифы);
2.отраслевые (применяются на предприятиях одной отрасли);
3.специализированные (устанавливаются предприятием самостоятельно, например, величина наценки)
2 метод - Расчетно-аналитический. Для формирования планового показателя проводят анализ достигнутых результатов в прошлом периоде, принимают их за основу и корректируют с учётом перспективных изменений.
3 метод - Балансовый. Для расчёта плановых показателей проводят увязку имеющихся у предприятия ресурсов с фактической потребностью в них (израсходовать можно только тот объем, который имеется в наличии).
3Вопрос. Роль экономических показателей в планировании.
Любой план состоит из системы взаимосвязанных показателей, они характеризуют цели плана, а также количественные и качественные объёмы деятельности.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ:
1. По единицам измерения:
а) абсолютные: натуральные (кг, м, л, шт.), стоимостные (руб.);
б) относительные показатели - определяются расчётным путём и выражаются в процентах, долях, коэффициентах, индексах.
2. По назначению:
а) количественные - характеризуют объёмы деятельности предприятия;
б) качественные - характеризуют возможности предприятия, его мощность.
Все показатели взаимозависят друг с другом и рассчитываются последовательно. Например, чтобы запланировать прибыль, нужно сначала запланировать доходы и расходы.
4Вопрос. Экономическая политика предприятия.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - это определение стратегии и выработка тактики торговой деятельности предприятия.
Этапы выработки стратегии:
1. Оценка сильных и слабых сторон предприятия.
2. Оценка факторов внешней среды, их влияние на работу предприятия.
3. Формирование целей и задач предприятия.
4. Разработка программы.
Стратегия реализуется в системе планов торговой организации.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛАНОВ:
1. По длительности планового периода:
а) долгосрочные планы - от 5 до 10 лет;
б) среднесрочные - от 1 года до 5 лет;
в) краткосрочные - до 1 года.
2. По уровню управления предприятием:
а) планы работы предприятия в целом (общефирменные);
б) планы структурных подразделений.
3. По целевому назначению:
а) финансовые планы;
б) организационные планы;
в) инвестиционные планы;
г) производственные планы.
5Вопрос. Экономический анализ работы предприятия.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - это исследование работы предприятия, оценка результатов его деятельности и выявление резервов роста экономической эффективности.
Аналитической работой предприятия занимаются самостоятельно. На основе данных, полученных в результате анализа, предприятие вырабатывает свою будущую стратегию и тактику.
ЭТАПЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
1. составление плана - устанавливают цели анализа, формируют график проведения работы, назначают исполнителей;
2. подготовка материала - производят сбор и обработку данных, которые необходимо проанализировать;
3. предварительная оценка работы организации - производят сравнение полученных результатов отчетного периода с плановыми показателями и с показателями предыдущего периода;
4. изучение факторов (причин), повлиявших на результаты отчетного периода;
5. итоговая оценка работы организации - делают выводы по результатам исследования, предлагают мероприятия для использования резервов роста экономической эффективности.
Экономический анализ – функция руководителя. Он должен быть объективен. В условиях рыночной экономики каждое предприятие самостоятельно проводит аналитическую работу. Данные анализа используют для планирования производственной программы и финансовых результатов. Анализ должен проводиться объективно, научно, системно (постоянно).