Систематизация нормативно-правовых актов и ее виды

Законодательный процесс и его стадии

Процесс создания, изменения и отмены законов назы­вают законодательным процессом. В национальной право­вой системе он состоит из следующих стадий:

1) законодательная инициатива — внесение в законо­дательный орган предложения об издании, изменении или отмене закона принадлежит Президенту Республики, депутатам Парламента, Правительству и реализуется исключительно в Мажилисе;

2) разработка законопроекта. Она может быть пору­чена парламентским комитетам и комиссиям, министерствам, коллек­тивам ученых-специалистов. Первая и вторая стадии зако­нодательного процесса могут совпадать, и тогда на рассмот­рение парламента вносится готовый законопроект;

3) обсуждение законопроекта. Принятый к рассмотре­нию законопроект поэтапно обсуждается парламентариями, в него вносятся поправки и дополнения (этот процесс назы­вают первым и вторым чтением законопроекта);

4) принятие закона (обычно в результате третьего чте­ния). Принятие закона осуществляется голосованием. По общему правилу, закон должен получить одобрение про­стого большинства членов парламента (т.е. 50 % +1 голос). Некоторые законы должны быть одобрены 2/3 голосов парламентариев (квалифицированное большинство);

5) подписание закона главой государства. На эту ста­дию отводится строго определенный срок (например, в Казахстане — 15 дней). Как правило, глава государства имеет право вернуть закон на повторное рассмотрение со своими мотивированными замечаниями (отлагательное вето);

6) обнародование закона. Эта стадия имеет важное зна­чение. Неопубликованные и, таким образом, не доведенные до сведения людей законы не применяются;

7) вступление закона в силу. По общему правилу, за­кон вступает в силу в течение определенного срока (в Казахстане — через десять дней после публикации), если иное не указано самим законом.

Систематизация — это деятельность, направленная на упорядочение нормативно-правовых актов, приведение их в определенную согласованную систему.

Различают следующие виды систематизации норматив­но-правовых актов:

1)учет нормативно-правовых актов — сбор государст­венными органами и неофициальными организациями дей­ствующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, обеспечивающей поиск необходи­мой правовой информации. Учет является подгото­вительной стадией для всех видов систематизации;

2) инкорпорация — это объединение нормативно-пра­вовых актов без их изменения в сборник по определенному признаку. Разновидности инкорпорации по субъекту осу­ществления: официальная инкорпорация — осуществля­ется государственным органом; неофициальная инкорпорация — осуществляется изда­тельствами, научными и учебными заведениями, отдельны­ми специалистами.

Разновидности инкорпорации по критерию отбора нор­мативно-правового материала: хронологическая — по времени их издания или вступления в силу; предметная — по отраслям или инсти­тутам права, сферам государственной деятельности.

Разновидности инкорпорации по объему охватываемого нормативно-правового материала: генеральная — в собра­ние включаются все нормативно-правовые акты субъекта правотворчества; частичная — в собрание включаются нормативно-правовые акты по определенной сфере право­вого регулирования;

3) консолидация — принятие укрупненного унифици­рованного акта на основе объединения норм разрозненных актов, без их внутреннего изменения. Консолидационный акт является сводным нормативно-правовым актом.

4) кодификация — создание нового логически цельного нормативно-правового акта - кодекса, с частичным или полным изменением их содер­жания, устранением пробелов и противоречий.

Разновидности кодификации по объему охватываемого нормативно-правового материала: Всеобщая — образование сводного акта по всем отрас­лям законодательства (Свод законов). Отраслевая — объединение правовых норм отдельной отрасли (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс). Межотраслевая (комплексная) — объединение пра­вовых норм разных отраслей права, регулирующих обще­ственные отношения в определенной сфере, например, в сфере здравоохранения. Специальная — объединение правовых норм по отдельному предмету правового регулирования (Водный кодекс, Лесной кодекс).

5.Юридическая техника: понятие и основные правила

Юридическая техника – это совокупность средств и приемов, используемых при систематизации нормативного материала.

Технические правила: а) ясность и четкость; б) лаконичность и полнота; в) последовательность; г) взаимосвязь и согласованность.

Технические приемы: а) официальные реквизиты; б) структурная организация правового акта.

Текст нормативного правового акта излагается с соблюдением норм литературного языка и юридической терминологии. Не допускаются употребление устаревших и многозначных слов и выражений, эпитетов, метафор, сокращение слов. Текст нормативного правового акта не должен содержать положения, не несущие смысловой и правовой нагрузки. Текст статьи (пункта) не излагается повторно в других статьях (пунктах). В случае необходимости в нормативном правовом акте допускаются ссылки на статьи (пункты) иных актов, а также воспроизводятся отдельные положения из нормативных правовых актов вышестоящих уровней со ссылкой на такие акты. Ссылки в статьях (пунктах и подпунктах) нормативного правового акта на другие его статьи (пункты, подпункты) применяются в случаях, когда необходимо показать взаимную связь правовых норм либо избежать повторений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: