Вопрос 2. Интеграционные процессы в логистике

Рис. 1. Виды логистистических материальных потоков

Именно с этих позиций и рассматриваются проблемы совершенствования логистики. Причинами совершенствования логистики выступают:

- потребители становятся все более знающими и требуют высокого качества товара, низких затрат и высокого уровня обслуживания;

- конкуренция становится все более острой, что требует повышения уровня конкурентоспособности;

- растет потребность в логистических услугах;

- развиваются современные концепции логистики («точно в срок»);

- наблюдается масштабное совершенствование коммуникаций;

- организации все чаще передают выполнение второстепенных функций внешним исполнителям и т.д.

Это предопределило направления развития логистической деятельности организаций. К ним можно отнести:

- применение новых технологий обработки грузов, например, электронная идентификация товара, спутниковое отслеживание грузов;

- электронный обмен данными (EDI), что привело (в конечном итоге) к формированию систем электронного снабжения, электронных закупок и т.п.;

- развитие электронного обмена данными привело к формированию рынков В2В (компания – компания) и В2С (компания – потребитель);

- для поддержки EDI были разработаны две сопутствующие технологии: кодирование товаров и электронный перевод денежных средств;

- совершенствование обслуживания потребителей, что заключается в сокращении времени выполнения заказов посредством синхронизированного перемещения грузов и персонализации продуктов и т.д.

Таким образом, логистика сегодня проявляется как:

- современная конкурентная стратегия хозяйствующих субъектов, целеполагающим фактором которой является ресурсосберегающий алгоритм предпринимательства;

- системный подход, представляющий движение и развитие материальных, информационных, финансовых и трудовых ресурсов в категориях потоков и запасов;

- алгоритм организации рационального движения материальных потоков и сопутствующих им потоков информации и финансов на всех стадиях воспроизводственного процесса;

- вид предпринимательской деятельности, специализирующейся на закупке, хранении и доставке сырья, материалов, продукции потребителю.

В реальной жизни организации не действуют изолированно друг от друга. Фактически каждая из них действует как заказчик, когда покупает материалы у своих поставщиков, а затем сама становится поставщиком, когда поставляет свою продукцию собственным потребителям.

Большинство видов продукции в ходе создания проходят через несколько организаций, перемещаясь от поставщиков начального уровня до конечных потребителей.

Для всех этих цепочек деятельности организаций применяются самые разные названия. Когда акцент делается на операциях, говорят процесс; когда подчеркивается маркетинг – логистический канал; когда на первое место ставят добавленную ценность, появляется термин цепочка ценности, когда анализируется удовлетворение потребительского спроса, говорят о цепи спроса.

Так как, логистика в первую очередь акцентирует внимание на материалопотоке, возникает категория – цепь поставок. Цепь поставок состоит из ряда видов деятельности и организаций, через которые материалы проходят во время своего перемещения от поставщиков начального уровня до конечных потребителей. Каждый продукт имеет свою собственную и уникальную цепь поставок, причем некоторые из них могут быть очень длинными и очень сложными.

Самый простой способ представить цепь поставок – показать, как продукт перемещается через ряд организаций, каждая из которых добавляет к нему дополнительную ценность. Если рассматривать этот поток с точки зрения какой-то организации, то виды деятельности, выполняемые до нее, т.е. передвижение материалов в эту организацию, называются предыдущими видами деятельности, а те, которые осуществляются после выхода материалов из организации, - последующими.

Предыдущие виды деятельности распределяются по уровням поставщиков. Так, поставщик, отправляющий материалы непосредственно в организацию для осуществления с ней дальнейших операций, называется поставщиком первого уровня; поставщика, отправляющего материалы поставщику первого уровня, называют поставщиком второго уровня; поставщик для поставщика второго уровня находится на третьем уровне, и т.д. Потребители также занимают разные места в общей цепи.

У каждого продукта своя собственная цепь поставок, поэтому общее число разных конфигураций таких цепей огромно. Некоторые из них очень короткие и простые. Другие цепи поставок могут быть удивительно длинными и сложными.

Некоторые специалисты утверждают, что термин «цепь поставок» передает слишком упрощенную картину, и поэтому они предпочитают говорить о сетях поставок или даже о паутине поставок.

Цепи поставок возникают и для того, чтобы преодолевать разрывы, появляющиеся в тех случаях, когда поставщики располагаются на большом расстоянии от потребителей.

Цель поставок – состоит из ряда видов деятельности и организаций, через которые материалы проходят во время своего перемещения от поставщиков начального уровня до конечных потребителей.

При этом выделяется два вида логистики с позиций интеграционных процессов: фрагментированная логистика и интегрированная логистика.

Фрагментированная логистика. Этими видами деятельности традиционно управляют отдельно, и поэтому в организации могут быть выделены специальные подразделения по закупкам, по перевозкам, складированию, распределению и т.д. К сожалению, такое деление логистики порождает множество проблем.

Если изложить подобную ситуацию кратко, фрагментированная логистика в разных частях организации приводит к следующим недостаткам:

- в организации появляются разные, часто конфликтующие друг с другом цели;

- происходит дублирование усилий и снижение производительности;

- ухудшаются коммуникации и затрудняются потоки информации между отдельными частями организации;

- снижается координация между отдельными частями организации, что приводит к более низкой эффективности, более высоким затратам и к ухудшению обслуживания потребителей;

- повышается степень неопределенности в работе цепей поставок и увеличивается продолжительность задержек;

- планировать работу становится труднее;

- появляются ненужные запасы буферного, страхового назначения между отдельными частями, такие, как запасы незавершенного производства, приобретаются дополнительные транспортные средства и вводятся дополнительные административные процедуры;

- важная информация становится недоступной, например, объем общелогистических издержек;

- логистика в целом получает в организации более низкий статус.

Интегрированная логистика – все взаимосвязанные логистические виды деятельности выполняются согласованно – в виде единой функции.

Этапы интеграции: Этап 1: отдельным логистическим видам функции не уделяется должного внимания или они не считаются достаточно важными. Этап 2: понимание, что отдельные виды деятельности важны для достижения целей. Этап 3: совершенствование отдельных функций. Этап 4: внутренняя интеграция: объединение отдельных функций в одну. Этап 5: разработка логистической стратегии. Этап 6: использование лучших образцов в логистической деятельности. Этап 7: непрерывное совершенствование.

На рис. 2 представлены уровни логистической интеграции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: