Таблица 1
Вопрос 1. Понятие и задачи закупочной логистики
Закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Логистика закупок- первая логистическая подсистема, представляющая собой процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия.
К основным задачам закупочной логистики относят: определение потребности в ресурсах; установление рациональных хозяйственных связей с поставщиками; планирование и организация материально - технического обеспечения производства; задача «MOB»; организация закупок и завоза ресурсов; организация хранения материалов подготовка их к производственному потреблению; управление производственными запасами на складах фирмы; разработка программ экономии материальных ресурсов и контроль за их выполнением; контроль за исполнением сметы затрат на снабжение; контроль за кредиторской задолженностью поставщиков и т.д. Любое предприятие, производственное или торговое имеет службу (отдел закупок или службу снабжения), осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда. Эффективная работа службы снабжения во многом зависит от сложившейся организационной структуры предприятия. Задачи, решаемые службой снабжения должны строиться на основе современной концепции логистического подхода (таб. 1).
|
|
Традиционное | На основе логистического подхода | |
Главная цель переговоров и заключения контракта | Минимально возможная цена | Достижения высокого качества товара путем долгосрочного контракта и приемлемой цены. |
Основные критерии при выборе поставщика | Цена, качество и условия поставок. Допускается до 2% брака | Качество, надежность поставок и цена. Брак недопустим. |
Количество поставщиков | Множество источников поставки | Единственный источник поставки по каждому товару с долгосрочным контрактом |
Методы осуществления закупок | Большими партиями с менее частыми поставками | Мелкими партиями с частыми поставками |
Основные цели выбора способа транспортировки | Обеспечение низкой цены на транспорт и надежность вывоза, график вывоза составляет поставщик | Надежность вывоза и ввоза грузов, своевременность поставки. Поставки, как правило, осуществляются в рассрочку, график поставок составляет покупатель. |
Приемочный контроль | Организует и несет за него ответственность покупатель | Счетный и приемочный контроль сокращается и постепенно ликвидируется. Его осуществляет поставщик. |
Контроль качества | «Жесткий» контроль технических характеристик, требование строгого соблюдения технического задания. Поставщик не имеет свободы выбора и не вправе изменить задание. | Более гибкий подход, покупатель ориентируется на эксплуатационные показатели, нововведения поставщика поощряются. |
Оформление документов | Эта процедура требует много времени и согласований. Изменение даты и размера поставки вызывает необходимость оформления нового заказа. | Документации меньше, время и размер заказа согласуются по телефону. |
Упаковка товара | Условия на упаковку меняются. Упаковка каждого вида товара и их нумерация производится при отсутствии четкой характеристики содержания товара. | Унификация и стандартизация упаковки, кодирование товара (штриховой код, манипуляционные знаки, экомаркировка). |
Для успешного обеспечения предприятия необходимыми материалами закупочная логистика должна иметь готовые ответы на следующие вопросы: что закупать; сколько закупать; у кого закупать; на каких условиях закупать; как системно увязать закупки с производством и сбытом; как системно увязать деятельность предприятия с поставщиками.
|
|