Лекция 8
Культурное наследие С.М. Соловьева. Наставник многих поколений
Итоги
• Диалектика позволила СМ. Соловьеву поднять исследование на новый уровень.
• Комплексное рассмотрение роли природно-географических, демографическо-этнических и внешнеполитических факторов в историческом развитии России принадлежит к числу несомненных заслуг СМ. Соловьева.
• Историк применил к области русской истории новейшие приемы исторической критики.
• С.М. Соловьев впервые в русской исторической науке выработал цивилизационный подход, с помощью которого он смог отличить русскую историю от западноевропейской и одновременно включить ее в мировой исторический процесс.
Современник С.М. Соловьева историк славянофильского направления М.О. Коялович считал: «Над всем этим возвышается необыкновенное знание нашего прошедшего, необыкновенная добросовестность при фактическом изложении и крупная талантливость, способная делать большие завоевания, т.е. создавать последователей, школу». Ученики Соловьева научились от него уважать мнение предшественников и относиться с почтением к умственному труду. У него были ученики прямые — и самый известный — Ключевский, преемники — зять, известный историк Н.А. Попов, ученики его учеников, которым воззрения Соловьева казались более близкими, чем взгляды непосредственного учителя. Так, взятое у Соловьева суждение о возможности и уместности прямого заимствования позднее развил П.Н. Милюков.
|
|
Воспитанные в атмосфере творчества дети СМ. Соловьева (их было 12) были талантливы. Старший сын — Всеволод — популярный в свое время писатель-романист. Одна из младших дочерей — Поликсена — поэтесса, публиковавшаяся под псевдонимом Allegro, но наиболее известно имя другого сына, Владимира, религиозного мыслителя и философа. Мысли СМ. Соловьева органично вошли в национальную философию, труды И.А. Ильина, Н.А. Бердяева и др. Концепция царствования Петра Великого СМ. Соловьева легла в основу концептуального решения А.Н. Толстым при написании романа «Петр Первый». Соловьев, как никто другой из его предшественников, многое сделал для средней школы, к преподаванию истории в которой он относился крайне серьезно. «История есть единственная политическая наука в среднем образовании и поэтому ее преподавание — чрезвычайной важности: от направления ее преподавания зависит политический склад будущих граждан», — считал Соловьев.
Цель. Раскрыть становление В.О. Ключевского как историка, осветить основные моменты его биографии, охарактеризовать «Курс русской истории».
Содержание
|
|
1. Становление историка. Биография.
2. «Курс русской истории».
Основная литература
- Историография истории России до 1917 г.: учеб. для студ. высш. учеб. завед.: в 2 т. / Под ред. М.Ю. Лачаевой. – М.: ВЛАДОС, 2004. – Т. 2. – 383 с.
- Киреева Р.А. В.О. Ключевский как историк русской исторической науки. – М., 1966.
- Ключевский В. О. Лекции по русской истории, читанные на Высших женских курсах в Москве. – М., 1997.
- Ключевский В. О. Неопубликованные произведения. – М., 1983.
- Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. – М., 1989.
- КлючевскийВ.О. Соч. В 9 т. – М., 1987-1990.
- Нечкина М.В. Василий Осипович Ключевский. История жизни и творчества. – М., 1974.
Дополнительная литература
1. Зимин А.А. Формирование исторических взглядов В.О. Ключевского в 60-е гг. XIX в.// Исторические записки. – М., 1961. – Т. 69.
2. Иллерицкий В.Е В.О. Ключевский — выдающийся буржуазный историк пореформенного периода // Историография истории СССР. – М., 1971.
3. Карагодин А.И. Философия истории В.О. Ключевского. – Саратов, 1976.
4. Киреева Р.А Василий Осипович Ключевский// Историки России XVIII-XX века. – М., 1996.
5. Хрестоматия по «Курсу русской истории» В.О. Ключевского. – Пенза, 1993.
6. Черепнин Л.В. В.О. Ключевский// Очерки истории исторической науки в СССР. – М., 1960. – Т. 2.
7. Щербень Н.Н. В.О. Ключевский о Смуте// Отечественная история. 1997. № 3-4.