Французская историческая наука занимает важное место в историографии стран Запада. И если в разработке философско-исторических проблем первенствующая роль принадлежит американской буржуазной науке, то в области методики исторического исследования, его тематики, а также влияния на историческую науку в других странах не меньшее, если не большее, значение имеет французская историография.
Французская историческая наука прошла в своем развитии длительный и сложный путь. На протяжении многих десятилетий менялось место французской историографии в ряду других национальных историографии и ее значение в общем процессе исторического познания. В отдельные периоды французская историческая мысль выдвигалась далеко вперед, например, когда во время Реставрации.
В 1950-60-х гг. XIX в. французская историография подвергалась сильному влиянию немецкой исторической науки и ее методов исследования, особенно при интерпретации исторических источников. Методы немецкой исторической науки были приняты во Франции университетской историографией. Основным органом университетской исторической науки стал с 1876 г. журнал «Историческое обозрение» («Revue historique»). По словам видного современного французского историка Ф. Броделя (род. в 1902 г.), в этом журнале не создавали синтетических построений, стремились изгнать из истории всякий намек на философию истории и крупные обобщения.
Ф. Бродель неоднократно подчеркивал, что представители традиционной французской историографии, господствовавшей в науке до второй мировой войны, стремились приводить и с наибольшей тщательностью издавать документы, обосновать утверждение максимумом ссылок. Однако при этом история становилась историей деталей, отгораживавшейся от широких обобщений и общих проблем, которые все равно вставали «вне всяких вопросов и научных исследований».
Уже в начале XX в. такое направление университетской исторической науки во Франции встречало возражения историков, пытавшихся искать новые пути. И если основная масса историков к постановке общих проблем и философско-исторических вопросов относилась неодобрительно, о чем свидетельствуют, например, заявления Ш. Сеньобоса и Ш. Лянглуа, то среди части молодых историков стало распространяться влияние позитивистской социологии Дюркгейма и возглавлявшейся им «французской социологической школы», в частности таких ее представителей, как Ф. Симиан и М. Мосс. В «социологической школе» Дюркгейма лежали корни и теории «исторического синтеза» А. Берра, который пытался объединить историческую науку с позитивистской социологией и философией истории и создал в этих целях специальный орган «Centre International de Synthese». С 1900 г. А. Берр издавал журнал «Обозрение исторического синтеза» («Revue de synthese historique»), который в известном смысле был направлен против традиционной линии журнала «Историческое обозрение». В 1913 г. Берр подготовил примерный план издания специальной серии, где должна была проводиться в жизнь так называемая теория исторического синтеза и изучаться эволюционный путь развития человечества. Эта серия («L'evolution de 1'humanite. Bibliotheque de synthese historique») начала выходить из печати под редакцией А. Берра лишь в 1920 г., она была возобновлена после второй мировой войны и продолжает выходить после смерти А. Берра. До 1960 г. было издано 72 тома, которые нашли очень широкий круг читателей и разошлись тиражом, не считая переводов, в 700 тыс. экземпляров. Все это говорит о большом влиянии идей, выдвигавшихся в противовес традиционной, в основном политической истории, которой занималась в прошлом французская университетская историческая наука.
Серия «Эволюция человечества» начала выходить в условиях кризиса традиционных представлений и методов исторической науки, когда некоторые историки искали пути преодоления этого кризиса.
В то время крупный французский историк Л. Февр писал, что «кризис истории не был специфическим заболеванием, поразившим одну историю», и указывал на состояние естественных наук: «Вся концепция мира, вся стройная система, выработанная поколениями ученых в течение предшествовавших веков, разлетелась с одного удара... Наши знания внезапно вышли за пределы нашего разума. Конкретное взорвало рамки абстрактного... Нужно было заменить старые теории новыми. Нужно было пересмотреть все научные понятия, которыми пользовались до сих пор». Л. Февр, начиная эту статью словами «Я люблю историю», заканчивал ее призывом: «Нужно работать в согласии со всем движением своего времени».
Позднее, в 1954 г., отмечая дальнейшее развитие тех же процессов, Л. Февр подчеркивал: «Все одновременно рушится вокруг нас... концепции науки ниспровергаются под неудержимым напором современной физики... потенциальная карта мира полностью переделывается... всюду просыпаются закабаленные еще вчера народы [Ближнего, Среднего] и Дальнего Востока, Африки, Азии и Индонезии, которые казались навсегда погребенными в витринах застывших археологических музеев, эти народы требуют своего права на жизнь и восстают против старой Европы, против сил, воспринявших европейскую культуру. Все это и еще многое другое — что нас волнует, что нам предвещает непосредственное разрушение. Но есть еще возникновение нового мира, на который мы не имеем права терять надежду. Еще необходимо его понять и не отказываться от того света, который на него может пролить Клио».
Многие французские историки на протяжении последних десятилетий ищут новые пути в развитии науки. Значительные изменения наблюдаются во французской исторической науке. Все большее число историков меняет свои методологические принципы и приемы исследования.