Особое место в английской историографии занимали вопросы колониальной политики. Они рассматривались значительным кругом исследователей как в ряде специальных учреждений, так и вне их.
Центром изучения истории империи и имперской политики был созданный в 1869 г. Имперский институт с его богатейшей библиотекой. После второй мировой войны сеть научных учреждений, где разрабатывалась имперская и колониальная тематика, еще более возросла. Так, в 1949 г. в Лондоне был основан специальный Институт по делам Содружества, изучающий проблемы имперских отношений в прошлом и настоящем. Заметно активизировал свою деятельность созданный еще в 1929 г. Африканский институт. В его стенах готовилась большая серия этнографических исследований по отдельным районам и странам Африки. Под редакцией известного африканиста Хэйли вышел в новом издании большой экономический и этнографический обзор Африки. Важным центром изучения колониальных проблем являлась Лондонская школа африканских и азиатских исследований. Ее основное внимание было сосредоточено на вопросах языка и археологии Африки.
|
|
Проблемы империи и колониальной политики изучались также в английских университетах. Кембриджский университет завершил начатое еще перед войной издание «Истории Британской империи». Последним вышел третий том, посвященный истории империи с конца XVIII до середины XIX в.
На освещение английской историографией центральной из обширного круга колониальных проблем — проблемы распада Британской империи — оказали большое влияние предоставление Англией независимости своим колониям, а также участие многих из них в Британском содружестве, с сохранением известных политических, экономических и культурных связей с бывшей метрополией.
Ссылаясь на эти особенности ликвидации империи, английские историки нередко ставят под сомнение самый факт ее распада. Видный историк Каррингтон заявляет, например, что в действительности происходит лишь процесс децентрализации империи, в результате которого ее внутренние связи отнюдь не слабеют. «Новые формы сотрудничества внутри Содружества, — пишет он, — еще более действенны, чем прежние формы имперского контроля».
Свое убеждение в том, что империя продолжала существовать, многие историки пытались подкрепить ссылкой на прошлое: нынешние изменения, говорили они, представляют собой не что иное, как продолжение начавшегося в прошлом столетии процесса «обновления» империи. Большинство историков считало, что реформа империи началась с предоставления самоуправления переселенческим колониям, и далее этот процесс шел непрерывно.
|
|
Вместе с тем в оценке происходящих изменений лейбористами и консерваторами существуют некоторые различия. В то время как первые с особой настойчивостью утверждают, что империя все еще продолжает существовать в новых формах Содружества, из консервативного лагеря нередко раздаются более откровенные признания. В июле 1964 г. видный деятель консервативной партии Э. Пауэлл в газете «Обсервер» прямо заявил: «Британское содружество по существу превратилось в гигантский фарс». Британская империя, как таковая, давно перестала существовать: «перед нами — лишь ее призрак...».
Лейбористская историография и публицистика говорили о добровольности уступок, которые привели к распаду старых имперских уз. «После 1945 г., — пишет лидер лейбористской партии Г. Вильсон, — Британия добровольно отказалась от самой великой и обширной империи, какая существовала в истории человечества». Именно лейбористы стремятся доказать тесную преемственность между столетней давности реформами в управлении империей и переменами, которые произошли позднее.
Несколько иную позицию в этом вопросе занимали консерваторы. Цель английской колониальной политики, утверждает консервативный автор, всегда состояла в том, чтобы «привести территории к независимости как можно скорее во всех тех случаях, когда они достаточно окрепли». Однако иногда консерваторы признают вынужденный характер ухода из колоний и даже пытаются объяснить его причины. Игнорируя объективную основу подъема национально-освободительных движений, они склонны винить во всем внешние влияния и, конечно, прежде всего «мировой коммунизм». Так, по мнению английского историка М. Кеннеди, в основе всех бед лежит «большевистская пропаганда». В его представлении, Ганди, Неру и другие национальные лидеры колониальных народов объективно или субъективно являются «агентами большевизма». Видный историк Дж. Дженнингс склонен расширить «круг виновных», заявляя, что свою руку к этому приложил и американский президент В. Вилсон, выдвинувший «глупую идею самоопределения народов». Эта доктрина оказала якобы пагубное влияние «а народы колоний.
По данной проблеме существует также концепция А. Тойнби. В свете его циклической теории упадок Британской империи, как и гибель других более ранних империй, является закономерным результатом внутренних причин.