Понятие, цели и задачи бюджетирования.
Структура управленческого учета для каждой организации индивидуальна, в зависимости от конкретных особенностей: формы собственности, вида деятельности, организации производства. При этом существуют общие вопросы методологии управленческого учета в части внедрения и совершенствования процесса бюджетирования.
Бюджет представляет собой количественное выражение плановых показателей с учетом координирования и контроля. Бюджет может объединять основную, финансовую и инвестиционную деятельность. Бюджеты могут быть составлены как для организации в целом, так и для каждого структурного подразделения, определенного бизнес-процесса или бизнес-прогноза.
Бюджетирование – это непрерывный циклический процесс образования бюджетов, позволяющий привести в соответствие возможности организации условиям рынка, и осуществлять контроль за их исполнением.
Бюджетирование позволяет решить основные управленческие задачи:
|
|
- составить прогноз производственной программы;
- составить прогноз финансового состояния организации;
- провести сравнительный анализ плановых и фактических данных;
- оценить и проанализировать выявленные отклонения.
В общем виде бюджетирование в коммерческой организации имеет следующие основные цели:
- прогнозирование финансовых результатов хозяйственной деятельности, финансовой состоятельности отдельных видов деятельности и лимитов затрат ресурсов;
- определение наиболее предпочтительных для дальнейшего развития организации бизнес-проектов, экономическое обоснование бизнес-проектов, а также решений об уровнях их финансирования из внутренних и внешних источников;
- анализ эффективности работы различных структурных подразделений, контроль за правильностью решений, принимаемых руководителями структурных единиц.
В настоящее время бюджетирование способствует получению конкурентных преимуществ в результате образования эффективной системы управления ресурсами и затратами, и применения планирования будущих действий на основе внутренних форм отчетности. Внедрение бюджетирования в практику российских организаций представляет возможным создать целостную и эффективную систему управления.
В системе управленческого учета формируется информация, на основе которой руководители организации принимают решения, в первую очередь в части структуры затрат и ожидаемых экономических результатов деятельности. Правила ведения управленческого учета не регламентированы законодательными и нормативными актами, поэтому бюджетирование, как часть управленческого учета, является внутренним делом организации.
|
|
Бюджетирование в нашей стране было представлено еще во время плановой экономики. Однако не являлось эффективным контуром, поскольку для всех организаций, без учета индивидуальных особенностей, были разработаны нормативные показатели и стандарты. Данный факт не позволял принимать управленческие решения по вопросу снижения затрат и разработке стратегических целей развития конкретного хозяйствующего субъекта.
Внедрение современной системы бюджетирования осуществляется по решению руководства организации. Если данное решение принято, необходимо провести оценку фактического состояния организационной структуры и системы управления, выявить ее достоинства и недостатки. Определить эффективность деятельности финансово-экономических служб и бухгалтерии, с точки зрения оперативности представления и полноты обработки управленческой информации для целей оперативного управления.
Для постановки бюджетирования в организации и обеспечения его эффективного функционирования необходимо провести ряд мероприятий:
- разработку структуры генерального бюджета организации (включает в себя взаимосвязанную систему финансовых и операционных бюджетов);
- проектирование финансовой структуры управления;
- закрепление ответственности за бюджетами и их статьями (рекомендуется использовать матричные проекции);
- разработку бюджетной политики (или раздела в учетной политике), включая методические и организационно-технические вопросы;
- разработку положений и регламентов бюджетов;
- создание специализированной структуры и/или закрепление функции по составлению, согласованию, контролю бюджетных статей за должностными лицами.
Вопросами бюджетирования в организации может заниматься финансовая дирекция, во главе с финансовым директором. Финансовая дирекция является либо обособленным структурным подразделением, на одном уровне с которым находятся бухгалтерия и экономический отдел. Либо включает в себя перечисленные службы.
При исполнении бюджетов появляется возможность направлять деятельность всех подразделений на достижение целевого финансового результата, выделив сферы ответственности и распределив функции финансового управления между руководителями подразделений. Улучшается обмен управленческой информацией и взаимодействие структурных подразделений между собой.
Финансовый директор выполняет должностные обязанности, указанные в должностной инструкции. Основным результатом деятельности финансовой дирекции является составление прогноза бюджета и систематизация фактических показателей, сгруппированных в бюджете, а главное – разработка альтернативных вариантов развития производственной, операционной, финансовой и инвестиционной деятельности организации. Проекты управленческих решений представляют руководству организации для корректировки и утверждения. После чего управленческие решения подлежат исполнению.