Мониторинг исполнения бюджетов

Классификация бюджетов. Статичные и гибкие бюджеты. Разработка индивидуальных бюджетных форм.

Бюджетирование и планирование. Бизнес-план.

Планирование наряду с контролем является одной из важнейших функций управления и представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем.

Бюджетирование, как и программирование входит в систему планирования.

В зависимости от поставленных целей планирование бывает стратегическим, тактическим и оперативным, а по времени действия планирование классифицируется как долгосрочное – от 5 до 10 лет, среднесрочное – от 3 до 5 лет и краткосрочное – на срок один день, неделя, декада, месяц, квартал, год.

Бизнес-план – это определенный вид планирования, который представляет собой документ, где описаны основные аспекты будущего коммерческого мероприятия, анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться фирма, а также определяющий способы решения этих проблем.

Бизнес-план имеет следующую структуру;

1. Резюме

2. описание продукта или услуги

3 оценка рынков сбыта

4. конкуренция на рынке

5. стратегия маркетинга

6.план производства продукции (услуги)

7. организационный план

8. юридический план

9. оценка рисков и страхование

10. финансовый план

11. стратегия финансирования

12. заключение.

В управленческом учете бюджеты классифицируются по следующим признакам:

1. По срокам:

- текущий бюджет – год;

- оперативный бюджет – квартал, месяц;

- скользящий бюджет – по окончании отчетного периода к исполненному бюджету добавляется следующий при необходимости скорректированный по фактическим результатам деятельности организации (скользящее бюджетирование);

- прогнозный бюджет.

2. По назначению:

- финансовый бюджет (бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов бюджет баланса);

- операционный бюджет (поддерживает финансовые и включает различный состав блоков).

3. По уровню детализации:

- основной бюджет (мастер-бюджет, главный бюджет) – по организации в целом;

- частные (специальные) бюджеты – по ЦФО, по проектам, по бизнес-процессам.

4. По уровням анализа:

- статичный (жесткий) бюджет – это твердый план, в котором доходы и расходы планируются, исходя из заданного объема реализации. Исполнение данного вида бюджета контролируется по фактическим показателям без корректировок. Статичный бюджет дает возможность оценить только абсолютные показатели исполнения бюджета;

- гибкий бюджет – представляет более объективные данные для анализа выполнения плановых заданий, его можно использовать как для планирования, так и для анализа и оценки различных хозяйственных ситуаций в условиях возможных непредвиденных обстоятельств;

- бюджет, детализирующий отклонения (третий уровень анализа).

Бюджет является одной из форм внутренней отчетности организации. В отличие от бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, имеющих формализованную основу, бюджеты могут быть различных видов и форм. Строго соблюдения правил по структуре и содержанию бюджета нет. Бюджеты составляются в стоимостных и (или) натуральных измерителях. Бюджет должен представлять информацию в доступном, понятном, достоверном и точном изложении. Использование большого объема информации, которая имеет косвенное отношение к бюджету, не позволяет принять своевременное управленческое решение. Однако недостаточность информации приводит к неверной интерпретации основных взаимосвязей и ограничений, соответственно, затрудняет процесс планирования.

Важно отметить, что бюджетирование не сводится только к разработке бюджетов. Важнейший аспект бюджетирования – контроль за соблюдением бюджетов. Его действенность во многом определяется соблюдением существенного требования – оперативности. Все показатели бюджетов в зависимости от экономических и технических возможностей их мониторинга группируются по срокам осуществления контроля – ежедневного, недельного или декадного и месячного. Чем выше степень оперативности контроля, тем он действеннее. Учет и контроль затрат должны быть максимально приближены к месту и времени их возникновения.

При построении системы бюджетирования необходимо предусмотреть и организовать систему контроля за выполнением бюджетов. Контроль может быть предварительным, основывающимся на своевременном представлении бюджетных данных и создании бюджетов; текущим, обеспечивающем процесс исполнения бюджетов; и последующим, направленном на анализ отклонений фактических значений бюджетных статей от плановых. В соответствии с международной практикой допустимым значением является отклонение фактических данных от плановых показателей на уровне пяти процентов. Данный размер отклонений не подлежит обоснованию. Если отклонения выше допустимого уровня, проводят оперативный анализ и выявляют причины возникновения отклонений. На базе анализа отклонений принимаются соответствующие управленческие решения.

При формировании системы контроля требует разработки как порядок составления бюджетов на предстоящий период в процессе бюджетирования, так и группировка отчетов об исполнении бюджетов за истекший период.

Одним из преимуществ системы бюджетирования, в частности системы контроля за выполнением бюджетов, является получение информации по возникновению отрицательных и положительных отклонений. Отрицательные – это такие отклонения, которые отдаляют от намеченных ориентиров хозяйственной политики организации и принятых ею установок.

Положительные – отклонения, позволяющие приблизить намеченные ориентиры хозяйственной политики.

Анализ отклонений позволяет управлять бизнес-процессами и обеспечивает оперативность управленческого учета по каждому центру ответственности: структурному подразделению или конкретному сотруднику, ответственному за нарушение графика выполнения работ или добившегося экономии затрат.

Следовательно, бюджетирование выступает эффективным инструментом оперативного управления, включающим планирование, выработку контрольных критериев и улучшающих координацию деятельности организации.

Тесты:

1. ВД рассчитывается:

1) как разница м/у выручкой от реализации продукции и расходами на ее производство;

2) разница м/у выручкой от реализации продукции и переменными расходами на ее производство.

2. Анализ безубыточности основан:

1) на исследовании зависимости м/у изменениями объемов произведенной продукции, расходов на ее производство, объемов доходов от продаж и прибыли;

2) исследовании зависимости м/у изменениями объемов произведенной продукции, доходов и расходов на ее производство.

3. Какое утверждение вы считаете верным:

1) чем меньше удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат организации, тем сильнее изменяется прибыль в зависимости от изменения выручки организации;

2) чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат организации тем сильнее изменяется прибыль в зависимости от изменения выручки организации?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: