История появления контрольных карт
Одним из основных инструментов статистических методов контроля качества являются контрольные карты.
Идея контрольной карты принадлежит известному американскому статистику Уолтеру Л. Шухарту. Она была высказана в 1924 г. и описана в 1931 г.
Первоначально, карты использовались для регистрации результатов измерений требуемых свойств продукции.
Выход параметра за границы поля допуска свидетельствовал о необходимости остановки производства и проведении корректировки процесса.
Карта хранила информацию о том, когда, кто, на каком оборудовании получал брак. В этом случае решение о корректировке принималось тогда, когда брак уже был получен.
Важно было найти процедуру, которая накапливала бы информацию не только для ретроспективного исследования, но и для использования при принятии решений. Это предложение опубликовал американский статистик Пейдж в 1954 г. Карты, которые используются при принятии решений, называются кумулятивными.
|
|
Контрольная карта состоит из центральной линии и двух контрольных пределов – верхнего и нижнего (Рисунок 15). На карту нанесены значения характеристик (показателя качества), для представления о состоянии процесса.
В определённые периоды времени отбирают n изготовленных изделий и измеряют контролируемый параметр.
Изделия могут отбираться все подряд, вы
Рисунок 15 – контрольная карта борочно, периодически и т. д.
Результаты измерений наносят на контрольную карту, и, в зависимости от этих значений, принимают решение о корректировке процесса, или о его продолжении без корректировок.
Сигналом о возможной разналадке технологического процесса могут служить:
1) Выход точки за контрольные пределы - процесс вышел из-под контроля;
2) Расположение группы последовательных точек около одной контрольной границы, но не выход за неё - нарушение уровня настройки оборудования;
3) Сильное рассеяние точек относительно средней линии - снижение точности технологического процесса.
При наличии сигнала о нарушении производственного процесса, должна быть выявлена и устранена причина нарушения.
Таким образом, контрольные карты используются для выявления определённой причины, но не случайной.
Под определённой причиной следует понимать существование факторов, которые возможно изучить и устранить (в идеале – избежать).
Вариация же, обусловленная случайными причинами, неизбежно встречается в любом процессе, даже если технологическая операция проводится с использованием стандартных методов и сырья. Исключение случайных причин вариации невозможно технически или нецелесообразно экономически.
|
|