Порядок построения контрольной карты

История появления контрольных карт

Одним из основных инструментов ста­тистических методов контроля качества являются контрольные карты.

Идея контрольной карты принад­лежит известному американскому статистику Уолтеру Л. Шухарту. Она была высказана в 1924 г. и описана в 1931 г.

Первоначально, карты использовались для регистрации результатов измерений требуемых свойств продукции.

Выход параметра за границы поля допуска свидетельствовал о необхо­димости остановки производства и проведении корректировки процесса.

Карта хранила информацию о том, когда, кто, на каком обо­рудовании получал брак. В этом случае решение о корректировке принималось тогда, когда брак уже был получен.

Важно было найти процедуру, которая накапливала бы информацию не только для ретроспективного исследования, но и для использования при принятии решений. Это предложение опубликовал американ­ский статистик Пейдж в 1954 г. Карты, которые используют­ся при принятии решений, называются кумулятивными.

Контрольная карта состоит из центральной ли­нии и двух контрольных пределов – верхнего и нижнего (Рисунок 15). На карту нанесены значения характеристик (показателя качества), для представления о состоянии процесса.

В определённые периоды времени отбирают n изго­товленных изделий и измеряют контролируемый параметр.

Изделия могут отбираться все подряд, вы­

Рисунок 15 – контрольная карта борочно, периодически и т. д.

Результаты измерений наносят на контрольную карту, и, в зависимости от этих значений, принимают решение о корректировке процесса, или о его продолжении без корректировок.

Сигналом о возможной разналадке технологического процесса могут служить:

1) Выход точки за контрольные пределы - процесс вышел из-под контроля;

2) Расположение группы последовательных точек около одной контрольной границы, но не выход за неё - нарушение уровня настройки оборудования;

3) Сильное рассеяние точек относительно средней линии - снижение точности технологического процесса.

При наличии сигнала о нарушении производственного про­цесса, должна быть выявлена и устранена причина нарушения.

Таким образом, контрольные карты используются для выяв­ления определённой причины, но не случайной.

Под определённой причиной следует понимать существова­ние факторов, которые возможно изучить и устранить (в идеале – избежать).

Вариация же, обусловленная случайными причинами, неизбежно встречается в любом процессе, даже если техно­логическая операция проводится с использованием стандартных ме­тодов и сырья. Исключение случайных причин вариации невозмож­но технически или нецелесообразно экономически.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: