Система электроснабжения ЭВ-10.02.20

Лекция№76.

Данной системой оборудуются вагоны без кондиционирования воздуха с комбинированным отоплением постройки с 1975 г., в том числе и вагон модели 61-425. По сравнению с системой ЭВ-10.02.11 в ней имеются следующие основные отличия: для уменьшения «мертвой» зоны действия защиты от повышенного напряжения применено электронное реле, а для ограничения времени воздействия повышенного напряжения на потребителей при размыкании цепи аккумуляторной батареи — быстродействующая тиристорная защита; установлен контактор, с помощью которого могут отключаться от источников тока все потребители, кроме аварийного освещения и систем сигнализации; для обеспечения высокой точности и стабильности параметров переключающего устройства имеется блок электронного реле; предусмотрена защита от обрыва (перекоса) фаз генератора; введен автоматический режим изменения уровня зарядного напряжения аккумуляторной батареи.

Основные аппараты управления, сигнализации и защиты самой системы электроснабжения и потребителей смонтированы в пульте управления, установленном в служебном отделении. Пульт представляет собой металлический каркас, обшитый стальным листом. В верхней и нижней частях лицевой стороны пульта имеются открывающиеся дверцы. Средняя поперечная панель пульта управления, на которой установлены переключатели и автоматы, сделана откидной и закрепляется винтами.

При наличии напряжения 50 В в подвагонной магистрали, т. е. при подаче питания в соседний вагон или при получении питания из соседнего вагона, загорится лампа Л1. Лампы Л13 и Л14 контролируют исправность изоляции электрических цепей. Переключателями В10, В11 можно отключать части контролируемых цепей. Вольтметр и амперметр позволяют следить за режимом работы системы электроснабжения и проверять функционирование потребителей. В цепях измерительных приборов установлены переключатели ВЗ и В1. При верхнем положении переключателя ВЗ вольтметр показывает напряжение сети потребителей, которое во время стоянок одновременно является напряжением аккумуляторной батареи. При нижнем положении этого переключателя вольтметр показывает зарядное напряжение аккумуляторной батареи. Амперметр при верхнем положении переключателя В1 показывает значение тока всех включенных потребителей как во время движения, так и во время стоянки, при нижнем положении — ток аккумуляторной батареи. Во время движения батарея заряжается, и стрелка амперметра отклоняется вправо от среднего нулевого положения, на стоянках, когда батарея разряжается, стрелка отклоняется влево.

Около предохранителей на панели пульта имеются надписи с наименованием цепей, в которых они установлены. Переключателем В5 включают все цепи управления, регулирования и защиты для нормальной работы системы электроснабжения в поездных условиях. В нижнее положение тумблер переводят при постановке вагона в отстой.

В нижнем ряду правой панели расположены переключатель В2 режимов заряда аккумуляторной батареи, аварийная кнопка Кн2 и кнопки защиты. Ручка переключателя В2 должна быть всегда установлена в положение Автомат. Только при неисправности автоматики или для создания особых режимов заряда батареи следует пользоваться ручными ступенями регулирования Малый, Средний и Полный. Чем ниже температура окружающего воздуха, тем интенсивнее должен производиться заряд. Однако интенсивный заряд батареи способствует быстрому выкипанию электролита, и, если своевременно не долить дистиллированную воду, аккумуляторы могут выйти из строя. Система электроснабжения ЭВ-10.02 имеет такую особенность: на всех ступенях переключателя В2 чем больше подключено потребителей электроэнергии в вагоне, тем больше ток заряда и тем интенсивнее заряжается аккумуляторная батарея. Поэтому, например, зимой при включенных кипятильнике, вентиляторе, преобразователе сети люминесцентного освещения батарея заряжается быстрее.

Кнопкой Кн2 можно отключить всех потребителей (кроме аварийного освещения и ответственных цепей сигнализации и защиты) и снять напряжение с генератора. Этой кнопкой следует пользоваться только в крайних случаях при аварийных ситуациях, например при угрозе возникновения пожара, звонковой работе контакторов или реле и т. п. Запрещается пользоваться этой кнопкой для оперативного отключения нагрузок, например при замене предохранителей. После нажатия кнопки Кн2 загораются сигнальные лампы Л15 и Л22. Кнопка Кн8 позволяет проверить исправность действия защиты от повышения напряжения. При ее нажатии срабатывает реле и загорается сигнальная лампа.

Расположенная на левой панели в верхнем ряду лампа Л2 при нормальной температуре букс не горит. Она загорается (одновременно звонит звонок) при срабатывании любого из восьми термодатчиков и продолжает гореть до тех пор, пока не будет восстановлена цепь системы контроля исправности всех букс. На панели имеется тумблер В7, отключением которого можно разомкнуть цепь термодатчиков и проверить исправность этой системы.

Сигнальные лампы Л18 и Л17 подключены параллельно соответствующим контакторам в цепях кипятильника и вентилятора и загораются, когда подано напряжение на катушки этих контакторов. Однако их включение не означает, что вентилятор и кипятильник обязательно работают. Например, при перегорании предохранителя силовой цепи или при перегорании нагревательных элементов кипятильника лампа будет гореть, а кипятильник работать не будет. Работу системы вентиляции и кипятильника (как и других потребителей) можно проверить по амперметру. При включении или отключении соответствующего тумблера ток должен увеличиваться или уменьшаться.

Горение одной из ламп ЛЗ или Л4 одновременно с сигналом звонка показывает, к какой тамбурной двери вагона вызывают проводника — с котловой или некотловой стороны. Горящая лампа Л19 свидетельствует о неисправности тормозной системы. Лампа Л90 подает сигнал о наличии высокого напряжения в магистрали и высоковольтном подвагонном ящике, лампа Л91 — о включении контактора нагревательных элементов котла отопления, лампа Л92 — о срабатывании дифференциальной защиты. На вагонах с комбинированным отоплением первых выпусков лампы Л91 и Л92 сигнализировали о включенном контакторе нагревателей соответственно первой и второй групп.

Под сигнальными лампами размещены два ряда предохранителей цепей управления и сигнализации (на панели сделаны соответствующие надписи к каждому предохранителю). У смонтированных ниже тумблеров и переключателей тоже имеются надписи с обозначением потребителей, для которых они поставлены. Переключатель В9 имеет четыре положения: 1 — включены сигнальные фонари на котловом конце вагона, 2 — включены сигнальные фонари на некотловом конце вагона, 1 + 2 — включены фонари на обоих концах, 0 — фонари отключены. Рядом с переключателем В9 находится кнопка Кн 10 для восстановления защиты и проверки высоковольтных контакторов.

В нижнем ряду панели размещены переключатели В57 и В16 управления режимами отопления и вентиляции соответственно и две кнопки преобразователя люминесцентного освещения Кн5 и Кнб. Переключатель В57 имеет четыре положения: Норм. — автоматическое регулирование температуры в вагоне, Отстой — автоматическое регулирование температуры при отстое в пунктах оборота, 0 — нагреватели отключены, Тр. 1 + Тр. 2 — нагреватели включены без автоматического регулирования. На вагонах с комбинированным отоплением первых выпусков имеются дополнительно еще два положения ручного регулирования (показаны штриховой линией): Гр. 1 — включены нагревательные элементы только первой группы, Гр. 2 — включены нагревательные элементы второй группы. Всегда следует пользоваться положениями автоматического управления Норм, и Отстой. На ручное управление можно переходить лишь в исключительных случаях (например, при неисправной автоматике или при необходимости быстрого изменения температуры в вагоне).

На средней поперечной панели 3 пульта управления смонтированы три пакетных переключателя В18, В17, В26 цепей освещения, три автоматических выключателя В20, В21 и В4, выключатель В23 розеток и переключатель В6 питания магистрали. Переключатели В18 в цепях освещения прохода WB17B цепях освещения отделений имеют два рабочих положения — Люм. и Ночное. В первом из них при включенном преобразователе горят люминесцентные лампы, а при отключенном — лампы накаливания с нормальной яркостью свечения. Во втором положении горит только часть ламп накаливания с уменьшенной яркостью.

Переключатель В26 можно установить в положение 7 — включено освещение лампами накаливания котловой стороны вагона, 2 — включено освещение некотловой стороны, 1 + 2— включено освещение обеих сторон или 0 — освещение отключено. Автоматические выключатели В20, В21 и В4 защищают цепи магистрали, циркуляционного насоса и водоохладителя от перегрузок и коротких замыканий. Использовать их для оперативного включения и отключения не рекомендуется. Выключателем В23 включают или отключают цепи розеток на напряжение 50 В.

Пакетный выключатель В6 имеет три положения: Норм, режим — система электроснабжения питает потребителей только своего вагона, магистраль обесточена; Подача в маг. — через магистраль подается ток в соседний вагон; Питание от маг. — потребители получают питание через магистраль от соседнего вагона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: