Система электроснабжения ЭВ-10.02.26

Лекция№75.

Распределительный щит в вагоне (пульт управления). Назначение. Устройство. Неисправности электрощита вагона.

На всех вагонах, независимо от типа, завода и страны постройки, управление электрооборудованием и системами кондиционирования воздуха производится только с передней панели распределительного щита.

На передней панели распределительного щита под или над каждым аппаратом, прибором, сигнальной лампой или светодиодом указывается его назначение и действие (включение, отключение и т.п.).

Основные аппараты управления, сигнализации и защиты самой системы электроснабжения и потребителей смонтированы на пульте управления, установленном в служебном отделении. Пульт представляет собой металлический каркас, обшитый металлическим листом. В верхней и нижней частях лицевой стороны пульта имеются открывающиеся дверцы.

Оборудование размещено на панелях по функциональному значению:

- на правой верхней: аппараты управления, защиты и контроля источников энергии (генератор, АБ):

а) сигнальные лампы (РМН, РПН, обрыв фазы, «магистрали», (–)корпус(+));

б) вольтметр;

в) амперметр;

г) переключатели (амперметра, вольтметра, управления, контроля изоляции (–)(+);

д) переключатель режима зарядки АБ;

е) кнопки (красная аварийная, возврата защиты);

ж) предохранители цепей.

- на левой верхней: аппараты управления потребителями электроэнергии:

а) сигнальные лампы (СКНБ, включения вентиляции, кипятильника, звонковой вызывной сигнализации, лампы 3000В – о подаче высокого напряжения, включения отопления – о включении контактора электрических нагревательных элементов котла, дифференцированная защита – о срабатывании защиты высоковольтного отопления;

б) предохранители цепей потребителей с указанием цепи и тока нагрузки;

в) включатели цепей потребителей;

г) переключатель сигнальных фонарей (рабочей и нерабочей сторон);

д) кнопки: проверки и возврата защиты высоковольтного отопления, преобразователя высоковольтного отопления (Пуск, Стоп);

е) переключатели отопления и вентиляции.

- на средней панели расположены:

а) переключатели люминесцентного освещения разных групп;

б) автоматы: циркуляционного насоса, водоохладителя, магистрали;

в) включатель розеток на напряжение 50В для пылесосов;

г) включатель питания энергоснабжения – 4 положения: норм, откл, от магистрали, в магистраль.

Некупейные вагоны модели 61-425 с 1980 г. оборудуют системой электроснабжения новой модификации ЭВ-10.02.26 с пультом управления 2ПУ.040, отличающейся другими обозначениями аппаратов в соответствии с международными рекомендациями. В данной системе используются генератор 2ГВ-003 с текстропно-редукторно-карданным приводом, щелочная аккумуляторная батарея 40ВНЖ-300-У2.

Регулятор заряда батареи (РЗБ) S2 изменяет зарядный ток аккумуляторной батареи в зависимости от температуры окружающего воздуха. Переключатель «Заряд» имеет следующие положения:

-Мал — малый заряд (переключатель ставится при температуре наружного воздуха выше 15 °С);

-Средн. — средний заряд (переключатель ставится при температуре наружного воздуха от 15 до -10 °С);

-Поли. — полный заряд (переключатель ставится при температуре наружного воздуха ниже -10 °С);

-Автом. — автоматический режим.

Если поезд имеет множество длительных стоянок и небольшую скорость, то РЗБ рекомендуется ставить в положение Поли. независимо от температуры наружного воздуха.

Для проверки исправности РЗБ необходимо его переключатель поочередно выставить в каждое из положений, при этом должно происходить скачкообразное изменение зарядного тока.

Переключающее устройство выполняет функцию реле обратного тока, автоматически подключает генератор к системе электроснабжения и отключает его при определенной скорости движения.

Реле максимального напряжения (РМН) срабатывает при повышении напряжения в сети до 60 В с задержкой 5...7 с, до 75 В — мгновенно. При срабатывании на щите горит лампа Н15 (РМН). Для проверки исправности РМН перед отправлением в рейс нужно нажать на кнопку S19 (Проверка РМН) — при этом загорится лампа Н15, после чего следует нажать на кнопку S4 (Возврат защиты) — лампочка гаснет.

Защита от обрыва фаз срабатывает при обрыве фаз генератора, отключая его. На щите горят лампы Н15 (РМН), Н23 (Обрыв фаз, РПН).

Тиристорная защита срабатывает при всплеске напряжения в сети, отключая генератор. На щите горят лампы Н15 (РМН), Н22 (Тиристорная защита), Н23 (Обрыв фаз, РПН). При срабатывании РМН, защиты от обрыва фаз и тиристорной защиты проводник должен снизить нагрузку на аккумуляторную батарею и вызвать поездного электромеханика.

После устранения причин срабатывания защиты (РМН, обрыва фаз, тиристорной защиты) они восстанавливаются нажатием на кнопку S4 (Возврат защиты) при неработающем генераторе.

Реле пониженного напряжения (РПН) защищает аккумуляторную батарею от глубоких разрядов. Срабатывает при напряжении на аккумуляторной батарее 40 В. При этом отключаются все потребители (кроме аварийного освещения и сигнализаций). При срабатывании РПН проводник вызывает поездного электромеханика. Защита восстанавливается нажатием на кнопку S4 после достижения на аккумуляторной батарее номинального значения напряжения.

С 1983 г. все схемы защиты сведены в единый электронный блок, обеспечивающий срабатывание аппаратов защиты при повышении среднего значения напряжения в цепях нагрузки выше (60 ±2) В с длительностью более (0,7 + 0,2) с, при повышении амплитудного значения напряжения в цепях осветительной нагрузки и управления выше (150 ±5) В, при обрыве фаз генератора, при обрыве цепи предохранителя на 80 А (плюс) аккумуляторной батареи (при ее разряде ниже (41 ± 1) В).

Вольтметр PV является прибором контроля. У вольтметра на щите имеется переключатель S3 (Напряжение) с двумя положениями: Ген. бат. и Сеть.

Если переключатель вольтметра поставить в положение Ген. бат., при неработающем генераторе вольтметр покажет напряжение аккумуляторной батареи 50 В, при работающем генераторе — напряжение генератора от 55 до 72 В.

Если переключатель вольтметра поставить в положение Сеть, то при неработающем генераторе вольтметр покажет напряжение в сети, которое должно быть равно напряжению аккумуляторной батареи 50 В. Если при работающем генераторе напряжение в сети 50 В, это означает, что ТРНГ работает исправно.

У амперметра РА на щите имеется переключатель S1 (Нагрузка) с двумя положениями: Бат. и Сеть. Если переключатель амперметра поставить в положение Бат., то при неработающем генераторе амперметр покажет разрядный ток аккумуляторной батареи не более 50 А, при работающем генераторе — зарядный ток аккумуляторной батареи.

Максимальный зарядный ток может быть 70 А в первый час после начала зарядки, в дальнейшем, по мере зарядки аккумуляторной батареи, он должен уменьшаться до 10...20 А.

Если переключатель амперметра поставить в положение Сеть, то при неработающем генераторе амперметр покажет ток на потребителях, который равен разрядному току аккумуляторной батареи и должен быть не более 50 А; при работающем генераторе амперметр покажет зарядный ток аккумуляторной батареи плюс ток на потребителях (ток нагрузки), и это значение не должно превышать 140 А.

Перед отправлением в рейс проводнику следует проверить работу аккумуляторной батареи при включенном токе 15...20 А в течение 8... 10 мин, при этом не должно быть резкого падения напряжения (более чем на 1 В) по сравнению с первоначальным.

На контрольно-измерительных приборах, расположенных на щитах, должны быть отмечены контрольные риски, показывающие предельные значения напряжения и тока. При достижении этих значений проводник должен срочно вызвать поездного электромеханика. Риски на приборах новых вагонов устанавливаются с внутренней стороны шкалы. На вагонах более ранних лет постройки риски устанавливаются по инструкции завода-изготовителя.

(Управление) из положения Длит. отст. поставить в положение Вкл. При этом загораются сигнальные лампы HI5, Н22, Н23. Затем кнопкой S4 выключить указанные лампы. При нажатии кнопки S4 загорается лампа Н16 (Возврат защиты), при отпускании кнопки лампа должна обязательно погаснуть. Выключатель S5 предусмотрен для того, чтобы не было разряда аккумуляторной батареи током цепей управления при длительных отстоях.

Для освещения прохода и купе используют переключатели S18 (Освещение I, VI гр) (проход) и S17 (Освещение II, VIII гр) (купе). Если поставить эти переключатели в положение 0— 0, лампы накаливания гореть не будут, при переводе их в положение Ночное будут гореть вполнакала, а в Люминесц. — полным накалом. Для освещения тормозной и нетормозной сторон вагона используют переключатель S26 (Освещение IVгр), который имеет следующие положения: Неторм. (1) — горят лампы накаливания в тамбуре, туалете, малом коридоре с нетормозной стороны вагона; Торм. (2) — горят лампы накаливания в тамбуре, туалете, косом коридоре с тормозной стороны, а также в двухместном и служебном купе; 1 + 2 — горят лампы накаливания с двух сторон вагона; 0 — лампы накаливания не горят.

Для включения люминесцентного освещения следует переключатели S18w SI 7 поставить в положение 0—0 ИЛИ Ночное, нажать кнопку S40 (Пуск) преобразователя и после выдержки 2... 3 с указанные выше переключатели поставить в положение Люминесц. Для отключения люминесцентного освещения нажимают кнопку S41 (Стоп) преобразователя.

Проверка всех потребителей на предмет исправности на примере распредщита ЭВ-26

Проверка потребителей на предмет исправности начинается с сигнализаций:

1. Сигнализация «+ -» – сигнализация замыкания на корпус вагона. Поднимаются оба тумблера – лампочки «+ -» должны гореть в полнакала, одинаково. Для точной проверки отсутствия замыкания на корпус вагона необходимо тумблера поочередно выключить – при отсутствии замыкания лампочки должны гаснуть. Не выключается до конца проверки;

2. СКНБ – тумблер СКНБ опустить в нижнее положение (искусственно разрывается цепь) – должна загореться лампочка и зазвенеть звонок, тумблер СКНБ поднять вверх (замкнуть цепь) лампочка гаснет, перестает звенеть звонок – СКНБ исправна;

3. Сигнализация ограждения поезда – горение сигнальных тормозных фонарей;

4. РМН (реле максимального напряжения) – нажимаем на кнопку, загорается лампочка;

Далее проверяем исправность всех потребителей вагона:

5. Проверяем работу вентиляции – включаем-выключаем поступенчато, – проверяем движение воздуха в вагоне;

6. Проверяем работу освящения – два групповых переключателя (17; 18) ставим в положение «ночное» – загораются лампы накаливания – необходимо проверить наличие и исправность ламп. Не выключая ламп накаливания, проверяем работу люминесцентного освещения, для этого нужно нажать на кнопку «ПУСК» преобразователя и через 2-3 секунды переключатели ставим в положение «люминесцентное» или «вечернее» освещение – при этом должны загореться все лампы люминесцентного освещения – проверяем наличие и исправность ламп. Выключаем в обратном порядке, т.е. пакетники ставим в положение «ночное» и только потом нажимаем кнопку «СТОП» преобразователя;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: