Вопрос. Система Конституционного права представляет собой сложную взаимосвязь взаимодействующих частей и элементов которые характеризуют внутренне строение

Вопрос

Система Конституционного права представляет собой сложную взаимосвязь взаимодействующих частей и элементов которые характеризуют внутренне строение Конституционного права.

К основным элементам системы Конституционного права как отрасли права относятся:

1. Принципы Конституционного права

2. Институты КП

3. Нормы КП

Принципы КП представляют собой основополагающие начала на основе которых осуществляется регулирование общественных отношений.

Общие принципы обычно формулируются в начальных разделах конституции. (Конституция Италии 1947 содержит первую часть под названием «Основные принципы», Конституция Болгарии 1991 содержит первую глава под названием «Основные начала». Среди общих принципов которые закреплены в конституция стран можно выделить: принцип народного суверенитета (ч.2 ст.3 Конституции Греции), народного представительства (в Преамбуле Конституции Японии 1946), принцип равноправия (ст.1 Конституции Королевства Нидерландов 1983), принцип разделения властей (Ст. 20 Основного закона ФРГ), принцип субсидиарности (ФРГ, Польша).

В социалистических странах конституционно провозглашаются следующие общие принципы (Руководящая роль Марксиско Ленинской партии, Социалистический Интернационализм, от каждого по способностям каждому по труду ст. 5, 12, 19 Конституции Кубы 1976).

К числу специальных:

1. Принцип не ответственности главы государства (Ст. 4 Конституции Люксембурга 1868 года)

2. Принцип судебной защиты конституционных прав (Ст. 53 Конституции Испании 1976 года)

3. И иные

Институты КП – совокупность норм регулирующих сходные однородные и взаимосвязанные общественные отношения. К числу крупных институтов входит институт статуса личности, парламентское право, избирательное право.

Нормы КП – это общеобязательные правила поведения установленные и санкционированные государством которые осуществляются для регулирования общественных отношений, которые обеспечиваются принудительной силой государства. Носят общий характер.

В Конституциях зарубежный стран встречаются специфические нормы которые определяют экономические, социальные и политические цели, задачи общества и государства.

В Конституциях зарубежных стран встречаются формы девизы, дефиниции, символы.

Нормы девизы: ст.2 Конституции Франции «Свобода Равенство Братство», ст.7 Конституции Марокко «Бог Родина Король».

Источники КП представляют собой те формы закрепления или выражения норм КП.

Источники КП в зарубежных странам можно классифицировать по нескольким основаниям.

По содержанию:

1. Формальные, в юридическом смысле слова

2. Материальные, т.е. условия жизни общества

По форме:

1. Писанные

2. Неписанные

По уровню правового регулирования:

1. Международные

2. Национальные

Первая группа источников - Нормативные правовые акты:

1. Законы:

1.1Конституция

1.2Конституционные законы:

1.3Законы которые вносят изменения или дополнения в конституцию

1.4Законы в совокупности составляющие некодифицированную конституцию (Конституция Королевства Швеции, Некодифицированная Конституция государства Израиль)

1.5 Законы принимаемые до принятие Конституции Конституционные закон Франции от 3 июня 1958 года.

Особенности Конституционных законов:

1. Могут быть приняты по инициативе группы субъектов

2. Для принятия Конституционного закона требуется как правило квалифицированное большинство голосов

3. В федеративных государствах Конституционные законы должны быть одобрены большинством субъектов федерации.

1.3 Органические законы – это законы которые применяются по прямому предписанию конституции, уточняют условия применения конституционных норм в определенных областях. Органический закон имеет силу менее конституционной, но большую чем обычной ординарный текущий закон.

По общему правилу органические законы содержат нормы относящиеся к важным конституционно правовым институтам. Франция, Испания, Румыния.

Они принимаются по более усложненной процедуре чем обычный закон а именно: во Франции ограничен круг субъектов права законодательной инициативы а также предусмотрен обязательный предварительный конституционный контроль органических законов.

4. Ординарные законы (простые, текущие). Составляют часть текущего законодательства, принимаются парламентом большинством голосов.

5. Чрезвычайные законы. Это законы применяемые парламентом как правило в порядке той же процедуры то и обычные законы, но обладающие большей юридической силой чем иные законы включая конституцию. Это законы, нарушающие конституцию. Этот вид законов был характерен для развивающихся стран Малайзии, Шри Ланки, Папуа Новая Гвинея и другие. В некоторых развитых странах Конституции также предусматривает возможность принятия парламентом специальных законов в период чрезвычайного положения. Ст. 115 Основного закона ФРГ 1949.

По сфере действия законы:

1. Общенациональные и локальные

Локальные:

1. Законы применяемые национальным парламентом но действие которых распространяется на часть страны.

2. Законы принимаемые представительными органами субъектов федерации.

3. Местные законы применяемые представительным органами автономных образований

Следующая разновидность НПА – Акты главы государства и Исполнительной Власти.

2 группы: Имеющие силу закона и имеющие подзаконный характер.

Акты главы государства имеющие силу закона могут приниматься:

1. В силу прямого предписания Конституции (Италия, Индия)

2. В порядке делегирования парламентом законодательных полномочий.

Подзаконные акты: декреты, постановления, указы, инструкции.

Тенденции последних лет является рост объема актов применяемых исполнительной властью.

Особой разновидностью являются акты издаваемые в период чрезвычайного положения. Они обладают следующими чертами: - носят временный характер, - обладают большей юридической силой чем законы.

Следующая разновидность НПА – Регламенты палат Парламента. НПА которые содержат нормы закрепляющие внутреннюю структуру парламента, порядок его работы, законодательный процесс.

Следующая разновидность НПА – Акты органов Конституционного контроля. Решения по вопросам о конституционности законов, по толкованию конституции, о компетенции государственных органов.

Следующая разновидность НПА – Акты местного самоуправления. Местные уставы, статуты и другие акты регулирующие основы местного самоуправления.

Следующая разновидность НПА – В социалистических странах принимаются совместные постановления правительства и центрального комитета коммунистической партии Китая.

Вторая группа источников – Судебной прецедент. Решения судов высоких инстанций становящиеся основой для принятие другими судами решений по аналогичным делам. Великобритания, США, Индия.

Третья группа источников – Конституционный обычай. «Конвенсионная норма». Это сложившаяся в практике единообразной деятельности государства правило имеющая общий характер опирающаяся на согласие участников отношений и не пользующаяся судебной защитой в случае их нарушения.

Четвертая группа источников – Доктринальные источники. Это извлечения из трудов различных ученых. Дайси, Блекстан, Мей и другие.

Пятая группа источников – Религиозные источники. Редкая группа источников. Иран, Саудовская Аравия, Ватикан и другие.

Шестая группа источников – Договор. Подразделяется на:

1. Международный договор. «Маастрихтский договор 1992»

2. Внутригосударственные договоры. Это договоры заключаемые территориальными общностями с центром и между собой. Договоры между субъектами федерации…

В некоторых государствах например Австрия, ФРГ, Греция, Испания в качестве источников рассматриваются общие принципы права. Общеправовые принципы это исходные начала правовой системы лежащие в основе нормотворческой или правоприменительной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: