Правонарушение и юридическая ответственность

Задание № 2

Задание № 1

Задание № 2

Задание № 1

В первой колонке таблицы дается понятие, во второй – его определение. Найдите соответствие.

№ п/п Понятие № п/п Определение
  Государство   Общеобязательное правило поведения, выраженное в нормативно-правовых актах, иных признаваемых государством источниках и выступающее в качестве критерия правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения субъектов
  Право   Элемент правовой нормы, который указывает на права и обязанности, в совокупности составляющие модель поведения
  Норма права   Акт, изданный управомоченным государственным органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания, рассчитанные на длительное действие и многократное применение, а также предписания об изменении или прекращении (отмене) действия этих норм
  Гипотеза   Совокупность установленных и охраняемых государственной властью социальных норм, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы
  Диспозиция   Совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны или государства
  Санкция   Совокупность правовых систем, объединенных общностью пути исторического формирования, общностью источников, форм закрепления и выражения норм права, структурным единством, единством понятийно-категориального аппарата
  Нормативно-правовой акт   Исторически обусловленная, выделившаяся из общества классовая организация, которая осуществляет власть на данной территории и при помощи специального аппарата защищает данные общественные отношения, одновременно выступая, как официальный представитель всего народа
  Правовая система   Элемент правовой нормы, который указывает на последствия, наступающие при нарушении нормы права
  Правовая семья   Элемент правовой нормы, который устанавливает: кто и когда норму права должен исполнять, при наступлении каких условий

Правильный вариант решения задания:

1=7; 2=4; 3=1; 4=9; 5=2; 6=8; 7=3; 8=5; 9=6.

Допишите недостающие понятия:

1. Наиболее общими признаками государства являются:

- …

- территория;

- …

- …

- связь с правом.

2. По функциям права нормы права подразделяются на:

- регулятивные;

- …

3. По методам правового регулирования правовые нормы подразделяются на:

- …

- императивные.

4. По юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на:

- …

- подзаконные нормативно-правовые акты.

5. Правовые семьи классифицируются следующим образом:

- …

- …

- религиозно-правовые семьи,

- …

Правильный вариант решения задачи:

1.

- публичная власть;

- территория;

- население;

- налоги;

- связь с правом.

2.

- регулятивные;

- охранительные.

3.

- диспозитивные;

- императивные.

4.

- законы;

- подзаконные нормативно-правовые акты.

5.

- романо-германская правовая семья;

- семья англосаксонского общего права;

- семья социалистического права;

- религиозно-правовая семья;

- семья обычного права.

1.2. Источники и отрасли российского права

1. Понятие источников права

2. Действие нормативно-правовых актов во времени и в пространстве

3. Основные отрасли российского права

Для того, чтобы правило поведения стало юридической нормой оно должно быть облечено в определенную правовую форму. Это происходит в результате правотворческой деятельности государства.

Под источником права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, т.е. акты компетентных государственных органов, устанавливающие нормы права.

Нормативно-правовой акт – это письменный документ соответствующего государственного органа, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются нормы права, содержащие правила общего характера. Именно нормативность отличает вышеназванный документ от других актов, рассчитанных на однократное действие – актов применения права или индивидуальных актов.

Мировой и исторический опыт к источникам права относит не только нормативные акты, но и правовые обычаи и судебные (юридические) прецеденты.

Под правовым обычаем следует понимать нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании общества обязательное значение, что явилось основанием санкционирования этих норм государством.

Под судебным прецедентом понимается письменное или устное решение судебного или административного органа, ставшее нормой, эталоном, образцом (правилом поведения) при рассмотрении всех подобных дел в будущем. Иначе говоря, судебное решение по существу становится нормой права и на него можно ссылаться как на общеобязательное правило.

В нашей стране правовой обычай и судебный прецедент распространения не имеют. К источникам права, в Российской Федерации относятся: 1) законы; 2) подзаконные нормативно-правовые акты; 3) договоры.

Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном порядке, устанавливающий основные нормы отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Законы принимаются законодательными органами, как федеральными (парламент), так и органами субъектов Федерации, либо в результате непосредственного правотворчества всего народа (референдум).

По своему значению законы в Российской Федерации подразделяются на:

а) основные (Конституция РФ, конституции республик в составе РФ);

б) федеральные конституционные законы, которые принимаются согласно ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения РФ. В некоторых случаях принятие федеральных конституционных законов прямо предусмотрено нормами Конституции РФ;

в) федеральные законы, принимаемые по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ;

г) законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Среди законов выделяют кодифицированные законы – сводные законодательные акты, в которых объединяются и систематизируются правовые нормы, регулирующие однородные общественные отношения (гражданский, административный, уголовный кодексы и т.д.).

Высшая юридическая сила законов выражается в том, что отдельные государственные акты издаются на их основе и должны им соответствовать.

Подзаконными актами называются нормативно-правовые акты Президента, Правительства, министров, государственных комитетов, исполнительно-распорядительных органов субъектов РФ. Подзаконные нормативно-правовые акты многообразны по своему характеру: указы Президента, постановления Палат Федерального Собрания, постановления Правительства, постановления органов правосудия, постановления исполнительных органов субъектов РФ, приказы, инструкции и т.д. Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются в соответствии с законом, на его основе, во исполнение закона, конкретизируя порядок реализации закона.

В системе подзаконных нормативно-правовых актов ведущее место принадлежит нормативным указам Президента как главы государства.

Правительство РФ на основе и во исполнение Конституции России, федеральных законов, указов Президента принимает постановления и распоряжения, которые обязательны на всей территории РФ. В случае противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены последним.

Следующий вид подзаконных нормативно-правовых актов – это акты министерств и ведомств: приказы, постановления, инструкции. Ведомственные акты развивают, конкретизируют и дополняют правовые предписания законов и постановлений Правительства. Акты министерств, государственных ведомств могут быть отменены Правительством РФ.

В субъектах федерации к подзаконным актам относятся нормативно-правовые акты глав субъектов, их правительств, а также акты их министерств и ведомств.

Самостоятельную группу актов образуют решения органов местного самоуправления.

Последней разновидностью подзаконных актов являются локальные нормативно-правовые акты, которые принимаются в конкретных организациях, учреждениях, на предприятиях (например, уставы, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции).

Действие нормативно-правовых актов ограничивается во времени и в пространстве. Обычно закон вступает в силу с момента его принятия или опубликования, иногда в самом законе указывается срок его вступления в законную силу. Действует закон до его отмены, строго определенный срок или до принятия нового. Пределы действия закона в пространстве очерчены территорией РФ и государственным суверенитетом. (Территория России включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними). Закон действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, на которые он распространяется. Вместе с тем существуют и определенные особенности в действии законов по лицам. Ряд законов, прежде всего уголовные законы, распространяются на граждан данного государства независимо от места их нахождения и от того, понесли ли они наказание по законам иностранного государства. В то же время главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств, некоторые другие иностранные граждане наделены дипломатическим иммунитетом и пользуются правом экстерриториальности.

К источникам права РФ относятся также договоры: Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г. субъектами Российской Федерации, международные договоры, договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоры между органами государственной власти субъектов РФ.

Нормы права, регулирующие определенный вид однородных отношений, объединяются в правовой институт, например, нормы, регулирующие отношения собственности – один институт, избирательную процедуру – второй, трудовые отношения – третий и т.п. Совокупность связанных между собой норм (правовой институт), регулирующих общественные отношения в определенной сфере жизни общества называются отраслью права. Отрасли права различаются по предмету и методу правового регулирования. Предмет – это определенный вид общественных отношений, регулируемых нормами права. Метод – это совокупность способов, средств, приемов, посредством которых право воздействует на общественные отношения.

Ведущее место в системе права занимает государственное или конституционное право.

Государственное право – отрасль права, объединяющая совокупность норм, регулирующих основы экономической, политической и социальной жизни общества. Конституционное право – основная и фундаментальная отрасль права, на основе которой формируются другие отрасли права. Государственное право закрепляет основы общественного строя, основные права, свободы и обязанности граждан, национально-государственное устройство, избирательную систему, порядок создания и компетенцию органов государственной власти и управления, порядок принятия нормативных актов.

Важнейшим нормативным актам, закрепляющим основы государственности, является Конституция РФ.

Административное право регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе управленческой деятельности исполнительных и распорядительных органов государства. Административное право определяет структуру и компетенцию, закрепляет исполнительно-распорядительную деятельность управленческих органов – правительства, министерств, государственных комитетов, ведомств, органов местного самоуправления.

Финансовое право регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, функционирования банков, других финансовых учреждений. Финансовое право включает в себя правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с накоплением, распределением и перераспределением денежных средств государственными и иными органами. В первую очередь это связано с формированием бюджета, сбором налогов, займов и т.п.

Трудовое право – это совокупность правовых норм, регулирующих трудовые и тесно связанные с ними производные отношения между работодателями и работниками на предприятиях, учреждениях, организациях независимо от форм собственности и хозяйствования.

Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Гражданское право регулирует порядок заключения и исполнения различных договоров, вопросов наследования, авторства, изобретательства, защиты чести, достоинства, деловой репутации.

Хозяйственное право – это совокупность правовых норм, определяющих порядок руководства хозяйственной деятельностью и ее осуществления, регулирующих складывающиеся при этом хозяйственные отношения между различными организациями.

Семейное право – совокупность правовых норм, определяющих порядок вступления в брак, основание его прекращения, личные и имущественные отношения между супругами, родителями и детьми, усыновленными и другими родственниками.

Земельное право – отрасль права, регулирующая земельные отношения в целях обеспечения рационального и эффективного использования и охраны земель. Земельное право регулирует также вопросы отчуждения земельных угодий.

Экологическое право – система норм, регулирующих общественные отношения, направленные на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных природных условий, охрану окружающей среды.

Уголовное право регулирует отношения, связанные с преступлениями и установлением наказаний за их совершение. Уголовное право определяет, какие деяния являются преступлениями и какие наказания могут быть назначены за их совершение, закрепляет основания уголовной ответственности, цели, объем и характер наказания и условия его применения к лицам, совершившим преступления.

Международное право регулирует отношения между государствами по различным вопросам общения и сотрудничества. Эта отрасль не входит в систему государственного права России, она носит надгосударственный характер.

Все перечисленные выше отрасли права относятся к материальному праву. Помимо этого выделяются процессуальные отрасли права. К ним принадлежат: гражданско-процессуальное право и уголовно-процессуальное право.

Гражданско-процессуальное право регулирует деятельность судебных органов и других участников гражданского процесса в связи с защитой охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций.

Уголовно-процессуальное право регулирует деятельность суда, прокуратуры, следствия и дознания по рассмотрению и расследованию уголовных дел. Уголовно-процессуальное право регулирует деятельность, связанную с возбуждением, предварительным расследованием, судебным рассмотрением уголовных дел.


В первой колонке таблицы дается понятие, во второй – его определение. Найдите соответствие.

№ п/п Понятие № п/п Определение
  Источники права   Письменное или устное решение судебного или административного органа, ставшее нормой, эталоном, образцом (правилом) при рассмотрении всех подобных дел в будущем
  Правовой обычай   Нормативно-правовые акты принятые в соответствии с законом, на его основе, во исполнение закона, конкретизируя порядок реализации закона
  Судебный прецедент   Внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, т.е. акты компетентных государственных органов, устанавливающих нормы права
  Закон   Совокупность связанных между собой норм, регулирующих общественные отношения в определенной сфере жизни общества
  Подзаконные нормативно-правовые акты   Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном порядке, устанавливающий основные нормы отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения
  Отрасль права   Нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании общества обязательное значение, что явилось основанием санкционирования этих норм государством

Правильный вариант решения задания:

1=3; 2=6; 3=1; 4=5; 5=2; 6=4.

На основе данных произвести группировку ниже перечисленных действий по отраслям права.

Данные для выполнения задания:

а) Управление имуществом.

б) Заключение брака.

в) Порядок принятия федеральных законов.

г) Определение структуры правительства.

д) Формирование бюджета.

е) Регулирование земельных отношений.

ж) Заключение трудового договора.

з) Кража чужого имущества.

и) Принятие заявления по гражданскому делу.

к) Сбор налогов.

л) Общий порядок подготовки к судебному заседанию по уголовному делу.

м). Увольнение с работы.

н) Усыновление ребенка.


Группировку произвести в таблице следующей формы:

  Государственное право  
  Административное право  
  Финансовое право  
  Трудовое право  
  Гражданское право  
  Семейное право  
  Земельное право  
  Уголовное право  
  Уголовно-процессуальное право  
  Гражданско-процессуальное право  

Правильный вариант решения задания:

1=в; 2=г; 3=д, к; 4=ж, м; 5=а; 6=б, н; 7=е; 8=з; 9=л; 10=и.

1. Понятие правонарушения

2. Понятие юридической ответственности

3. Законность и правопорядок

4. Признаки правового государства

В общем виде правонарушение может быть охарактеризовано как антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказываемое в соответствии с законом.

Законом устанавливаются признаки правонарушения, позволяющие отличить его от других антиобщественных поступков людей. К признакам правонарушения относятся: а) противоправность деяния; б) деяния дееспособных вменяемых лиц; в) наличие вины лица, совершившего противоправное деяние.

Противоправность – обозначает лишь то деяние, которое нарушает закон и запрещено нормами права. Противоправность может быть выражена в отступлении от требований права (хищение чужого имущества); в нарушении конкретной юридической обязанности (неуплата налогов); в использовании права вопреки его назначению (злоупотребление правом).

Деяния дееспособных вменяемых лиц – это деяния лиц, достигших установленного законом возраста юридической ответственности и способных отдавать отчет в своих действиях, руководить своими поступками.

Вина проявляется в виде умысла или неосторожности в совершении неправомерного деяния.

Таким образом, правонарушение – это виновное противоправное деяние, носящее общественно опасный (вредный) характер, совершенное лицом, способным самостоятельно отвечать за свои поступки.

В понятии правонарушения выделяются объективные и субъективные признаки, которые в своей совокупности образуют состав правонарушения. В состав правонарушения входят: 1) субъект правонарушения; 2) объект правонарушения; 3) объективная сторона правонарушения; 4) субъективная сторона правонарушения.

Субъектом правонарушения может быть физическое лицо, способное, согласно закону, отвечать за свои действия, а также организация. (Субъектом правонарушения в уголовном праве может выступать только физическое, вменяемое лицо, достигшее определенного возраста). Объект правонарушения составляют общественные отношения, которые регулируются и охраняются законом. Объективная сторона правонарушения характеризуется как противоправное деяние (действие или бездействие), направленное на определенный объект – охраняемые законом общественные отношения, при этом устанавливается необходимая причинная связь между противоправным деянием и его общественно вредными последствиями. Субъективная сторона правонарушения показывает виновность лица, совершившего противоправное деяние, характеризует его психическое отношение к содеянному.

Отсутствие какого-либо из признаков, образующих состав правонарушения, ведет к тому, что подобное деяние не может считаться правонарушением и, следовательно, не влечет за собой установленную законом ответственность.

Все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Преступления – это особо общественно опасные правонарушения, запрещенные уголовным законодательством.

Противоправные деяния, прямо не предусмотренные Уголовным кодексом, относятся к другому виду правонарушений – проступкам. Проступки, в зависимости от объекта правонарушения, характера наносимого вреда и особенностей соответствующих им правовых санкций, подразделяются на: 1) административные; 2) дисциплинарные; 3) гражданские правонарушения.

Административные проступки – это правонарушения, посягающие главным образом на порядок государственного управления (нарушение правил дородного движения, противопожарной безопасности и др.).

Дисциплинарные проступки – это противоправные нарушения трудовой, служебной или учебной дисциплины.

Гражданские правонарушения (проступки) состоят в неисполнении или в ненадлежащем исполнении взятых обязательств, в причинении тем или иным субъектом того или иного имущественного вреда, в заключении противоправных сделок и т.д.

Юридическая ответственность выражается в неблагоприятных последствиях для лица, совершившего правонарушение.

Отличительный признак юридической ответственности – государственное принуждение нарушителя к исполнению требований права.

Содержание юридической ответственности проявляется в виде возложения на виновное лицо карательных санкций либо в виде вменения ему в обязанность восстановить нарушенное право. Таким образом, юридическая ответственность имеет государственно-принудительный характер.

Меры государственного принуждения устанавливаются в правовых нормах, в их санкциях. Применяют санкции компетентные государственные органы (например, суды). Деятельность государственных органов, принуждающих нарушителей к исполнению норм права, применяющих правовые санкции, строго регламентируется законом.

Различают четыре основных вида юридической ответственности, которые соответствуют основным видам правонарушений.

1. Уголовная ответственность наступает за совершение преступления. Уголовной ответственности подлежит тот, кто совершил конкретное преступление или был соучастником его совершения. Единственный государственный орган, управомоченный привлечь к уголовной ответственности, – это суд, который своим приговором определяет меру наказания. Прекращается уголовная ответственность по отбытии осужденным меры наказания, а также в случае амнистии и помилования.

2. Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения. Административная ответственность проявляется в применении административных взысканий, налагается компетентными государственными органами и судом.

3. Дисциплинарная ответственность наступает вследствие совершения дисциплинарных нарушений. Дисциплинарные проступки влекут за собой такие санкции, как замечание, выговор, увольнение. Дисциплинарная ответственность налагается администрацией (начальником) организации.

4. Гражданско-правовая ответственность имеет имущественный характер, так как гражданское право регулирует имущественные отношения, то гражданско-правовая ответственность носит компенсационную направленность, ибо преследует цель – восстановление нарушенных имущественных прав. Размер ответственности должен соответствовать размеру причиненного вреда.

Реализация права во многом характеризуется законностью, которая может быть определена и как аспект общеобязательности права, и как соответствующая идея, и как особая политико-правовая реальность, относящаяся к глубинным элементам структуры и существенно влияющая на эффективность правового регулирования.

Законность – реальность права, ситуация, когда требования права, гарантированные им возможности последовательно, полно и точно претворяются в жизнь.

Основные требования законности, проявляющиеся в условиях демократических политических режимов следующие:

а) всеобщность права, т.е. урегулирование на уровне законов всех общественных отношений, нуждающихся в юридическом опосредовании;

б) верховенство Конституции и закона;

в) равенство всех участников общественных отношений перед законом;

г) наличие социальных и юридических механизмов, обеспечивающих реализацию прав;

д) гарантированное качественное применение права, активная борьба с правонарушителями, неотвратимость юридической ответственности для всех, кто нарушил закон;

е) стабильность, эффективная работа всего механизма правового регулирования.

Непосредственным итогом правового регулирования, венцом действия права в условиях правового государства является правопорядок – состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное, практическое осуществление требований права и режима законности. Иначе говоря, правопорядок – это результат законности, правовая жизнь, которая наступает в результате реализации требований законности.

Правовое государство – это продукт нового времени, хотя идеи правового государства уходят корнями в античное общество. Вековой опыт государственно-правового развития выработал определенные черты, позволяющие дать характеристику правовому государству. Признаками правового государства можно назвать следующее:

1. Господство права. Нормы права обязательны для государственных органов в той же мере, что и для граждан. Государственная власть действует лишь в границах, установленных законом, государственные органы без каких-либо исключений подчиняются действующим правовым нормам.

2. Верховенство закона. Законы обладают высшей юридической силой в системе правовых норм, действующих в государстве. Различные правовые акты, издаваемые органами власти, должны соответствовать законам, не противоречить им.

3. Разделение властей. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует в правовом режиме: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

4. Независимый суд. Господство права предполагает, что суд должен быть независим от какого-либо влияния государственных и общественных структур.

5. Соблюдение и охрана прав и свобод человека, как одна из важнейших задач государственной власти. Правовое государство, утверждая верховенство закона, устанавливает равенство граждан, должностных лиц перед законом и судом. Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

6. Современное правовое государство – это демократическое государство. В таком государстве обеспечиваются политические права и свободы, участие народа в законодательной власти (непосредственно и через представителей). В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать индивидуальные и групповые взгляды и убеждения, что находит свое выражение в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, свободе прессы и т.д.

На основании вышесказанного можно сформулировать следующее определение правового государства: это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: