Прогнозирование и планирование хозяйственной деятельности

10.1 Основы прогнозирования и планирования.

Планирование управления предприятием представляет собой научное обоснование социально-экономических целей развития организаций и разработка наилучших способов и их осуществления использовании ограниченных производственных ресурсов.

Модель планирования деятельности предприятия можно представить в виде четырёх взаимосвязанных форм:

1. Стратегическое планирование;

2. Бизнес - планирование;

3. Технико-экономическое планирование;

4. Оперативно - производственное планирование.

Предметом технико-экономического и финансового планирования является:

· Ресурсы предприятия (материальные, трудовые, финансовые, нематериальные);

· Текущая деятельность (доход, прибыль, себестоимость);

· Экономическая эффективность инноваций, инвестиции.

Планы можно классифицировать по следующим признакам:

1. по видам:

· Долгосрочной;

· Среднесрочной;

· Краткосрочной.

2. по формам:

· Стратегически;

· Бизнес-план;

· Тех-эконом план;

· Оперативно-производственный план.

3. по объекту планирования

· План объединения цеха, отдела, участка, бригады;

4. по видам документов:

· План, Программа, Прогноз, Проект, задание, наряд.

Принципы планирования

· а) Непрерывность - краткосрочные планы должны строиться с учётом требований среднесрочных и долгосрочных планов;

· б) Оптимальность - расход ресурсов должен быть минимальным, а результат максимальным (лучшим) или минимальным по срокам;

· в) Определённость - используемые и получаемые результаты выполнения плана имеют конкретный, определённый вид, обоснованные и выполнимые по срокам условия.

· г) Выделение приоритетов (целей и задач);

· д) Комплексность - при решении поставленных задач используется весь комплекс факторов влияющих на достижение цели.

· ж) Альтернативность - выбор оптимального плана должен осуществляться на альтернативности, это обеспечивает конкурентоспособность принятого решения.

· з) Наличие учёта и оценка критериев позволяют контролировать реализацию планов, учитывать недостатки при разработке последующих планов, вовремя корректировать ситуацию, добиваясь поставленных задач.

Прогноз и план взаимосвязаны и дополняют друг друга. Чаще всего прогноз предшествует плану, но иногда следуют за планом, прогнозируя последствия принятого планом решения.

Бизнес план организаций. Бизнес план необходим для начала организации бизнеса, является важным инструментом изучения рынка, привлечение инвестиций, определение показателей на перспективу. Он способствует решению следующих задач:

1. Формулировка кратко средне и долгосрочных целей, развитие стратегии и тактика их достижения;

2. Определение видов деятельности, показателей затрат и доходов;

3. Установление конкретных направлений деятельности организаций, целевых рынков, системы сбыта, продвижения товаров;

4. Оценка кадрового потенциала, финансового состояния;

5. Оценка рисков и возможных потерь;

6.Планирование финансовых потоков, инвестиционных кредитов.

В состав бизнес плана входят:

1. Титульный лист, содержание, описательная часть бизнес плана, приложение, справочные и иные материалы подтверждающие исходные данные.

В содержании указывают названия основных разделов бизнес плана, его приложений, а так же даются ссылки на страницы.

Описательная часть бизнес плана должна состоять из следующих оосновных разделов:

1.Резюме;

2. Характеристика организации и стратегия её развития;

3. Описание её продукции;

4. Анализ рынков сбыта, стратегия маркетинга

5. производственный план;

6. Организационный план;

7. Инвестиционный план;

8. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности;

9. Показатели эффективности проекта;

10. Юридический план

В случае разработки бизнес плана с участием привлечённых организаций информация о них так же отражается в нём.

10.2 Оперативное планирование

Оперативно производственный план составляют на неделю месяц или квартал с использованием данных календарного плана.

Оперативный план составляет плановый отдел с участием мастера или прораба. План должен быть доведен за двадцать дней до начала планируемого периода.

Руководитель участка на основании контрольных цифр представляет в плановый отдел данные о физических объемах работ подлежащих выполнению собственными силами, и силами привлечённых субподрядных организаций. В разработке проектов планов участка принимают участие бригадиры и мастера что дает возможность составить план реальный и напряженный. Утверждённый начальником СУ оперативный план за пять дней до начала планируемого месяца доводит до сведения мастеров прорабов бригадиров.

Основными задачами оперативного плана являются:

· Обеспечение поточного непрерывного характера строительного производства, внедрение современной технологии и передовых методов труда, соблюдение технологической последовательности процесса.

Оперативный план носит исполнительский характер. В нем указано где, в каком объеме и в какие сроки должны быть выполнены работы и какие объекты должны быть сданы заказчику.

Месячный оперативный план включает следующие показатели:

1. Ввод в действие производственных мощностей и объектов.

2. Объем работ выполняемых собственными силами в натуральном и стоимостном выражении.

3. Объем работ выполняемых силами субподрядных организаций в стоимостном выражении.

4. Среднесписочная численность работников.

5. В том числе рабочих.

6. Выработка на одного работника.

7. Фонд заработной платы.

Кроме этого в плане рассчитывают материально технические ресурсы. Необходимые для выполнения работ.

Оперативные планы включают не только показатели и ресурсы но и содержат необходимые расчеты.

10.3 Учет и отчетность в строительстве

Учет это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации о хозяйственной деятельности предприятия в денежном выражении, регистрации этой информации методом двойной записи и её обобщения.

Отчетность – это совокупность обобщенных и взаимосвязанных показателей отражающих результаты финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период.

Отчетность включает таблицы которые составляют по данным учета.

В строительстве различают следующие виды учета:

· Оперативный – ведут мастера, производители работ, начальники участков и механики. Он производится изо дня в день и отражает отдельные стороны деятельности подразделения в натуральных показателях (объем работ выполненных за смену, количество доставленных на стройку материалов, численность занятых на СМР рабочих, выполнение задания сетевого графика) Израсходованные материалы подсчитываются визуально. Доставленные на объект конструкции и материалы учитываются на основании товарно транспортных накладных.

o Табельный – позволяет контролировать отработанное время. Учет времени отработанного машинистами осуществляется с помощью специальных журналов.

· Бухгалтерский – сплошной и непрерывный учет средств строй организации и результатов финансовой и хозяйственной деятельности. Он основан на системе подотчетных лиц и их ответственности за ресурсы. Числящиеся за подотчетным лицом средства проверяют, сравнивая зафиксированные в книжке остатки с фактическим наличием средств.

Проверка и списание средств называется инвентаризацией. Её проводит комиссия в работе которой обязательно учувствует работник бухгалтерии. Инвентаризация может быть полной, когда проверяются все средства организации или частичной, охватывающей некоторые их виды. Различают годовую и текущую инвентаризацию. Текущая проводится не реже одного раза в квартал, а по материалам открытого хранения (кирпич, лесоматериалы, ежемесячно). Все документы поступающие в бухгалтерию подлежат группировке. Для каждого вида хозяйственных процессов или средств открывается отдельный счет. Данные бухгалтерского учета один раз в месяц сводят в бухгалтерский баланс, который обобщенных показателях характеризует состояние средств организации на день составления отчета.

· Статистический – основан на данных оперативного и бухгалтерского учета а также на результатах специальных статистических наблюдений, выборочных обследований, переписей. Этот вид учета отражает закономерности и взаимосвязи массовых социально экономических явлений и процессов. Учет ведется в натуральной и стоимостной формах. Основными его документами являются:

o Акты сдачи объекта в эксплуатацию.

o Акты приемки выполненных работ

o Материальные отчеты

Каждый вид учета в строительстве имеет соответствующую отчетность:

Бухгалтерскую

Статестическую.

10.4 Основы анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия

Больше значение для эффективной работы предприятия в условиях рынка имеет анализ хозяйственной деятельности.

Содержание анализы вытекает из его функции:

· Изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия;

· Контроль за выполнением планов и управленческих решений за экономным использованием ресурсов;

· Поиск резервов, повышение эффективности производства, на основе изучения передового опыта и достижений науки и техники;

· Оценка результатов деятельности предприятий по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей;

· Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.

Анализ хозяйственной деятельности – разработанная система методов и приемов, с помощью которых изучается экономика предприятия, выявляются резервы производства на основе учётных и отчётных данных. Разрабатываются пути их наиболее эффективного использования.

Источниками анализа являются формы статистической и бухгалтерской отчётности. Исходными материалами для анализа служат месячные и квартальные планы, суточные и сменные задания, акты, ревизии.

Классическими методами анализа являются: наблюдение, сравнение, детализация, подстановка, экономико-математические методы и другие.

По времени анализ бывает:

· Ежедневный

· Месячный

· Квартальный

· Годовой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: