Роль и место планирования в управлении предприятием

Прежде чем начать какое-либо дело, человек должен тщатель­но продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и с помощью каких средств он должен сделать. В противном случае его намерения могут оказаться невыполненными. Следовательно, первой и основополагающей стадией управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс постановки цели и нахождения способов ее выполнения. Именно к стадии пос­тановки цели можно отнести предвидение, прогнозирование, пла­нирование. Конечным результатом этой стадии является построе­ние идеальной модели хода производственного процесса, направ­ленного на достижение главной цели предприятия.

Процесс управления предприятием складывается из многих функций. В их число входят планирование и прогнозирование; ор­ганизация; координация и регулирование; учет, контроль и анализ; активизация и стимулирование. Каждая функция харак­теризуется присущим ей технологическим процессом обработки информации и способом воздействия на управляемый объект.

Функция планирования служит основой для принятия управ­ленческих решений и представляет собой управленческую дея­тельность, которая предусматривает выработку целей и задач уп­равления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.

Прогнозирование в управленческом цикле предшествует пла­нированию и ставит своей задачей научное предвидение развития производства, а также поиск решений, которые обеспечивают раз­витие производства в оптимальном режиме. Поскольку прогнозирование всегда предшествует планированию, его можно рассмат­ривать как подфункцию планирования.

Организация как функция управления — это деятельность, на­правленная на создание или развитие структуры хозяйственной системы. В зависимости от объекта различают организацию про­изводства, труда и управления. Организация управления включает регламентацию отдельных элементов процесса управления (стадий управленческого цикла, процедур и операций управления), ус­тановление времени выполнения работ, состава исполнителей, прав, ответственности, технического и информационного обеспечения и т.п.

Координация заключается в обеспечении необходимой (преду­смотренной проектом организации) согласованности действий ра­ботников. Цель координации — устранить параллелизм и дубли­рование в работе.

Функция регулирования состоит в сохранении режима функци­онирования хозяйственной системы. В силу различных причин производство может отклоняться от заданных параметров. В этих условиях путем регулирования устраняются отклонения и обеспе­чивается нормальное протекание производственных процессов.

С помощью учета осуществляется сбор информации о состо­янии хозяйственной системы. Учет служит базой для анализа — комплексного изучения производственно-хозяйственной дея­тельности с целью контроля и повышения эффективности функ­ционирования производства путемвыявления и мобилизации имеющихся резервов.Роль контроля как функции управления обусловлена тем, что он является средством осуществления об­ратных связей в системе управления. Посредством контроля про­веряется выполнение принятых плановых решений и оценивают­ся их последствия.

Активизация — это интенсификация трудовой и обществен­ной деятельности работников на основе повышения творческого потенциала личности и коллектива. Активизация достигается комплексным применением методов моральногои материального стимулирования. В основе материальногостимулирования лежат материальные, а в основе морального — социальные потребности личности (в общении, уважении, признании заслуг и т.п.).

Перечисленные функции управления носят название общих. Кроме них в системе управления выделяются конкретные функ­ции, которые учитывают влияние на них объекта управления, что находит свое отражение в объекте и предмете планирования.

Сам процесс планирования проходит четыре этапа:

• разработку общих целей;

• определение конкретных, детализированных целей на задан­ный период;

• определение путей и средств их достижения;

• контроль за достижением поставленных целей путем сопос­тавления плановых показателей с фактическими и корректировку целей.

Процесс планирования характеризуется рядом специфичес­ких черт.

Во-первых, планирование имеет две стороны: социально-эко­номическую и организационно-техническую.

Организационно-техническая сторона обусловливается коопе­рацией труда и зависит от уровня развития средств и методов пла­нирования. Социально-экономическая сторона определяется соци­ально-экономическими условиями общества. Поэтому сущность планирования производства необходимо оценивать с двух пози­ций: его организационно-технических характеристик и социаль­но-экономических условий. Иначе нельзя раскрыть многие при­чинно-следственные связи и зависимости, определяющие цели, формы и методы планирования.

С точки зрения организационно-технической стороны планиро­вания страны с развитой рыночной экономикой имеют больше опыта. Применяемый там арсенал технических средств и методов значительно богаче. Отсюда следует, что уровень организации про­изводства и управления в рамках отдельных предприятий, фирм там выше, чем в странах бывшего Советского Союза. Значит, имеет­ся большая возможность в использовании организационно-технического опыта планирования развитых зарубежных стран и ограни­ченная возможность применения социально-экономического опы­та планирования. Еще один важный вывод из этого анализа: социально-экономическая сторона планирования должна быть ве­дущей в постановке целей планирования и выборе средств их реа­лизации.

Во-вторых, планирование как элемент управления носит ин­формационный характер. Информационная сущность процесса планирования хорошо видна на примере стадий цикла планирова­ния. В процессе производства перед органами планирова­ния непрерывно возникают проблемы. Поэтому первой стадией в плановом цикле является выявление и формулировка проблем (включает сбор и обработку информации, а также оценку последст­вий возможных вариантов плановых решений). На этой основе принимается плановое решение. Затем оно реализуется. Информа­ция о полученных результатах по системе обратной связи переда­ется в плановый орган. Последний на ее основе оценивает проис­ходящее, формулирует новые проблемы, и весь цикл планирова­ния повторяется. Формулирование проблем, принятие плановых решений, оценка результатов всегда подчинены достижению определенной цели. Поэтому планирование всегда строго целенаправлено.

В-третьих, планирование на предприятии выступает как один из важнейших организационных факторов интенсификации про­изводства. Еще Адам Смит заметил, что эффект совместных дейст­вий группы людей, организованных в коллектив, больше суммы эффектов их одиночных действий. Этот дополнительный эффект он приписал разделению труда и объяснил следующим:

• возрастанием умения каждого работника;

• экономией времени на переход от одного вида деятельности
к другому;

· специализацией и возможностью автоматизации процесса
производства.

Создание системы планирования на предприятии требует затрат, но эффект от рациональной организации производства всегда превы­шает эти затраты. Поэтому трактовка внутрифирменного планирова­ния как сферы непроизводительных затрат глубоко ошибочна и про­тиворечива. При такой трактовке получается, что планирование по­вышает производительность труда, а само оно основано на непроизводительном труде. Отсюда крайние выводы о необходимо­сти любой ценой сократить затраты на планирование, что сплошь приходится наблюдать на предприятиях в настоящее время.

1.2. Планирование как наука, вид деятельности и искусство.

Планирование как самостоятельная отрасль знаний является наукой, специализированным видом управленческой деятельнос­ти (профессией) и искусством.

Под наукой вообще понимается сфера человеческой деятель­ности, функцией которой является выработка и теоретическая сис­тематизация объективных знаний о действительности.

Понятие «наука» включает:

• деятельность по получению нового знания;

• результат этой деятельности (сумму полученных к данному
моменту научных знаний).

Цели науки — описание, объяснение и предсказание процес­сов и явлений действительности (теоретическое отражение дейст­вительности).

Планирование как наука представляет собой совокупность систематизированных знаний о закономерностях формирования и функционирования различных хозяйственных систем. Наука пла­нирования многоотраслевая. Отдельные ее разделы, например оперативно-календарное планирование, всесторонне разработа­ны. Менее разработано тактическое и стратегическое планирова­ние на предприятии. Это говорит о том, что наука планирования в целом пока находится в стадии формирования. Тем не менее, роль науки планирования, как и потребность в ней со стороны об­щественного производства, возрастает. К факторам, обусловлива­ющим возрастающую роль науки планирования, можно отнести:

• рост числа управленческих кадров, который усиливает тре­бования к уровню организации его работы и подготовке;

• рост масштабов общественного производства, усложнение
хозяйственных связей, что требует улучшения координации про­цессов производства, распределения, обмена и потребления;

• расширение и усложнение международных связей;

• изменение методов хозяйствования, переход крыночным
отношениям, что требует кардинальной перестройки системы пла­нирования на всех уровнях управления экономикой;

• развитие научно-технического прогресса;

• морально-политические аспекты, связанные с необходимос­тью преодоления культов личности, застоя в общественной жизни,
повышения материальной и моральной заинтересованности работ­ников и т.п.

Как наука планирование имеет свой предмет, объект и методы исследований.

Предмет определяет, чем занимается наука, какова сфера ее приложения.

В качестве предмета науки планирования (не путать с предме­том планирования как управленческой деятельности) выступают отношения, которые складываются между участниками производ­ственного процесса по поводу установления и реализации приори­тетов, целей, пропорций и комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение.

Эти отношения проявляются в:

• кооперации труда различного вида и масштаба;

• производственно-хозяйственных процессах, совершающих­ся в экономических системах.

Планирование охватывает все сферы жизни общества. В каж­дой из них люди упорядочивают свою деятельность. Однако осно­ву существования общества составляет материальное производст­во. Отношения по поводу производства определяют общественное бытие людей. Внутри общественного производства решающая роль принадлежит его главной сфере — непосредственному производству, которое является объектом данной науки.

Планирование как наука имеет собственные методы исследований.

Метод дает вытекающее из теории науки описание того, как должна проявляться научная и практическая деятельность людей в сфере ее приложения. Методы науки планирования призваны выработать систему различных средств и приемов изучения и обобщения явлений действительности в области планирования в социально-экономических объектах. В состав методов науки планирования входят:

1. Конкретно-исторический подход. Предусматривает изуче­ние отношений планирования как процессов, находящихся в ста­дии развития и изменения под влиянием действующих на них фак­торов. Все процессы планирования рассматриваются в тесной свя­зи с конкретной исторической обстановкой той или иной страны. В этой связи можно отметить, что организация планирования
в странах Запада, например США, принципиально отличается от
стран Востока, например Японии.

2. Системный подход. Позволяет подходить к исследованию
количественных и качественных параметров протекания вероят­ностных процессов в сложных социально-экономических систе­мах с системных позиций. Системный подход предполагает, во-первых, рассмотрение системы планирования производством как единого целого, со своими законами развития. Во-вторых, возможность расчленения системы на подсистемы и исследования их
взаимодействия, поскольку каждая подсистема воздействует как
на все другие подсистемы, так и на систему в целом. Тем самым
создается возможность вскрыть закономерности и связи подсис­тем, их соотношение и субординацию, дать не только качествен­ные, но и количественные оценки.

3. Комплексный подход. Так же, как и системный, он предпо­лагает рассмотрение явлений в их связи и зависимости. Однако комплексный подход является более широким понятием, посколь­ку реализуется с помощью системного.

Комплексный подход предусматривает:

• совместное использование методов исследований несколь­ких наук;

• рассмотрение всей совокупности целей планирования по уровням;

• рассмотрение различных проблем планирования с точки зрения временных интервалов и т.д.

4. Эксперимент. Представляет собой метод поиска или уточ­нения взаимосвязи социально-экономических явлений опытным
путем. В планировании эксперимент, как и моделирование, слу­жит для апробации намеченных решений.

Преимущества эксперимента:

• возможность специально вызвать изучаемое явление, не ожидая его естественного появления;

• возможность повторения опыта и накопления данных для количественного анализа изучаемых явлений.

Недостатки эксперимента:

• трудность искусственного создания условий, тождествен­ных естественным;

• ограниченная возможность воздействия на социально-эко­номические объекты в исследовательских целях;

Необходимые условия эксперимента:

• сохранение сущности общественного и государственного строя;

• недопустимость ущемления интересов населения;

• хозяйственная значимость планируемого нововведения;

• обратимость результатов (контролируемый характер экспе­римента);

• возможность возврата к исходному состоянию;

• наличие контрольного объекта;

• создание экспериментальной ситуации (обеспечение чисто­ты эксперимента с целью выделения основного содержания экспе­римента и исключение побочных обстоятельств).

5. Моделирование. Сущность моделирования заключается
в создании такого аналога планируемого процесса, в котором от­ражены его важнейшие, с точки зрения цели исследования, свой­ства и опущены второстепенные черты.

В планировании моделирование применяется в следующих случаях:

• когда необходимо разработать проект системы, не создавая ее в реальной жизни;

• когда необходимо совершенствовать имеющуюся систему, а эксперимент на реальной системе невозможен или экономически не оправдан, например, в силу больших затрат;

• когда эксперимент в условиях реальной системы связан с ее разрушением.

В планировании моделирование не дает никакого решения, а лишь позволяет получить аналог реального процесса или объ­екта, выбрать не оптимальный; а реальный или рациональный ва­риант планируемого процесса. Для этого применяются различ­ные типы моделей: графические, числовые, логические, таблич­ные и др.

6. Методы специальных исследований. В планировании име­ются процессы, поддающиеся количественному измерению. Есть и такие, которые не поддаются количественной оценке (например, влияние моральных стимулов на рост производительности труда). Оценка таких явлений требует проведения социологических ис­следований. Они могут проводиться с помощью анкетирования и интервьюирования, а также других методов.

Наличие предмета, объекта и методов исследования в науке позволяет разработать ее теорию. Наука о планировании призвана создать методологию и теорию путем выявления законов и законо­мерностей, определения принципов планирования и создания со­ответствующего категорийно-понятийного аппарата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: