Учет денежных средств на валютных счетах

Для осуществления операций с безналичной иностранной валютой пред­приятия торговли и других отраслей национальной экономики открывают в уполномоченном банке валютные счета (по видам валют).

Согласно Типового плана счетов бухгалтерского учета движение безна­личной иностранной валюты в бухгалтерском учете отражается на счете 52 «Валютные счета».

Между банком и предприятием заключается договор о расчетно-кассовом обслуживании, в котором фиксируются перечень услуг банка, тарифы комис­сионных вознаграждений за услуги, условия размещения валютных средств, права и обязанности сторон.

Зачисление валютных средств на транзитный валютный счет отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 52 «Валютные счета», субсчет 1 «Тран­зитный валютный счет в банке внутри страны» и кредиту счетов учета реали­зации (90 и 91) или счетов учета расчетов (62,75,76 и др.).

Транзитный валютный счет в банке внутри страны открывается банком предприятию самостоятельно при первом поступлении средств в свободно конвертируемой валюте и российских рублях (при условии наличия у пред­приятия в банке текущего валютного счёта). После поступления валютных средств на транзитный валютный счет уполномоченный банк не позднее сле­дующего рабочего дня после зачисления валюты на транзитный валютный счет представляет предприятию выписку по его транзитному валютному сче­ту.

Текущий валютный счет в банке внутри страны открывается предпри­ятием для зачисления иностранной валюты, оставшейся после проведения ее обязательной продажи как правило, предприятие может иметь один валют­ный счет, но в порядке исключения по разрешению Национального банка Республики Беларусь предприятию могут быть открыты несколько валютных счетов. Валюту, находящуюся на текущем валютном счете, предприятия могут использовать для оплаты стоимости товаров, работ, услуг, в качестве предоплаты и авансовых платежей, согласно заключенным внешнеэкономическим контрактам, погашения кредиторской задолженнос­ти по экспортно-импортным операциям, выдачи в подотчет лицам, направ­ляемым в служебные командировки за границу, для оплаты государствен­ных пошлин, сборов и на другие цели.

Валютные счета за рубежом могут быть открыты только с разрешения Национального банка Республики Беларусь в установленном им порядке. Валютные средства, поступившие на счета за границей, должны быть распреде­лены в общеустановленном порядке.

Учетные записи по счету 52 «Валютные счета» производятся в иност­ранной валюте и рублевом эквиваленте (по официальному курсу Националь­ного банка Республики Беларусь) на основании выписок банка и приложен­ных к ним документов. По дебету счета 52 «Валютные счета» отражается по­ступление валюты на счет; по кредиту - ее списание!

Операции по продаже иностранной валюты (включая обязательную про­дажу) согласно Типового плана счетов бухгалтерского учета отражаются в бухгалтерском учете следующим образом: на сумму иностранной валюты, подлежащей продаже банком по поручению предприятия, пересчитанную в белорусские рубли по официальному курсу Национального банка Республи­ки Беларусь на дату списания валюты со счета, производится записью по дебе­ту счета 57 «Переводы в пути» и кредиту счета 52 «Валютные счета», субсчет 52/1 «Транзитный валютный счет в банке внутри страны».

При зачислении на расчетный счет рублевого эквивалента за проданную валюту дебетуется счет 51 «Расчетный счет» и кредитуется счет 91 «Операционные доходы и расходы» (на стоимость иностранной валюты по офици­альному курсу Национального банка страны на дату ее продажи). По дебету счета 91 «Операционные доходы и расходы» отражается стоимость продан­ной валюты по официальному курсу Национального банка страны на дату ее продажи в корреспонденции с кредитом счета 57 «Переводы в пути», а также расходы, связанные с продажей валюты (комиссионные вознаграждения бан­ку, устроителю аукциона и др.).

Зачисление валюты, оставшейся в распоряжении предприятия после про­ведения обязательной продажи, отражается по дебету субсчета 52/3 «Теку­щий валютный счет в банке внутри страны» и кредиту субсчета 52/1 «Транзит­ный валютный счет в банке внутри страны».

При покупке иностранной валюты суммы денежных средств, перечис­ленные банку для покупки валютных средств, отражается в учете по дебету счетов учета расчетов (счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредитора­ми» и др.) в корреспонденции со счетами учета денежных средств (счетом 51 «Расчетный счет» и др.). Приобретение иностранной валюты отражается по дебету счета 57 «Переводы в пути» в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на момент покупки валюты). Превышение курса покупки ино­странной валюты над официальным курсом Национального банка Белорус­сии на момент ее покупки отражается в учете по дебету счета 92 «Внереализа­ционные доходы и расходы» в1 корреспонденции со счетами учета расчетов (счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.).

Предприятия торговли и общественного питания могут покупать иност­ранную валюту на командировочные расходы, для закупки товаров, материа­лов, машин, оборудования и т.п. (согласно договоров-контрактов с иностран­ными партнерами) и на другие цели через банки, оформив заявку установлен­ной формы. За исполнение заявок на покупку иностранной валюты предпри­ятия уплачивают банкам комиссионные вознаграждения в размере 1 %. Ко­миссионные вознаграждения, как правило, уплачиваются в белорусских руб­лях и относятся в учете в дебет счета 92 «Внереализационые доходы и расхо­ды». Разница между официальным курсом Национального банка Республики Беларусь и реальным курсом покупки валюты в учете также списывается на финансовый результат деятельности предприятия (на счет 92 «Внереализационные доходы и расходы»).

Движение валютных средств на валютном и других счетах отражается в учете следующими бухгалтерскими записями.

Корреспонденция счетов бухгалтерского учета по движению иностранной валюты на валютном и других счетах

1. Поступление иностранной валюта на транзитный валютный счет предприятия (Д52/1 К62, 76, 75 и др.)

2. Списание на счет 57 «Переводы в пути» валютных средств, подлежащих обязательной продаже (Д57 К52/1)

3. Зачисление на расчетный счет предприятия рублевого эквивалента за проданную валюту (с учетом комиссионного вознаграждения банку) (Д51 К91).

4. Отражение в учете курсовых разниц при продаже валюты:

а) положительной курсовой разниц (Д76 К92).

б)отрицательной курсовой разница (Д 92 К76).

5. Зачисление иностранной валюты на текущий валютный счет, оставшейся в распоряжении предприятия после проведения ее обязательной продажи (Д52/3 К52/1)

6. Поступление валютных средств непосредственно на текущий валютный счет предприятия:

а) из кассы предприятия (Д52/3 К50)

8. Отражение в учете курсовых разниц при изменении курса валют:

а) положительной курсовой разницы (52/3 К К57)

б) отрицательной курсовой разницы (Д92 К 52/3)

Учёт денежных средств на специальных счетах

Кроме расчетного и валютных счетов предприятия торговли и общес­твенного питания могут иметь в банках специальные счета. Учет денежных средств на специальных счетах ведется на одноименном активном счете 55 «Специальные счета в банках». На этом счете отражается информация о нали­чии и движении денежных средств, находящихся на счетах в банках на террито­рии нашей страны и за рубежом. К счету 55 «Специальные счета в банках» могут быть открыты следующие субсчета:

55/1 «Аккредитивы»;

55/2 «Чековые книжки»;

55/3 «Депозитные счета в официальной денежной единице Республики

Беларусь»;

55/4 «Депозитные счета в иностранной валюте»;

55/5 «Специальный счет средств целевого финансирования»;

55/6 «Текущий счет филиала»;

55/7 «Банковские карты».

Аккредитив (аккредитивный счет) открывается по месту нахождения по­ставщика для расчета с ним за товары и услуги, если это предусмотрено дого­вором поставки. Аккредитивная форма расчетов может также применяться в качестве санкции к неаккуратному плательщику за задержку платежа. Эта форма расчетов наиболее удобна для поставщика, так как гарантирует своев­ременный платеж. Аккредитив предназначен для расчетов только с одним по­ставщиком. Порядок осуществления расчетов в форме аккредитивов регули­руется правилами банков. Сумма и срок действия аккредитива обязательно оговаривается в договоре (контракте) и в заявлении на открытие аккредитивного счета. В заявлении также указывают наименование поставщика, номер дого­вора поставок товаров, объем поставок, документы, служащие основанием для оплаты счетов поставщиков, и т.п. Для получения средств с аккредитива поставщик, отгрузив товары, предъявляет в обслуживающий его банк товар­ные, расчетные и другие документы, предусмотренные условиями аккреди­тива. Банк контролирует правильность расчетов посредством аккредитивов и своевременность его закрытия по истечении срока действия.

Аккредитивный счет может открываться как за счет собственных средств торгового предприятия, так и за счет кредитов банка. При открытии аккреди­тива за счет собственных средств предприятия дебетуется субсчет 55/1 «Ак­кредитивы» с кредитованием счетов 51 «Расчетный счет» или 52 «Валютные счета». Если аккредитив открыт за счет кредита банка, то в бухгалтерском учете предприятия делаются следующие записи: дебет субсчета 55/1 «Аккредитивы» и кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».

При оплате счетов поставщиков за товары на основании выписок банка с аккредитивного счета и приложенных к ним документов составляется сле­дующая бухгалтерская проводка: дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредит субсчета 55/1 «Аккредитивы». По окончании срока действия неиспользованный остаток средств аккредитива возвращается в банк предприятия - плательщика и зачисляется на его счет. На сумму возвращенного аккредитива дебетуются счета 51 «Расчетный счет» или 52 «Валютные счета» и кредитуется субсчет 55/1 «Аккредитивы». Если аккредитивный счет был открыт за счет кредита банка, то при возврате аккредитива дебетуется субсчет 66/1 «Расчеты по краткосрочным кредитам банка» с кредитованием субсчета 55/1 «Аккредитивы».

Аналитический учет по субсчету 55/1 «Аккредитивы» ведется по каждому выставленному предприятием аккредитиву. При журнально-ордерной форме учета аналитический учет аккредитивов ведется линейным способом в журнале-ордере и дебетовой ведомости к нему по каждому аккредитиву в отдельности.

Для безналичных расчетов, гарантирующих своевременность платежей, применяют чеки из чековых книжек. Банк выдает чековые книжки по заявле­нию предприятия. В чековой книжке указывается сумма денежных средств, списанная с расчетного счета, в пределах которой можно выписывать чеки. Чеки применяются в Республике Беларусь в основном для расчетов за различ­ные работы и услуги, выполненные сторонними предприятиями (за транс­портные услуги, погрузочно-разгрузочные работы и т.п.). Порядок осуществ­ления расчетов чеками регулируется правилами банков.

Движение денежных средств, находящихся в чековых книжках, учитывается на субсчете 55/2 «Чековые книжки". Перечисление денежных средств с рас­четного счета на открытие чековой книжки отражается в учете следующей записью: дебет субсчета 55/2 «Чековые книжки» и кредит счета 51 «Расчетный счет». На оплату расходов чеками из чековой книжки составляется бухгалтерс­кая проводка: дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредит субсчета 55/2 «Чековые книжки». По окончанию срока действия чековой книжки неис­пользованная сумма зачисляется на расчетный счет ее владельца. При этом в бухгалтерском учете делается следующая запись: дебет счета 51 «Расчетный счет» и кредит субсчета 55/2 «Чековые книжки».

На отдельном субсчете счета 55 «Специальные счета в банках» учитывается наличие и движение денежных средств в иностранной валюте на депозитных счетах (субсчет 55/4 «Депозитные счета в иностранной валюте»). На отдель­ном субсчете, открываемом к счету 55 «Специальные счета в банках», отра­жается в бухгалтерском учете наличие и движение обособленно хранящихся в банке средств целевого финансирования и целевых поступлений (субсчет 55/5 «Специальный счет средств целевого финансирования». Для учета денежных средств филиалов предприятий торговли и общественного питания рекомен­дуют использовать субсчет 55/6 «Текущий счет филиала»).

Формы безналичных расчётов (акцептная, аккредитивная, платёжными требованиями, платёжными поручениями, чеками в порядке планов платежей, векселями и т. д.)

Предприятие осуществляет учёт расчётов с поставщиками и покупателями.

Поставщики – это предприятия, поставляющие данному предприятию товарные и материальные запасы, воду и др. расчёты между субъектами хозяйствования в основном осуществляются безналичным путём. Расчёты могут производиться после отгрузки продуктов, а также в виде предварительной оплаты в счёт будущих поставок.

Безналичный расчёт производится как за счёт имеющихся средств на расчётном счёте, так и кредитов банка.

Национальным банком РБ установлена следующая очерёдность платежей:

- расчёты с бюджетом;

- оплата энергоносителей;

- другие расходы в порядке поступления документов в банк;

По месту нахождения поставщика и покупателя безналичные расчёты подразделяются на многоразовые и одноразовые.

В зависимости от местонахождения поставщиков и покупателей расчёты могут быть организованы по – разному. Совокупность способов и приёмов платежей представляет собой форму расчётов.

В настоящее время различают следующие формы безналичных расчётов:

- платёжными требованиями;

- платёжными поручениями;

- платёжными требованиями – поручениями;

- аккредитивами;

- векселями;

- чеками из чековой книжки;

- расчётными чеками;

- плановыми платежами;

- зачётом взаимных требований, банковскими пластиковыми карточками и др.

Платёжное требование представляет собой расчётный документ, содержащий требование получателя средств к поставщику об уплате через банк. Для расчёта денежных средств получатель выписывает требование и предоставляет его в обслуживающий банк, т.е. банк поставщика принимает на себя обязательство взыскать платежи с покупателя.

К платёжному требованию прилагаются товарно – транспортные и др. документы, подтверждающие поставку (отгрузку) товаров.

Банк поставщика пересылает платёжные требования в банк покупателя. Главное в этой форме расчётов – согласие плательщика на оплату предъявляемых ему платежей. Банк плательщика принимает платёжное требование к оплате в случае его акцепта покупателем.

Установлен порядок молчаливого акцепта, т.е. если в установочный срок от плательщика не поступают заявления об отказе акцепта, то платёжные требования с молчаливого согласия считается акцептованным и подлежит оплате.

Полный или частичный отказ от акцепта может быть письменно заявлён в специальном бланке в случае поставки некачественных товаров, наличие недостачи, боя, лома и др. оплаченные платёжные требования банк покупателя возвращает в банк поставщика, и зачисляет денежные средства на его расчётный счёт.

Платёжные поручения широко применяются в расчётах между предприятиями при наличии средств на счёте.

Платёжные поручения – это указание обслуживающему предприятие банку о перечислении и определении суммы с его счёта на счёт другого предприятия. Их от своего имени выписывает плательщик, указывая, кому, сколько и за что заплатить.

Платёжные поручения выписываются в 3 – х экземплярах, подпись и печать на первом экземпляре, на втором указывается расчётный счёт плательщика, по третьему – разные счета, в зависимости от вида платежей. Платёжные поручения действительны в течении 10 дней. Платёжные поручения производят также предоплату.

К расчётам платёжных поручении относятся и переводы через предприятия или использования для перевода пенсий, алиментов и др.

Учёт расчётов платёжными требованиями поручителей поставок на отгруженную продукцию оформляют платёжными требованиями – поручение, и пересылают плательщику, который подписывает решение об оплате, и подписанные сдаёт в свой банк для списывания денег со своего расчётного счёта, и переводит их в банк поставщика для зачисления на счёт поставщика.

Аккредитивная форма расчётов

Суть аккредитивной формы расчётов заключается в том, что покупатель открывает в учреждении банка аккредитив (вид банковского счёта), а производитель, отгрузив ему продукцию, высылает документы в банк, и оплата производится автоматически после получения документов, а не тогда, когда эти товары дойдут до получателя и будут им приняты.

В случае применения аккредитивной формы расчётов, плательщик должен производить бронирование средств на выставленный аккредитив в банке по месту обслуживания поставщика.

Аккредитив – поручение банку плательщика иногороднему банку поставщика производить оплату счетов поставщика за отгруженные товары и оказание услуг.

Для открытия аккредитива плательщик предоставляет в свой банк заявление на аккредитив и платёжное поручение на перечисление денежных средств.

В заявлении указывается: номер договора поставки, число и месяц закрытия аккредитива в банке поставщика, наименование поставщика и его банка, наименование документов, по которым производится платёж, сроки отгрузки, суммы аккредитива.

На основании заявления, банк депонирует (бронирует) средства на счёте покупателя, и сообщает об этом банку поставщика, а банк поставщика извещает покупателя об открытии на его имя аккредитива. Плательщик, выплачивающий аккредитивы, учитывает их на счёте 55 «Специальные счета в банках». Аккредитив выставляется только для расчёта с одним поставщиком, и при иногородних расчётах.

Вексельная форма расчётов

Вексель представляет собой документ, составленный по установленной законом форме и содержащий в своём тексте денежное обязательство одного лица перед другим. Он является ценной бумагой.

Прообраз векселей впервые появился в Италии в 12 – 14 в. Большой риск при перевозке наличных денег из – за частых грабежей побуждал купцов вносить деньги местным менялам на их письменные обязательства уплатить внесённую сумму в другом месте. Эти обязательства назывались векселями.

В дальнейшем купцы начали пользоваться векселями при купле – продаже товаров в кредит друг у друга. Отсюда и пошло выражение: «Господа, пора платить по векселям». Не платить вовремя по векселям считалось позором среди круга лиц, которые считались гордостью отечества: купцов, предпринимателей и т. д.

Вексельная форма расчётов получила распостранение с развитием рыночных отношений.

Вексель – это ценная бумага, удостоверяющая безусловное обязательство векселедателя уплатить до наступления срока указанную в нём сумму векселедержателю (владельцу векселя).

Существует два вида векселей:

- простой,

- переводной.

Простой вексель (соло вексель) – это безусловное обязательство векселедателя уплатить определённую сумму денег векселедержателю.

Переводной вексель (тратта) – это ценные бумаги, содержащие письменные указания векселедателя (трассанта) поставщику (трассату) уплатить определённую сумму денег предъявителю векселя или лицу, указанному в векселе (т. е. участок двух сторон).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: