Для осуществления операций с безналичной иностранной валютой предприятия торговли и других отраслей национальной экономики открывают в уполномоченном банке валютные счета (по видам валют).
Согласно Типового плана счетов бухгалтерского учета движение безналичной иностранной валюты в бухгалтерском учете отражается на счете 52 «Валютные счета».
Между банком и предприятием заключается договор о расчетно-кассовом обслуживании, в котором фиксируются перечень услуг банка, тарифы комиссионных вознаграждений за услуги, условия размещения валютных средств, права и обязанности сторон.
Зачисление валютных средств на транзитный валютный счет отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 52 «Валютные счета», субсчет 1 «Транзитный валютный счет в банке внутри страны» и кредиту счетов учета реализации (90 и 91) или счетов учета расчетов (62,75,76 и др.).
Транзитный валютный счет в банке внутри страны открывается банком предприятию самостоятельно при первом поступлении средств в свободно конвертируемой валюте и российских рублях (при условии наличия у предприятия в банке текущего валютного счёта). После поступления валютных средств на транзитный валютный счет уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня после зачисления валюты на транзитный валютный счет представляет предприятию выписку по его транзитному валютному счету.
|
|
Текущий валютный счет в банке внутри страны открывается предприятием для зачисления иностранной валюты, оставшейся после проведения ее обязательной продажи как правило, предприятие может иметь один валютный счет, но в порядке исключения по разрешению Национального банка Республики Беларусь предприятию могут быть открыты несколько валютных счетов. Валюту, находящуюся на текущем валютном счете, предприятия могут использовать для оплаты стоимости товаров, работ, услуг, в качестве предоплаты и авансовых платежей, согласно заключенным внешнеэкономическим контрактам, погашения кредиторской задолженности по экспортно-импортным операциям, выдачи в подотчет лицам, направляемым в служебные командировки за границу, для оплаты государственных пошлин, сборов и на другие цели.
Валютные счета за рубежом могут быть открыты только с разрешения Национального банка Республики Беларусь в установленном им порядке. Валютные средства, поступившие на счета за границей, должны быть распределены в общеустановленном порядке.
Учетные записи по счету 52 «Валютные счета» производятся в иностранной валюте и рублевом эквиваленте (по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь) на основании выписок банка и приложенных к ним документов. По дебету счета 52 «Валютные счета» отражается поступление валюты на счет; по кредиту - ее списание!
|
|
Операции по продаже иностранной валюты (включая обязательную продажу) согласно Типового плана счетов бухгалтерского учета отражаются в бухгалтерском учете следующим образом: на сумму иностранной валюты, подлежащей продаже банком по поручению предприятия, пересчитанную в белорусские рубли по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на дату списания валюты со счета, производится записью по дебету счета 57 «Переводы в пути» и кредиту счета 52 «Валютные счета», субсчет 52/1 «Транзитный валютный счет в банке внутри страны».
При зачислении на расчетный счет рублевого эквивалента за проданную валюту дебетуется счет 51 «Расчетный счет» и кредитуется счет 91 «Операционные доходы и расходы» (на стоимость иностранной валюты по официальному курсу Национального банка страны на дату ее продажи). По дебету счета 91 «Операционные доходы и расходы» отражается стоимость проданной валюты по официальному курсу Национального банка страны на дату ее продажи в корреспонденции с кредитом счета 57 «Переводы в пути», а также расходы, связанные с продажей валюты (комиссионные вознаграждения банку, устроителю аукциона и др.).
Зачисление валюты, оставшейся в распоряжении предприятия после проведения обязательной продажи, отражается по дебету субсчета 52/3 «Текущий валютный счет в банке внутри страны» и кредиту субсчета 52/1 «Транзитный валютный счет в банке внутри страны».
При покупке иностранной валюты суммы денежных средств, перечисленные банку для покупки валютных средств, отражается в учете по дебету счетов учета расчетов (счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.) в корреспонденции со счетами учета денежных средств (счетом 51 «Расчетный счет» и др.). Приобретение иностранной валюты отражается по дебету счета 57 «Переводы в пути» в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на момент покупки валюты). Превышение курса покупки иностранной валюты над официальным курсом Национального банка Белоруссии на момент ее покупки отражается в учете по дебету счета 92 «Внереализационные доходы и расходы» в1 корреспонденции со счетами учета расчетов (счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.).
Предприятия торговли и общественного питания могут покупать иностранную валюту на командировочные расходы, для закупки товаров, материалов, машин, оборудования и т.п. (согласно договоров-контрактов с иностранными партнерами) и на другие цели через банки, оформив заявку установленной формы. За исполнение заявок на покупку иностранной валюты предприятия уплачивают банкам комиссионные вознаграждения в размере 1 %. Комиссионные вознаграждения, как правило, уплачиваются в белорусских рублях и относятся в учете в дебет счета 92 «Внереализационые доходы и расходы». Разница между официальным курсом Национального банка Республики Беларусь и реальным курсом покупки валюты в учете также списывается на финансовый результат деятельности предприятия (на счет 92 «Внереализационные доходы и расходы»).
Движение валютных средств на валютном и других счетах отражается в учете следующими бухгалтерскими записями.
Корреспонденция счетов бухгалтерского учета по движению иностранной валюты на валютном и других счетах
1. Поступление иностранной валюта на транзитный валютный счет предприятия (Д52/1 К62, 76, 75 и др.)
2. Списание на счет 57 «Переводы в пути» валютных средств, подлежащих обязательной продаже (Д57 К52/1)
|
|
3. Зачисление на расчетный счет предприятия рублевого эквивалента за проданную валюту (с учетом комиссионного вознаграждения банку) (Д51 К91).
4. Отражение в учете курсовых разниц при продаже валюты:
а) положительной курсовой разниц (Д76 К92).
б)отрицательной курсовой разница (Д 92 К76).
5. Зачисление иностранной валюты на текущий валютный счет, оставшейся в распоряжении предприятия после проведения ее обязательной продажи (Д52/3 К52/1)
6. Поступление валютных средств непосредственно на текущий валютный счет предприятия:
а) из кассы предприятия (Д52/3 К50)
8. Отражение в учете курсовых разниц при изменении курса валют:
а) положительной курсовой разницы (52/3 К К57)
б) отрицательной курсовой разницы (Д92 К 52/3)
Учёт денежных средств на специальных счетах
Кроме расчетного и валютных счетов предприятия торговли и общественного питания могут иметь в банках специальные счета. Учет денежных средств на специальных счетах ведется на одноименном активном счете 55 «Специальные счета в банках». На этом счете отражается информация о наличии и движении денежных средств, находящихся на счетах в банках на территории нашей страны и за рубежом. К счету 55 «Специальные счета в банках» могут быть открыты следующие субсчета:
55/1 «Аккредитивы»;
55/2 «Чековые книжки»;
55/3 «Депозитные счета в официальной денежной единице Республики
Беларусь»;
55/4 «Депозитные счета в иностранной валюте»;
55/5 «Специальный счет средств целевого финансирования»;
55/6 «Текущий счет филиала»;
55/7 «Банковские карты».
Аккредитив (аккредитивный счет) открывается по месту нахождения поставщика для расчета с ним за товары и услуги, если это предусмотрено договором поставки. Аккредитивная форма расчетов может также применяться в качестве санкции к неаккуратному плательщику за задержку платежа. Эта форма расчетов наиболее удобна для поставщика, так как гарантирует своевременный платеж. Аккредитив предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Порядок осуществления расчетов в форме аккредитивов регулируется правилами банков. Сумма и срок действия аккредитива обязательно оговаривается в договоре (контракте) и в заявлении на открытие аккредитивного счета. В заявлении также указывают наименование поставщика, номер договора поставок товаров, объем поставок, документы, служащие основанием для оплаты счетов поставщиков, и т.п. Для получения средств с аккредитива поставщик, отгрузив товары, предъявляет в обслуживающий его банк товарные, расчетные и другие документы, предусмотренные условиями аккредитива. Банк контролирует правильность расчетов посредством аккредитивов и своевременность его закрытия по истечении срока действия.
|
|
Аккредитивный счет может открываться как за счет собственных средств торгового предприятия, так и за счет кредитов банка. При открытии аккредитива за счет собственных средств предприятия дебетуется субсчет 55/1 «Аккредитивы» с кредитованием счетов 51 «Расчетный счет» или 52 «Валютные счета». Если аккредитив открыт за счет кредита банка, то в бухгалтерском учете предприятия делаются следующие записи: дебет субсчета 55/1 «Аккредитивы» и кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».
При оплате счетов поставщиков за товары на основании выписок банка с аккредитивного счета и приложенных к ним документов составляется следующая бухгалтерская проводка: дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредит субсчета 55/1 «Аккредитивы». По окончании срока действия неиспользованный остаток средств аккредитива возвращается в банк предприятия - плательщика и зачисляется на его счет. На сумму возвращенного аккредитива дебетуются счета 51 «Расчетный счет» или 52 «Валютные счета» и кредитуется субсчет 55/1 «Аккредитивы». Если аккредитивный счет был открыт за счет кредита банка, то при возврате аккредитива дебетуется субсчет 66/1 «Расчеты по краткосрочным кредитам банка» с кредитованием субсчета 55/1 «Аккредитивы».
Аналитический учет по субсчету 55/1 «Аккредитивы» ведется по каждому выставленному предприятием аккредитиву. При журнально-ордерной форме учета аналитический учет аккредитивов ведется линейным способом в журнале-ордере и дебетовой ведомости к нему по каждому аккредитиву в отдельности.
Для безналичных расчетов, гарантирующих своевременность платежей, применяют чеки из чековых книжек. Банк выдает чековые книжки по заявлению предприятия. В чековой книжке указывается сумма денежных средств, списанная с расчетного счета, в пределах которой можно выписывать чеки. Чеки применяются в Республике Беларусь в основном для расчетов за различные работы и услуги, выполненные сторонними предприятиями (за транспортные услуги, погрузочно-разгрузочные работы и т.п.). Порядок осуществления расчетов чеками регулируется правилами банков.
Движение денежных средств, находящихся в чековых книжках, учитывается на субсчете 55/2 «Чековые книжки". Перечисление денежных средств с расчетного счета на открытие чековой книжки отражается в учете следующей записью: дебет субсчета 55/2 «Чековые книжки» и кредит счета 51 «Расчетный счет». На оплату расходов чеками из чековой книжки составляется бухгалтерская проводка: дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредит субсчета 55/2 «Чековые книжки». По окончанию срока действия чековой книжки неиспользованная сумма зачисляется на расчетный счет ее владельца. При этом в бухгалтерском учете делается следующая запись: дебет счета 51 «Расчетный счет» и кредит субсчета 55/2 «Чековые книжки».
На отдельном субсчете счета 55 «Специальные счета в банках» учитывается наличие и движение денежных средств в иностранной валюте на депозитных счетах (субсчет 55/4 «Депозитные счета в иностранной валюте»). На отдельном субсчете, открываемом к счету 55 «Специальные счета в банках», отражается в бухгалтерском учете наличие и движение обособленно хранящихся в банке средств целевого финансирования и целевых поступлений (субсчет 55/5 «Специальный счет средств целевого финансирования». Для учета денежных средств филиалов предприятий торговли и общественного питания рекомендуют использовать субсчет 55/6 «Текущий счет филиала»).
Формы безналичных расчётов (акцептная, аккредитивная, платёжными требованиями, платёжными поручениями, чеками в порядке планов платежей, векселями и т. д.)
Предприятие осуществляет учёт расчётов с поставщиками и покупателями.
Поставщики – это предприятия, поставляющие данному предприятию товарные и материальные запасы, воду и др. расчёты между субъектами хозяйствования в основном осуществляются безналичным путём. Расчёты могут производиться после отгрузки продуктов, а также в виде предварительной оплаты в счёт будущих поставок.
Безналичный расчёт производится как за счёт имеющихся средств на расчётном счёте, так и кредитов банка.
Национальным банком РБ установлена следующая очерёдность платежей:
- расчёты с бюджетом;
- оплата энергоносителей;
- другие расходы в порядке поступления документов в банк;
По месту нахождения поставщика и покупателя безналичные расчёты подразделяются на многоразовые и одноразовые.
В зависимости от местонахождения поставщиков и покупателей расчёты могут быть организованы по – разному. Совокупность способов и приёмов платежей представляет собой форму расчётов.
В настоящее время различают следующие формы безналичных расчётов:
- платёжными требованиями;
- платёжными поручениями;
- платёжными требованиями – поручениями;
- аккредитивами;
- векселями;
- чеками из чековой книжки;
- расчётными чеками;
- плановыми платежами;
- зачётом взаимных требований, банковскими пластиковыми карточками и др.
Платёжное требование представляет собой расчётный документ, содержащий требование получателя средств к поставщику об уплате через банк. Для расчёта денежных средств получатель выписывает требование и предоставляет его в обслуживающий банк, т.е. банк поставщика принимает на себя обязательство взыскать платежи с покупателя.
К платёжному требованию прилагаются товарно – транспортные и др. документы, подтверждающие поставку (отгрузку) товаров.
Банк поставщика пересылает платёжные требования в банк покупателя. Главное в этой форме расчётов – согласие плательщика на оплату предъявляемых ему платежей. Банк плательщика принимает платёжное требование к оплате в случае его акцепта покупателем.
Установлен порядок молчаливого акцепта, т.е. если в установочный срок от плательщика не поступают заявления об отказе акцепта, то платёжные требования с молчаливого согласия считается акцептованным и подлежит оплате.
Полный или частичный отказ от акцепта может быть письменно заявлён в специальном бланке в случае поставки некачественных товаров, наличие недостачи, боя, лома и др. оплаченные платёжные требования банк покупателя возвращает в банк поставщика, и зачисляет денежные средства на его расчётный счёт.
Платёжные поручения широко применяются в расчётах между предприятиями при наличии средств на счёте.
Платёжные поручения – это указание обслуживающему предприятие банку о перечислении и определении суммы с его счёта на счёт другого предприятия. Их от своего имени выписывает плательщик, указывая, кому, сколько и за что заплатить.
Платёжные поручения выписываются в 3 – х экземплярах, подпись и печать на первом экземпляре, на втором указывается расчётный счёт плательщика, по третьему – разные счета, в зависимости от вида платежей. Платёжные поручения действительны в течении 10 дней. Платёжные поручения производят также предоплату.
К расчётам платёжных поручении относятся и переводы через предприятия или использования для перевода пенсий, алиментов и др.
Учёт расчётов платёжными требованиями поручителей поставок на отгруженную продукцию оформляют платёжными требованиями – поручение, и пересылают плательщику, который подписывает решение об оплате, и подписанные сдаёт в свой банк для списывания денег со своего расчётного счёта, и переводит их в банк поставщика для зачисления на счёт поставщика.
Аккредитивная форма расчётов
Суть аккредитивной формы расчётов заключается в том, что покупатель открывает в учреждении банка аккредитив (вид банковского счёта), а производитель, отгрузив ему продукцию, высылает документы в банк, и оплата производится автоматически после получения документов, а не тогда, когда эти товары дойдут до получателя и будут им приняты.
В случае применения аккредитивной формы расчётов, плательщик должен производить бронирование средств на выставленный аккредитив в банке по месту обслуживания поставщика.
Аккредитив – поручение банку плательщика иногороднему банку поставщика производить оплату счетов поставщика за отгруженные товары и оказание услуг.
Для открытия аккредитива плательщик предоставляет в свой банк заявление на аккредитив и платёжное поручение на перечисление денежных средств.
В заявлении указывается: номер договора поставки, число и месяц закрытия аккредитива в банке поставщика, наименование поставщика и его банка, наименование документов, по которым производится платёж, сроки отгрузки, суммы аккредитива.
На основании заявления, банк депонирует (бронирует) средства на счёте покупателя, и сообщает об этом банку поставщика, а банк поставщика извещает покупателя об открытии на его имя аккредитива. Плательщик, выплачивающий аккредитивы, учитывает их на счёте 55 «Специальные счета в банках». Аккредитив выставляется только для расчёта с одним поставщиком, и при иногородних расчётах.
Вексельная форма расчётов
Вексель представляет собой документ, составленный по установленной законом форме и содержащий в своём тексте денежное обязательство одного лица перед другим. Он является ценной бумагой.
Прообраз векселей впервые появился в Италии в 12 – 14 в. Большой риск при перевозке наличных денег из – за частых грабежей побуждал купцов вносить деньги местным менялам на их письменные обязательства уплатить внесённую сумму в другом месте. Эти обязательства назывались векселями.
В дальнейшем купцы начали пользоваться векселями при купле – продаже товаров в кредит друг у друга. Отсюда и пошло выражение: «Господа, пора платить по векселям». Не платить вовремя по векселям считалось позором среди круга лиц, которые считались гордостью отечества: купцов, предпринимателей и т. д.
Вексельная форма расчётов получила распостранение с развитием рыночных отношений.
Вексель – это ценная бумага, удостоверяющая безусловное обязательство векселедателя уплатить до наступления срока указанную в нём сумму векселедержателю (владельцу векселя).
Существует два вида векселей:
- простой,
- переводной.
Простой вексель (соло вексель) – это безусловное обязательство векселедателя уплатить определённую сумму денег векселедержателю.
Переводной вексель (тратта) – это ценные бумаги, содержащие письменные указания векселедателя (трассанта) поставщику (трассату) уплатить определённую сумму денег предъявителю векселя или лицу, указанному в векселе (т. е. участок двух сторон).