Организация взаимодействия местных органов власти с предприятиями и организациями жилишно-коммунального комплекса

Рыночные условия функционирования ЖКК заставляют муниципальные органы управ­ления и предприятия искать такие партнерские отношения, в основу которых должен лечь поиск взаимных интересов. Местные власти выступают в роли Заказчика на жилищно-ком-мунальные услуги и Организатора услуг, а предприятие по оказанию данных услуг — в роли Подрядчика.

Существует определенное различие между обеспечением (или организацией) услуги и ее производством. Муниципалитет, являясь организатором и принимая решение об обеспече­нии конкретной услуги для населения, не обязательно должен сам производить эту услугу, ис­пользуя муниципальное оборудование и своих служащих. Он может передавать функции по про­изводству другому лицу, заключать соглашения, договоры, контракты с частными фирмами на оказание услуг. При этом не обязательно, чтобы муниципалитет, снимая с себя функцию произво­дителя, должен оставить и роль организатора. Ответственность за обеспечение услуги ЖКК сохра­няется за муниципалитетом, даже если он не занимается производством услуги.

Долгосрочное развитие предоставляет участникам возможности доступа к общественным службам и инфраструктурам и является на сегодняшний день общепризнанной целью, которую преследуют все участники процесса развития: федеральные, региональные и местные органы вла­сти, частные организации и предприятия с различными формами специализации, граждане/по­требители.

В условиях становления рыночных отношений особого внимания заслуживают вопросы вза­имоотношений местных органов власти с ресурсоснабжающими организациями (далее — РСО).

Освобождение РСО от опеки отраслевыми органами ставит перед ними новые задачи (на­пример, поиск и закупка сырья, материалов и полуфабрикатов, сбыт готовой продукции и прочее). Это обуславливает необходимость поддержки таких предприятий со стороны мест­ных органов власти. Действуя на определенной территории, предприятие затрагивает интересы территории, вносит конструктивный или деструктивный вклад в ее развитие. Как известно, перед местными органами власти стоит важная задача — обеспечить благоприятную материальную, со­циальную и экологическую среду обитания для всего населения. Местным властям при решении таких задач, как обеспечение занятости трудоспособного населения, финансирование и инвести­рование местных профамм и проектов; предоставление населению и хозяйствующим субъектам различных видов услуг (социально-бытовых, жилищно-коммунальных и пр.), улучшение экологи­ческой ситуации в населенном пункте и др., трудно обойтись без помощи предприятий, располо­женных на данной территории. РСО, в свою очередь, заинтересовано в льготной налоговой, фи­нансово-кредитной политике местных властей, высоком научном и трудовом потенциале терри­тории, в развитии производственной, транспортной, рыночной инфраструктуры; улучшении со­циально-бытовых условий жизни местного населения и др.

Местные органы самоуправления, наиболее близкие к гражданам и потребителям, услуг ЖКУ, должны находить эффективные решения для удовлетворения их требований, управлять инфра­структурным объектом и коммунальной службой самостоятельно или делегировать управление ча­стным предприятиям. Зарубежный и отечественный опыт отдает предпочтение реформам, осно­ванным на государственно-частном партнерстве (концессии), которое в рамках соглашения по де­легированному управлению частному предприятию является не только механизмом внебюджет­ного финансирования коммунальных служб, но механизмом социально-экономического разви­тия территории.

Сбалансированный контракт между устроителем концессии и концессионером обеспечивает координацию их деятельности, а также контроль за соблюдением прав и обязанностей сторон на основе взаимного доверия и рационального распределения рисков между ними.

В условиях монопольных жизнеобеспечивающих систем (водопроводно-канализационное хо­зяйство, энергетика, городской транспорт), когда монополизм естественен и неизбежен, участие частного сектора в обслуживании потребителей может быть достаточно разнообразным.

В рамках государственно-частного партнерства (концессии) могут использоваться:

1. Договор об обслуживании. Функции частной компании ограничены той сферой деятельности, которая предоставлена фирме поручением муниципального предприятия. Муниципальный орган управления несет полную ответственность за текущее управление предприятием, устанавливает тарифы на услуги потребителей, финансирует основные средства производства, оборотный капи­тал, эксплуатацию и ремонт и несет полный коммерческий риск. Частные фирмы получают ком­пенсацию за оказываемые услуги и риски в соответствии со своими предложениями на торгах.

2. Договор об управлении. В соответствии с условиями управленческого контракта муници­пальные предприятия передают частной компании все функции по эксплуатации, ремонту и об­служиванию технологической системы. При такого рода соглашениях муниципальный орган уп­равления участвует в формировании стратегии и обеспечении эффективного контроля за деятель­ностью предприятия. Он устанавливает тариф на оплату услуг потребителем, финансирует основ­ные средства производства, оборотный капитал, эксплуатацию и ремонт, и, как правило, в полной мере несет коммерческие риски. Компенсация, выплачиваемая частному оператору, включает единовременную выплату, а также некоторые другие выплаты.

3. Договор об аренде. По условиям арендного соглашения, собственником которой является государственный (муниципальный) орган управления, сдается в аренду частной компании муни­ципальное имущество в целях эксплуатации, ремонта и обслуживания. Финансирование наиболее важных направлений деятельности и владение основными средствами производства остаются в руках муниципального органа управления.

Арендатор за счет собственных средств финансирует и компенсирует расходы по замеще­нию выбывших компонентов с небольшим сроком службы. По контракту одна часть тарифной платы поступает в муниципальный орган управления, который финансировал создание основ­ных фондов, другая часть тарифной платы принадлежит частной компании. В арендном соглашении указывается доля тарифных платежей, причитающихся частной компании. Арендаторы не­сут коммерческий риск по эксплуатации фондов.

Аренда — наиболее удобная форма вхождения в рыночную среду для убыточных и малорента­бельных предприятий. Сдача в аренду позволяет собственнику рационально использовать в хо­зяйственном обороте имущество, которое в силу объективных причин не лает ему возможности эффективно им распоряжаться. Арендатор может начать производственно-хозяйственную дея­тельность, даже не имея своего стартового капитала, прибегнув к системе банковских кредитов. Выгода здесь обоюдная.

В зависимости от видов выполняемых частными предприятиями (операторами) работ конт­ракты на предоставление жилищно-коммунальных услуг могут заключаться практически в любых сферах деятельности ЖКК. Рациональное распределение риска позволяет муниципальному орга­ну управления продолжать обеспечение услуги, но ограничить себя при этом ролью, соответству­ющей своему статусу: формирование спроса, принятие решения о покупке товара (услуги), конт­роль за исполнением оператором условий контракта и оплата счетов, предоставления необходи­мых льгот и гарантий.

В случае, когда в жилищно-коммунальной сфере возникает необходимость стимулировать по­требление некоторых товаров и услуг у определенных групп населения, этого можно добиться по­средством применения такого организационного механизма как дотация. Дотации выдаются му­ниципалитетом производителю. Они могут предоставляться в денежной форме, в форме освобож­дения от налогов или предоставления налоговых льгот, низкопроцентных займов или гарантий по займам.

Эффект от предоставления дотаций достигается за счет снижения цен на услуги для всех или определенных групп потребителей (чаще всего, это малоимущие слои населения, студенты, инвалиды и т. п.).

В дотационном механизме производителем (оператором) является частная фирма, муниципа­литет и потребитель выступают соорганизаторами (муниципалитет выбирает определенных про­изводителей, которые получают дотации, а потребитель выбирает наиболее подходящего произво­дителя), которые оплачивают все услуги производителю.

Одним из основных способов предоставления (доставки) услуги является самообслуживание. Например, частная компания, являясь организатором — спонсором городского праздничного ме­роприятия на улице или в общественном парке может сам убрать территорию после проведения мероприятия или организовать приобретение этой услуги непосредственно у муниципального ор­гана, оплатив муниципальному предприятию ЖКК за услуги по уборке территории. Такой меха­низм называется продажей услуг муниципальными органами управления.

Многообразие форм предоставления жилищно-коммунальных услуг населению позволяет обеспечить равноправные условия потребительского выбора в необходимом количестве и требуе­мого качества для различных групп потребителей.

Основу организации управления и преобразований на рынке услуг должны составлять потребнос­ти населения. Именно с учетом условий обеспечения равенства между совокупным спросом и со­вокупным предложением они должны определять весь спектр услуг, их качество, а также способы предоставления.

Становление новой системы взаимоотношений между органами местного самоуправления и предприятиями во многом обеспечивается их активной позицией. Это может проявляться следу­ющим образом:

— во-первых, целесообразно привлекать административное руководство и совет трудового кол­лектива крупных предприятий к формированию и обсуждению муниципальных программ и планов развития, включение их представителей в состав творческих коллективов или ра­бочих групп по разработке проектов этих документов, привлечение специалистов предпри­ятий к работе в составе экспертных комиссий;

— во-вторых, следует выходить с предложениями о создании акционерных и хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, потребительских союзов, то есть участвовать в со­вместном финансировании тех или иных проектов;

— в-третьих, необходимо устанавливать внешнеэкономические связи, контакты с зарубеж­ными аналогичными фирмами с целью создания на территории муниципалитета совмест­ных предприятий по решению местных проблем и привлечения иностранных предприятий в качестве партнеров;

— в-четвертых, требуется информировать предприятия о запланированных или предполага­емых к реализации крупных проектах на территории района (города).

Необходимо, чтобы предприятия и население района знали о тех мерах, которые предприни­мает или намерена предпринять администрация (района, города) в рамках реализации своей социально-экономической политики.

По мере развития рыночных отношений все большее значение приобретают косвенные рычаги регулирования ЖКК и, в первую очередь, местные налоги, ценовая политика, рент­ные платежи и льготное кредитование подрядной деятельности.

Как показывает мировой опыт действенным рычагом развития городов в рыночной сис­теме служит налоговая политика. Существует несколько десятков местных налогов, позволя­ющих стимулировать деятельность предприятий и организаций, приносящих пользу городу и горожанам путем введения льготных ставок налогообложения или повышения уровня мест­ного налогообложения на те виды деятельности, которые идут в ущерб интересам города или развиваются за счет приоритетных направлений.

Большое значение имеет кредитная политика, проводимая в муниципальном образовании. Это связано с тем, что большинство видов жилищно-коммунальной деятельности должно про­водиться с привлечением краткосрочных ссуд и долгосрочных кредитов за счет создания сети муниципально-коммерческих банков в городе. Регулирование объема и процентных ставок кредита позволяет стимулировать развитие ЖКК и снизить негативные риски.

В ряде случаев важную роль играет ценовая политика, проводимая путем варьирования цен и тарифов на ряд приоритетных работ и услуг по жизнеобеспечению территории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: