Рыночные условия функционирования ЖКК заставляют муниципальные органы управления и предприятия искать такие партнерские отношения, в основу которых должен лечь поиск взаимных интересов. Местные власти выступают в роли Заказчика на жилищно-ком-мунальные услуги и Организатора услуг, а предприятие по оказанию данных услуг — в роли Подрядчика.
Существует определенное различие между обеспечением (или организацией) услуги и ее производством. Муниципалитет, являясь организатором и принимая решение об обеспечении конкретной услуги для населения, не обязательно должен сам производить эту услугу, используя муниципальное оборудование и своих служащих. Он может передавать функции по производству другому лицу, заключать соглашения, договоры, контракты с частными фирмами на оказание услуг. При этом не обязательно, чтобы муниципалитет, снимая с себя функцию производителя, должен оставить и роль организатора. Ответственность за обеспечение услуги ЖКК сохраняется за муниципалитетом, даже если он не занимается производством услуги.
|
|
Долгосрочное развитие предоставляет участникам возможности доступа к общественным службам и инфраструктурам и является на сегодняшний день общепризнанной целью, которую преследуют все участники процесса развития: федеральные, региональные и местные органы власти, частные организации и предприятия с различными формами специализации, граждане/потребители.
В условиях становления рыночных отношений особого внимания заслуживают вопросы взаимоотношений местных органов власти с ресурсоснабжающими организациями (далее — РСО).
Освобождение РСО от опеки отраслевыми органами ставит перед ними новые задачи (например, поиск и закупка сырья, материалов и полуфабрикатов, сбыт готовой продукции и прочее). Это обуславливает необходимость поддержки таких предприятий со стороны местных органов власти. Действуя на определенной территории, предприятие затрагивает интересы территории, вносит конструктивный или деструктивный вклад в ее развитие. Как известно, перед местными органами власти стоит важная задача — обеспечить благоприятную материальную, социальную и экологическую среду обитания для всего населения. Местным властям при решении таких задач, как обеспечение занятости трудоспособного населения, финансирование и инвестирование местных профамм и проектов; предоставление населению и хозяйствующим субъектам различных видов услуг (социально-бытовых, жилищно-коммунальных и пр.), улучшение экологической ситуации в населенном пункте и др., трудно обойтись без помощи предприятий, расположенных на данной территории. РСО, в свою очередь, заинтересовано в льготной налоговой, финансово-кредитной политике местных властей, высоком научном и трудовом потенциале территории, в развитии производственной, транспортной, рыночной инфраструктуры; улучшении социально-бытовых условий жизни местного населения и др.
|
|
Местные органы самоуправления, наиболее близкие к гражданам и потребителям, услуг ЖКУ, должны находить эффективные решения для удовлетворения их требований, управлять инфраструктурным объектом и коммунальной службой самостоятельно или делегировать управление частным предприятиям. Зарубежный и отечественный опыт отдает предпочтение реформам, основанным на государственно-частном партнерстве (концессии), которое в рамках соглашения по делегированному управлению частному предприятию является не только механизмом внебюджетного финансирования коммунальных служб, но механизмом социально-экономического развития территории.
Сбалансированный контракт между устроителем концессии и концессионером обеспечивает координацию их деятельности, а также контроль за соблюдением прав и обязанностей сторон на основе взаимного доверия и рационального распределения рисков между ними.
В условиях монопольных жизнеобеспечивающих систем (водопроводно-канализационное хозяйство, энергетика, городской транспорт), когда монополизм естественен и неизбежен, участие частного сектора в обслуживании потребителей может быть достаточно разнообразным.
В рамках государственно-частного партнерства (концессии) могут использоваться:
1. Договор об обслуживании. Функции частной компании ограничены той сферой деятельности, которая предоставлена фирме поручением муниципального предприятия. Муниципальный орган управления несет полную ответственность за текущее управление предприятием, устанавливает тарифы на услуги потребителей, финансирует основные средства производства, оборотный капитал, эксплуатацию и ремонт и несет полный коммерческий риск. Частные фирмы получают компенсацию за оказываемые услуги и риски в соответствии со своими предложениями на торгах.
2. Договор об управлении. В соответствии с условиями управленческого контракта муниципальные предприятия передают частной компании все функции по эксплуатации, ремонту и обслуживанию технологической системы. При такого рода соглашениях муниципальный орган управления участвует в формировании стратегии и обеспечении эффективного контроля за деятельностью предприятия. Он устанавливает тариф на оплату услуг потребителем, финансирует основные средства производства, оборотный капитал, эксплуатацию и ремонт, и, как правило, в полной мере несет коммерческие риски. Компенсация, выплачиваемая частному оператору, включает единовременную выплату, а также некоторые другие выплаты.
3. Договор об аренде. По условиям арендного соглашения, собственником которой является государственный (муниципальный) орган управления, сдается в аренду частной компании муниципальное имущество в целях эксплуатации, ремонта и обслуживания. Финансирование наиболее важных направлений деятельности и владение основными средствами производства остаются в руках муниципального органа управления.
Арендатор за счет собственных средств финансирует и компенсирует расходы по замещению выбывших компонентов с небольшим сроком службы. По контракту одна часть тарифной платы поступает в муниципальный орган управления, который финансировал создание основных фондов, другая часть тарифной платы принадлежит частной компании. В арендном соглашении указывается доля тарифных платежей, причитающихся частной компании. Арендаторы несут коммерческий риск по эксплуатации фондов.
|
|
Аренда — наиболее удобная форма вхождения в рыночную среду для убыточных и малорентабельных предприятий. Сдача в аренду позволяет собственнику рационально использовать в хозяйственном обороте имущество, которое в силу объективных причин не лает ему возможности эффективно им распоряжаться. Арендатор может начать производственно-хозяйственную деятельность, даже не имея своего стартового капитала, прибегнув к системе банковских кредитов. Выгода здесь обоюдная.
В зависимости от видов выполняемых частными предприятиями (операторами) работ контракты на предоставление жилищно-коммунальных услуг могут заключаться практически в любых сферах деятельности ЖКК. Рациональное распределение риска позволяет муниципальному органу управления продолжать обеспечение услуги, но ограничить себя при этом ролью, соответствующей своему статусу: формирование спроса, принятие решения о покупке товара (услуги), контроль за исполнением оператором условий контракта и оплата счетов, предоставления необходимых льгот и гарантий.
В случае, когда в жилищно-коммунальной сфере возникает необходимость стимулировать потребление некоторых товаров и услуг у определенных групп населения, этого можно добиться посредством применения такого организационного механизма как дотация. Дотации выдаются муниципалитетом производителю. Они могут предоставляться в денежной форме, в форме освобождения от налогов или предоставления налоговых льгот, низкопроцентных займов или гарантий по займам.
Эффект от предоставления дотаций достигается за счет снижения цен на услуги для всех или определенных групп потребителей (чаще всего, это малоимущие слои населения, студенты, инвалиды и т. п.).
В дотационном механизме производителем (оператором) является частная фирма, муниципалитет и потребитель выступают соорганизаторами (муниципалитет выбирает определенных производителей, которые получают дотации, а потребитель выбирает наиболее подходящего производителя), которые оплачивают все услуги производителю.
|
|
Одним из основных способов предоставления (доставки) услуги является самообслуживание. Например, частная компания, являясь организатором — спонсором городского праздничного мероприятия на улице или в общественном парке может сам убрать территорию после проведения мероприятия или организовать приобретение этой услуги непосредственно у муниципального органа, оплатив муниципальному предприятию ЖКК за услуги по уборке территории. Такой механизм называется продажей услуг муниципальными органами управления.
Многообразие форм предоставления жилищно-коммунальных услуг населению позволяет обеспечить равноправные условия потребительского выбора в необходимом количестве и требуемого качества для различных групп потребителей.
Основу организации управления и преобразований на рынке услуг должны составлять потребности населения. Именно с учетом условий обеспечения равенства между совокупным спросом и совокупным предложением они должны определять весь спектр услуг, их качество, а также способы предоставления.
Становление новой системы взаимоотношений между органами местного самоуправления и предприятиями во многом обеспечивается их активной позицией. Это может проявляться следующим образом:
— во-первых, целесообразно привлекать административное руководство и совет трудового коллектива крупных предприятий к формированию и обсуждению муниципальных программ и планов развития, включение их представителей в состав творческих коллективов или рабочих групп по разработке проектов этих документов, привлечение специалистов предприятий к работе в составе экспертных комиссий;
— во-вторых, следует выходить с предложениями о создании акционерных и хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, потребительских союзов, то есть участвовать в совместном финансировании тех или иных проектов;
— в-третьих, необходимо устанавливать внешнеэкономические связи, контакты с зарубежными аналогичными фирмами с целью создания на территории муниципалитета совместных предприятий по решению местных проблем и привлечения иностранных предприятий в качестве партнеров;
— в-четвертых, требуется информировать предприятия о запланированных или предполагаемых к реализации крупных проектах на территории района (города).
Необходимо, чтобы предприятия и население района знали о тех мерах, которые предпринимает или намерена предпринять администрация (района, города) в рамках реализации своей социально-экономической политики.
По мере развития рыночных отношений все большее значение приобретают косвенные рычаги регулирования ЖКК и, в первую очередь, местные налоги, ценовая политика, рентные платежи и льготное кредитование подрядной деятельности.
Как показывает мировой опыт действенным рычагом развития городов в рыночной системе служит налоговая политика. Существует несколько десятков местных налогов, позволяющих стимулировать деятельность предприятий и организаций, приносящих пользу городу и горожанам путем введения льготных ставок налогообложения или повышения уровня местного налогообложения на те виды деятельности, которые идут в ущерб интересам города или развиваются за счет приоритетных направлений.
Большое значение имеет кредитная политика, проводимая в муниципальном образовании. Это связано с тем, что большинство видов жилищно-коммунальной деятельности должно проводиться с привлечением краткосрочных ссуд и долгосрочных кредитов за счет создания сети муниципально-коммерческих банков в городе. Регулирование объема и процентных ставок кредита позволяет стимулировать развитие ЖКК и снизить негативные риски.
В ряде случаев важную роль играет ценовая политика, проводимая путем варьирования цен и тарифов на ряд приоритетных работ и услуг по жизнеобеспечению территории.