Общие положения. Для эффективного управления жилищно-коммунальным комплексом муниципального образования необходимо комплексное понимание содержания и особенностей

Для эффективного управления жилищно-коммунальным комплексом муниципального образования необходимо комплексное понимание содержания и особенностей финансово-экономических отношений в отрасли. Определение путей построения социально-ориентиро­ванного финансового механизма функционирования этой отрасли возможно на основе раз­вития правовых основ и реализации практических подходов к реформированию финансовых отношений, совершенствованию тарифной политики и ценообразования, усиления контроля за движением денежных потоков, оптимизации бюджетных расходов на нужды ЖКХ, поиска нетрадиционных источников финансирования, разработки программ антикризисного управ­ления предприятий ЖКК.

Из многочисленных экономических и денежных отношений необходимо выделять ту их часть, которая опосредуется категорией «финансовое хозяйство» и включает исключительно денежные отношения по формированию доходов и их использование предприятием. Отличи­тельными признаками финансовых отношений предприятий ЖКК являются следующие:

а) взаимоотношения предприятий с бюджетной системой и внебюджетными фондами по поводу уплаты налоговых платежей и бюджетного финансирования в виде ассигнований и со­циальных трансфертов на капитальные вложения, капитальный ремонт, возмещение разницы в ценах и тарифах, финансировании текущих расходов и целевых программ и т. д.;

б) отношения предприятий со страховыми организациями по поводу внесения страховых взносов и получения страхового возмещения при наступлении страхового случая (страхова­ние ответственности потребителей, подрядчиков, страхование ответственности управляю­щих компаний, страхование гражданской ответственности собственников и арендаторов, ипотечное страхование);

в) отношения, возникающие в связи с формированием и распределением валового дохо­да (выручки) предприятия, прибыли, амортизации и других форм доходов субъектов хозяй­ствования;

г) отношения предприятий с банковской системой в связи с получением и погашением кредитов на капитальные вложения и другие инвестиции в реальный сектор экономики, а также в связи с уплатой процентов по всем видам банковских ссуд;

д) отношения предприятий со своими филиалами, ассоциациями и вышестоящими уп­равленческими структурами в рамках внутриструктурного или внутриведомственного пере­распределения денежных средств;

е) отношения с ресурсосберегающими предприятиями и с потребителями жилищно-ком-мунальных услуг.

Особенности ЖКХ обусловлены, прежде всего, наличием большой доли муниципальной соб­ственности и социальной направленностью деятельности всех субъектов отрасли ЖКК, где орга­низационно-финансовые взаимоотношения возникают в основном между пятью участниками:

- Федеральным центром, бюджетами субъектов РФ - в части получения трансфертов, бюджетных субсидий, компенсаций, льгот;

- администрацией муниципального образования города (района) - заказчиком муници­пального заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг;

- службой единого заказчика по контролю за исполнением муниципального заказа;

- предприятиями - исполнителями муниципального заказа;

- населением - потребителями жилищно-коммунальных услуг.

Существенной особенностью ЖКХ является проявление негативных последствий моно­польного положения предприятий-поставщиков коммунальных услуг, выражающееся не только в необоснованном завышении цен и тарифов на них, но и в их неудовлетворительном качестве при отсутствии у потребителя возможности отказаться от данных видов услуг.

В ЖКК система доходов и расходов, в отличие от других субъектов народного хозяйства весьма специфична.

Доходы от жилищно-коммунальных услуг, независимо от форм собственности, слагаются из трех основных компонентов:

— оплаты потребителями жилья и коммунальных услуг;

— дотации из бюджета;

— прочих источников.

Структура денежных средств поступающих от пользователей в качестве платежей за жилищно-коммунальные услуги:

— оплата жилья и техническое обслуживание;

— электроэнергия;

— отопление;

— газ;

— содержание ЦТП;

— горячее водоснабжение;

— холодное водоснабжение;

— пользование лифтом;

— вывоз мусора.

— затраты на производство жилищно-коммунальных услуг;

— отчисления в местный бюджет.

Средства, выделяемые из бюджета, направляются на:

— покрытие убытков;

— возмещение разницы в тарифах на оплату коммунальных услуг;

— дотации на эксплуатацию жилищного фонда;

— на благоустройство;

— на капитальный ремонт;

— на содержание центров жилищных субсидий, ЕИРЦ.

Расходы ЖКХ, независимо от формы собственности, состоят из двух основных компонентов:

— затраты на производство жилищно-коммунальных услуг;

— отчисления в местный бюджет.

Затраты на производство жилищно-коммунальных услуг включают в себя:

— материальные затраты, в том числе: сырье и материалы, топливо, энергия;

— затраты на оплату труда;

— отчисления на социальные нужды;

— амортизация основных средств;

— прочие затраты.

Обязательные отчисления в бюджет состоят из следующих налогов и сборов:

— единый социальный налог;

— налог на имущество;

— налог на прибыль;

—НДС;

— налоги в дорожные фонды: с владельцев автотранспортных средств и на пользователей автомобильных дорог;

— земельный налог

Следует отметить, что вышеперечисленные виды доходов имеют строго целевой характер и должны направляться соответственно на возмещение затрат по тем видам деятельности, за которые они уплачены. Таким образом, переплату за коммунальные услуги нельзя направлять на погашение убытка от содержания и ремонта жилищного фонда. Более того, при современ­ном состоянии нормативной базы, регулирующей установление ставок и тарифов, а также порядок их взимания, расчеты по коммунальным услугам практически всегда будут, по мень­шей мере, не убыточными, а расходы на содержание и ремонт жилья смогут превышать сум­мы квартплаты, направленной на их погашение.

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате по­ступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате вы­бытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкла­дов по решению участников (собственников имущества).

В условиях развития рыночных отношений, которые предусматривают отмену бюджетно­го финансирования и повышение самостоятельности предприятий ЖКК, преобладающее значение в организации управления приобретает вопрос о резервах укрепления финансов.

Анализ общей тенденции изменения соотношения основных источников финансирова­ния ЖКК показывает, что в настоящее время темпы снижения бюджетных ассигнований зна­чительно превышают темпы роста платежей населения. С другой стороны, сами предприятия ЖКК для местных бюджетов — источники поступления средств (налоговые поступления), и от результатов их деятельности зависят решения по управлению финансами территории в це­лом. Иначе говоря, результаты деятельности ЖКХ оказывают существенное влияние на орга­низацию финансовых потоков территорий.

Основными резервами укрепления финансов ЖКХ на данном этапе реформирования отрасли, по нашему мнению, являются:

1. Поиск нетрадиционных источников финансирования.

2. Освобождение всех операций по предоставлению жилищно-коммунальных услуг от уплаты налогов в бюджет или установление по ним нулевой ставки.

3. Упорядочение системы предоставления льгот и субсидий по оплате населением жилищно-коммунальных услуг.

Важным моментом является определение объекта управления и контроля. В качестве объекта технологического управления обычно рассматриваются жилые дома, коммунальные котельные и т. п. Однако, с общеэкономических позиций к объектам управления и контроля в сфере ЖКХ следует относить:

— межбюджетные отношения в части, касающейся финансирования расходов ЖКК из — консолидированного бюджета;

— цены и тарифы на услуги ЖКК;

— лицензирование деятельности и сертификация услуг;

— реализация программ (федеральных и региональных) по развитию ЖКК территорий;

— система социальной защиты нуждающихся слоев населения как при оплате услуг ЖКК, так и при предоставлении жилья по социальной норме;

— энергоресурсосбережение в жилищно-коммунальной сфере как неотъемлемый элемент экономии и сбережения ресурсов в экономике региона;

— другие аспекты деятельности.

Опыт показывает, что только последовательные, скоординированные в экономическом и социальном плане действия органов власти региона и муниципального образования способны создать мотивационные предпосылки для ускоренной реализации реформы ЖКХ.

Объектом финансового контроля является комплекс хозяйственных процессов и денеж­ных отношений в сфере ЖКХ. При осуществлении финансового контроля, учитывая специ­фику этой деятельности, на первый план выдвигаются три аспекта: во-первых, это обеспече­ние сохранности денежных средств и материальных ценностей, достоверности учетных и от­четных данных, соблюдение государственной финансовой дисциплины; во-вторых, объек­тивная оценка деятельности предприятий, выявление резервов интенсификации производ­ства и повышения эффективности хозяйствования; в третьих, организация предварительного контроля за расходованием средств, имеющих целевое назначение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: