Для эффективного управления жилищно-коммунальным комплексом муниципального образования необходимо комплексное понимание содержания и особенностей финансово-экономических отношений в отрасли. Определение путей построения социально-ориентированного финансового механизма функционирования этой отрасли возможно на основе развития правовых основ и реализации практических подходов к реформированию финансовых отношений, совершенствованию тарифной политики и ценообразования, усиления контроля за движением денежных потоков, оптимизации бюджетных расходов на нужды ЖКХ, поиска нетрадиционных источников финансирования, разработки программ антикризисного управления предприятий ЖКК.
Из многочисленных экономических и денежных отношений необходимо выделять ту их часть, которая опосредуется категорией «финансовое хозяйство» и включает исключительно денежные отношения по формированию доходов и их использование предприятием. Отличительными признаками финансовых отношений предприятий ЖКК являются следующие:
|
|
а) взаимоотношения предприятий с бюджетной системой и внебюджетными фондами по поводу уплаты налоговых платежей и бюджетного финансирования в виде ассигнований и социальных трансфертов на капитальные вложения, капитальный ремонт, возмещение разницы в ценах и тарифах, финансировании текущих расходов и целевых программ и т. д.;
б) отношения предприятий со страховыми организациями по поводу внесения страховых взносов и получения страхового возмещения при наступлении страхового случая (страхование ответственности потребителей, подрядчиков, страхование ответственности управляющих компаний, страхование гражданской ответственности собственников и арендаторов, ипотечное страхование);
в) отношения, возникающие в связи с формированием и распределением валового дохода (выручки) предприятия, прибыли, амортизации и других форм доходов субъектов хозяйствования;
г) отношения предприятий с банковской системой в связи с получением и погашением кредитов на капитальные вложения и другие инвестиции в реальный сектор экономики, а также в связи с уплатой процентов по всем видам банковских ссуд;
д) отношения предприятий со своими филиалами, ассоциациями и вышестоящими управленческими структурами в рамках внутриструктурного или внутриведомственного перераспределения денежных средств;
е) отношения с ресурсосберегающими предприятиями и с потребителями жилищно-ком-мунальных услуг.
Особенности ЖКХ обусловлены, прежде всего, наличием большой доли муниципальной собственности и социальной направленностью деятельности всех субъектов отрасли ЖКК, где организационно-финансовые взаимоотношения возникают в основном между пятью участниками:
|
|
- Федеральным центром, бюджетами субъектов РФ - в части получения трансфертов, бюджетных субсидий, компенсаций, льгот;
- администрацией муниципального образования города (района) - заказчиком муниципального заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг;
- службой единого заказчика по контролю за исполнением муниципального заказа;
- предприятиями - исполнителями муниципального заказа;
- населением - потребителями жилищно-коммунальных услуг.
Существенной особенностью ЖКХ является проявление негативных последствий монопольного положения предприятий-поставщиков коммунальных услуг, выражающееся не только в необоснованном завышении цен и тарифов на них, но и в их неудовлетворительном качестве при отсутствии у потребителя возможности отказаться от данных видов услуг.
В ЖКК система доходов и расходов, в отличие от других субъектов народного хозяйства весьма специфична.
Доходы от жилищно-коммунальных услуг, независимо от форм собственности, слагаются из трех основных компонентов:
— оплаты потребителями жилья и коммунальных услуг;
— дотации из бюджета;
— прочих источников.
Структура денежных средств поступающих от пользователей в качестве платежей за жилищно-коммунальные услуги:
— оплата жилья и техническое обслуживание;
— электроэнергия;
— отопление;
— газ;
— содержание ЦТП;
— горячее водоснабжение;
— холодное водоснабжение;
— пользование лифтом;
— вывоз мусора.
— затраты на производство жилищно-коммунальных услуг;
— отчисления в местный бюджет.
Средства, выделяемые из бюджета, направляются на:
— покрытие убытков;
— возмещение разницы в тарифах на оплату коммунальных услуг;
— дотации на эксплуатацию жилищного фонда;
— на благоустройство;
— на капитальный ремонт;
— на содержание центров жилищных субсидий, ЕИРЦ.
Расходы ЖКХ, независимо от формы собственности, состоят из двух основных компонентов:
— затраты на производство жилищно-коммунальных услуг;
— отчисления в местный бюджет.
Затраты на производство жилищно-коммунальных услуг включают в себя:
— материальные затраты, в том числе: сырье и материалы, топливо, энергия;
— затраты на оплату труда;
— отчисления на социальные нужды;
— амортизация основных средств;
— прочие затраты.
Обязательные отчисления в бюджет состоят из следующих налогов и сборов:
— единый социальный налог;
— налог на имущество;
— налог на прибыль;
—НДС;
— налоги в дорожные фонды: с владельцев автотранспортных средств и на пользователей автомобильных дорог;
— земельный налог
Следует отметить, что вышеперечисленные виды доходов имеют строго целевой характер и должны направляться соответственно на возмещение затрат по тем видам деятельности, за которые они уплачены. Таким образом, переплату за коммунальные услуги нельзя направлять на погашение убытка от содержания и ремонта жилищного фонда. Более того, при современном состоянии нормативной базы, регулирующей установление ставок и тарифов, а также порядок их взимания, расчеты по коммунальным услугам практически всегда будут, по меньшей мере, не убыточными, а расходы на содержание и ремонт жилья смогут превышать суммы квартплаты, направленной на их погашение.
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
|
|
В условиях развития рыночных отношений, которые предусматривают отмену бюджетного финансирования и повышение самостоятельности предприятий ЖКК, преобладающее значение в организации управления приобретает вопрос о резервах укрепления финансов.
Анализ общей тенденции изменения соотношения основных источников финансирования ЖКК показывает, что в настоящее время темпы снижения бюджетных ассигнований значительно превышают темпы роста платежей населения. С другой стороны, сами предприятия ЖКК для местных бюджетов — источники поступления средств (налоговые поступления), и от результатов их деятельности зависят решения по управлению финансами территории в целом. Иначе говоря, результаты деятельности ЖКХ оказывают существенное влияние на организацию финансовых потоков территорий.
Основными резервами укрепления финансов ЖКХ на данном этапе реформирования отрасли, по нашему мнению, являются:
1. Поиск нетрадиционных источников финансирования.
2. Освобождение всех операций по предоставлению жилищно-коммунальных услуг от уплаты налогов в бюджет или установление по ним нулевой ставки.
3. Упорядочение системы предоставления льгот и субсидий по оплате населением жилищно-коммунальных услуг.
Важным моментом является определение объекта управления и контроля. В качестве объекта технологического управления обычно рассматриваются жилые дома, коммунальные котельные и т. п. Однако, с общеэкономических позиций к объектам управления и контроля в сфере ЖКХ следует относить:
— межбюджетные отношения в части, касающейся финансирования расходов ЖКК из — консолидированного бюджета;
— цены и тарифы на услуги ЖКК;
— лицензирование деятельности и сертификация услуг;
— реализация программ (федеральных и региональных) по развитию ЖКК территорий;
|
|
— система социальной защиты нуждающихся слоев населения как при оплате услуг ЖКК, так и при предоставлении жилья по социальной норме;
— энергоресурсосбережение в жилищно-коммунальной сфере как неотъемлемый элемент экономии и сбережения ресурсов в экономике региона;
— другие аспекты деятельности.
Опыт показывает, что только последовательные, скоординированные в экономическом и социальном плане действия органов власти региона и муниципального образования способны создать мотивационные предпосылки для ускоренной реализации реформы ЖКХ.
Объектом финансового контроля является комплекс хозяйственных процессов и денежных отношений в сфере ЖКХ. При осуществлении финансового контроля, учитывая специфику этой деятельности, на первый план выдвигаются три аспекта: во-первых, это обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей, достоверности учетных и отчетных данных, соблюдение государственной финансовой дисциплины; во-вторых, объективная оценка деятельности предприятий, выявление резервов интенсификации производства и повышения эффективности хозяйствования; в третьих, организация предварительного контроля за расходованием средств, имеющих целевое назначение.