Зарубежный и отечественный опыт хозяйствования показывает, что управление деятельностью ЖКК осуществляется по трем направлениям:
— правовое (нормативные и законодательные акты, контроль за их исполнением);
— экономическое (бюджетное финансирование программ, льготная и ценовая политика);
— организационно-распорядительное (формирование организационных структур управления).
Управление ЖКК в соответствии с административно-территориальным делением регионов России, осуществляется на трех уровнях, состоящих из шести подсистем:
— федеральном (по семи федеральным округам);
—региональном (республиканском, краевом, областном и окружного подчинения, городов Москвы и Санкт-Петербурга, т. е. уровень субъектов Федерации);
— муниципальном (уровень местного самоуправления).
Системно-комплексный подход к организации эффективной структуры управления ЖКК представляет собой последовательно принимаемые на различных уровнях управления и неразрывно связанные между собой управленческие решения во всех сферах деятельности ЖКХ.
|
|
Данная модель состоит из базовых функциональных подсистем, синхронно, последовательно и взаимосвязано работающих для реализации конечной цели управления и достаточно подробно раскрывает сущность современной системы управления ЖКК, которая направлена на повышение качества обслуживания потребителей (населения).
Первая подсистема (взаимодействие между генеральным направлением и стратегическими целями охватывает федеральный уровень), который обеспечивает реализацию следующих задач:
— определение стратегии развития ЖКК на прогнозируемый период;
— разработку правового, технического и научно-методического инструментария достижения прогнозируемых стратегических целей;
— координацию формирования эффективной системы управления ЖКК и организацию исполнения федеральных стандартов качества и финансирования ЖКУ;
— инвестирование в природные ресурсы;
— благоустройство и рекреацию земель;
— охрану окружающей среды;
— создание нового поколения транспортных средств;
— разработку ресурсосберегающих технологий;
— развитие энергетических мощностей, крупных водопроводно-канализационных сооружений.
Вторая подсистема (стратегические/тактические цели) рассматривает задачи регионального (субфедерального) уровня, направленные на разработку косвенных методов управления ЖКК, а именно:
— определение направлений развития ЖКХ регионов;
— утверждение правовой базы функционирования ЖКК территорий (государственные социальные стандарты, ценовое и тарифное регулирование, лицензирование и сертификация услуг);
|
|
— формирование реестра предприятий и организаций естественных локальных монополистов и антимонопольное регулирование их деятельности;
— организацию работы государственной жилищной инспекции по сертификации услуг в ЖКК, лицензированию деятельности по эксплуатации инженерных систем городов;
— формирование межбюджетных отношений;
— координация процессов изменения цен и тарифов на услуги в зависимости от уровня доходов населения и др.
Субъекты Федерации реализуют федеральные программы, несут ответственность за их выполнение, устанавливают уровень цен и тарифов на продукцию и услуги крупных компаний, обслуживающих всю территорию, подотчетную субъекту Федерации. Правительства субъектов Федерации несут ответственность за строительство федеральных и республиканских шоссейных дорог, часто — за развитие сети электро- и газоснабжения.
Третья подсистема (тактические/оперативные цели) муниципальный уровень, т. е. осуществляет функции линейного управления жилищно-коммунальной сферой и решает задачи:
— разработки и утверждения нормативной базы ЖКК по передаче муниципальных объектов в хозяйственное ведение и ведению реестра муниципальных собственников;
— соблюдения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, их параметрам и количеству;
— организации эффективного функционирования объектов ЖКК;
— формирования цен и тарифов на ЖКУ;
— разработки местных программ реформирования, демонополизации и энергоресурсосбережения в ЖКК;
— создания механизмов социальной защиты населения при повышении оплаты жилья и ЖКУ;
— организации контроля качества ЖКУ и работы с обращениями граждан;
— другие вопросы муниципального значения.
Четвертая подсистема отвечает за решение управленческих задач органов местного самоуправления по организации производства ЖКУ предприятиями различных форм собствен-
ности с учетом оптимизации затрат, повышения качества обслуживания потребителей и воспроизводства основных фондов ЖКК.
Пятая подсистема раскрывает характерные особенности и организационные предпосылки, связанные с потреблением ЖКУ, а именно:
— формирование договорных отношений по найму, аренде жилья, поставке коммунальных услуг;
— приватизация жилищного фонда;
— организация сбора платежей, представление льгот и субсидий по оплате ЖКУ;
— определение правил пользования жилыми помещениями и местами общего пользования в жилых домах;
— формирование самоуправления в жилищной сфере;
— контроль за соблюдением стандартов качества ЖКУ;
— другие задачи, вытекающие из отношений, складывающихся в жилищной сфере.
Шестая подсистема является новым, общественно значимым, современным и необходимым звеном эффективной системы управления ЖКХ, через которую осуществляется изучение деятельности каждой из пяти базовых подсистем. Это организационные структуры и функции общественных организаций. Системный анализ конечных результатов работы системы управления позволяет принимать рациональные управленческие решения в каждой из подсистем и, таким образом, создает самовоспроизводящуюся» систему управления ЖКК, отвечающую конечным целям управления — повышению качества жилишно-коммунального обслуживания потребителей услуг (населения).