double arrow

Модель формирования эффективной системы управления ЖКК

Зарубежный и отечественный опыт хозяйствования показывает, что управление деятель­ностью ЖКК осуществляется по трем направлениям:

— правовое (нормативные и законодательные акты, контроль за их исполнением);

— экономическое (бюджетное финансирование программ, льготная и ценовая политика);

— организационно-распорядительное (формирование организационных структур управления).

Управление ЖКК в соответствии с административно-территориальным делением реги­онов России, осуществляется на трех уровнях, состоящих из шести подсистем:

— федеральном (по семи федеральным округам);

—региональном (республиканском, краевом, областном и окружного подчинения, городов Москвы и Санкт-Петербурга, т. е. уровень субъектов Федерации);

— муниципальном (уровень местного самоуправления).

Системно-комплексный подход к организации эффективной структуры управления ЖКК представляет собой последовательно принимаемые на различных уровнях управления и неразрывно связанные между собой управленческие решения во всех сферах деятельности ЖКХ.

Данная модель состоит из базовых функциональных подсистем, синхронно, последова­тельно и взаимосвязано работающих для реализации конечной цели управления и достаточ­но подробно раскрывает сущность современной системы управления ЖКК, которая направ­лена на повышение качества обслуживания потребителей (населения).

Первая подсистема (взаимодействие между генеральным направлением и стратегическими целями охватывает федеральный уровень), который обеспечивает реализацию следующих задач:

— определение стратегии развития ЖКК на прогнозируемый период;

— разработку правового, технического и научно-методического инструментария достижения прогнозируемых стратегических целей;

— координацию формирования эффективной системы управления ЖКК и организацию ис­полнения федеральных стандартов качества и финансирования ЖКУ;

— инвестирование в природные ресурсы;

— благоустройство и рекреацию земель;

— охрану окружающей среды;

— создание нового поколения транспортных средств;

— разработку ресурсосберегающих технологий;

— развитие энергетических мощностей, крупных водопроводно-канализационных сооружений.

Вторая подсистема (стратегические/тактические цели) рассматривает задачи региональ­ного (субфедерального) уровня, направленные на разработку косвенных методов управления ЖКК, а именно:

— определение направлений развития ЖКХ регионов;

— утверждение правовой базы функционирования ЖКК территорий (государственные соци­альные стандарты, ценовое и тарифное регулирование, лицензирование и сертификация услуг);

— формирование реестра предприятий и организаций естественных локальных монополи­стов и антимонопольное регулирование их деятельности;

— организацию работы государственной жилищной инспекции по сертификации услуг в ЖКК, лицензированию деятельности по эксплуатации инженерных систем городов;

— формирование межбюджетных отношений;

— координация процессов изменения цен и тарифов на услуги в зависимости от уровня дохо­дов населения и др.

Субъекты Федерации реализуют федеральные программы, несут ответственность за их выполнение, устанавливают уровень цен и тарифов на продукцию и услуги крупных компа­ний, обслуживающих всю территорию, подотчетную субъекту Федерации. Правительства субъектов Федерации несут ответственность за строительство федеральных и республикан­ских шоссейных дорог, часто — за развитие сети электро- и газоснабжения.

Третья подсистема (тактические/оперативные цели) муниципальный уровень, т. е. осу­ществляет функции линейного управления жилищно-коммунальной сферой и решает задачи:

— разработки и утверждения нормативной базы ЖКК по передаче муниципальных объектов в хозяйственное ведение и ведению реестра муниципальных собственников;

— соблюдения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, их параметрам и ко­личеству;

— организации эффективного функционирования объектов ЖКК;

— формирования цен и тарифов на ЖКУ;

— разработки местных программ реформирования, демонополизации и энергоресурсосбережения в ЖКК;

— создания механизмов социальной защиты населения при повышении оплаты жилья и ЖКУ;

— организации контроля качества ЖКУ и работы с обращениями граждан;

— другие вопросы муниципального значения.

Четвертая подсистема отвечает за решение управленческих задач органов местного са­моуправления по организации производства ЖКУ предприятиями различных форм собствен-

ности с учетом оптимизации затрат, повышения качества обслуживания потребителей и вос­производства основных фондов ЖКК.

Пятая подсистема раскрывает характерные особенности и организационные предпосыл­ки, связанные с потреблением ЖКУ, а именно:

— формирование договорных отношений по найму, аренде жилья, поставке коммунальных услуг;

— приватизация жилищного фонда;

— организация сбора платежей, представление льгот и субсидий по оплате ЖКУ;

— определение правил пользования жилыми помещениями и местами общего пользования в жилых домах;

— формирование самоуправления в жилищной сфере;

— контроль за соблюдением стандартов качества ЖКУ;

— другие задачи, вытекающие из отношений, складывающихся в жилищной сфере.

Шестая подсистема является новым, общественно значимым, современным и необходи­мым звеном эффективной системы управления ЖКХ, через которую осуществляется изуче­ние деятельности каждой из пяти базовых подсистем. Это организационные структуры и функции общественных организаций. Системный анализ конечных результатов работы сис­темы управления позволяет принимать рациональные управленческие решения в каждой из подсистем и, таким образом, создает самовоспроизводящуюся» систему управления ЖКК, отвечающую конечным целям управления — повышению качества жилишно-коммунального обслуживания потребителей услуг (населения).


Сейчас читают про: