Условия успешного преодоления препятствий на пути культурной адаптации.
Тема 10. Организационное поведение в системе международного бизнеса.
Глобализация является существенным условием деятельности многих компаний.
Последствия глобализации, имеющие важное значение с точки зрения организационного поведения.
¨ Информационная открытость, доступность международного опыта и теоретических разработок в области управления людьми.
¨ Международный характер конкуренции не только товаров и услуг, но и методов управления персоналом.
¨ Выход предприятий на международный рынок, взаимодействие с потребителями разных стран
¨ Установление международных стандартов качества ISO, разработанных Международной Организацией стандартов в Женеве. Сертификация по ISO становится целью компаний во всем мире, которые хотят завоевать репутацию производителей мирового класса.
¨ Появление глобальных менеджеров, которые знают, как заниматься бизнесом в зарубежных странах.
|
|
¨ Создание международных компаний (многонациональных корпораций).
¨ Миграция рабочей силы (местный мультикультуризм).
¨ Интенсификация межкультурных деловых контактов как внутри организации, так и во внешней по отношению к организации среде; многонациональный состав работников.
В связи с этим повышаются требования не только к руководящему персоналу, но, зачастую, к рядовым сотрудникам. Становится насущной необходимостью изучение и учет национально-культурных особенностей других стран, существенных для организационного поведения, и освоение интернациональных стандартов работы предприятий и межличностного делового взаимодействия.
Одной из возникших в связи с глобализацией проблем является адаптация методов управления к многонациональным коллективам. Мультикультуризация возникает тогда, когда принадлежащие к двум и более различным культурам работники взаимодействуют друг с другом на постоянной основе. В этом случае менеджеры и технические служащие, имеющие дело с иной культурной средой, должны внести изменения в свой стиль руководства, манеру общения и другие привычки.
1. Приобретение информации об основных культурных различиях.
2. Предварительный отбор и обучение сотрудников по программе культурной адаптации.
3. Развитие культурной эмпатии, преодоление узости взглядов и этноцентризма.
4. Назначение на должность с учетом совместимости культур.
Некоторые культуры относят к культурам высокого контекста, когда особое внимание при интерпретации сообщений уделяется «ситуационным подсказкам»; в таких культурах значимы личные отношения, доверие, социальные потребности. В культурах низкого контекста принято воспринимать буквальный смысл исходящих от собеседника сообщений, полагаться на письменные нормы и юридические документы, ценятся специальные знания и показатели работы.
|
|
Существуют значительные различия в установках работников разных стан, их ценностях и верованиях, которые влияют на выполнение ими трудовых обязанностей. Одна из моделей, описывающих культурно обусловленные отличия, выделяет
5 основных критериев различий:
- индивидуализм – коллективизм (акцент на индивидуальных или групповых интересах, предпочтение индивидуальной или групповой работы);
- дистанция власти (готовность принять различия в правах, влиянии и правилах поведения, связанные с обладанием определенным статусом и властью);
- избегание неопределенности (отношение к дискомфорту, связанному с недостатком информации и риском; стремление снизить неопределенность за счет структурирования ситуации);
- мужественный/женственный тип общества (в какой степени культура ценит стереотипные мужские или женские черты; мужественность связана с конкуренцией, целеустремленностью и напористостью, женственность – с доброжелательностью, чувствительностью и озабоченностью межличностными отношениями);
- отношение ко времени, временная ориентация (долгосрочная или краткосрочная ориентация).
В условиях глобализации система международного бизнеса интегрирует различные национальные культуры, международная организация становится мультинациональной. В такой организации от менеджера требуется иной подход и иное мышление