Развитие работника в процессе работы
В зависимости от степени профессиональной и психологической готовности работника к выполнению определенного задания руководитель выбирает тот или иной стиль управления, сочетающий определенную степень директивности и поддержки. Если стиль руководства выбран адекватно, то готовность к работе сотрудника неуклонно возрастает. Таким образом, за счет умелого руководства в процессе выполнения текущих заданий происходит постоянное совершенствование работника, его развитие как субъекта труда. (см. «Ситуационное руководство», модель Херси – Бланчарда).
В частности, развитие работников посредством оценки результативности за счет обратной связи от руководителя.
Однако проведение такой беседы является трудной задачей. Начальники часто не склонны обсуждать слабые места и проблемы оцениваемых, а те, в свою очередь, занимают оборонительную позицию, когда им указывают на их слабости и неудачи.
Для того, чтобы обратная связь от руководителя была эффективной, рекомендуется следовать приведенным ниже правилам.
|
|
1. Ясно сформулировать цель беседы.
2. Поощрить работника и дать ему возможность говорить о прошлой работе.
3. Сосредоточить внимание на позитивных моментах обратной связи.
4. Рассмотреть области, нуждающиеся в улучшении.
a. Оперировать не качественными оценками, а четко обозначенными критериями оценки результатов.
b. Продемонстрировать связь между его персональными целями и целями организации.
c. Поинтересоваться, какого рода помощь или поддержка может быть полезной работнику.
5. Определить вместе с работником специфические цели.
6. Назначить следующую беседу для рассмотрения достигнутого
Адаптация работника – процесс его приспособления к организации и работе в ней. Различают три аспекта адаптации:
- физическая;
- профессиональная;
- социально-психологическая.
В каждом из этих трех аспектов новый сотрудник проходит определенный путь собственного развития, изменяясь и приспосабливаясь к новым условиям работы, выполнению конкретных задач и отношениям в коллективе.
1. Для специалистов акцент в обучении делается на овладение новыми навыками и технологиями работы
2. Для менеджеров программы обучения включают также развитие навыков организации и самоорганизации и навыков общения:
¨ навыков эффективной коммуникации
¨ программы обучения ведению переговоров,
¨ проведению продаж,
¨ разрешению конфликтных ситуаций,
¨ ораторским навыкам и т.д.
¨ командного взаимодействия требуются не только от руководителей, но и от широкого спектра исполнителей.
|
|
¨ формирование и планирование достижения личных целей,
¨ навык решения проблем,
¨ эффективного планирования времени,
¨ саморегуляции и преодоления стрессов.
Овладение указанными навыками способствует не только развитию работника как субъекта труда, но и его развитию как личности и индивидуальности. То же самое можно сказать о развитии работника в связи с проводящимися в организации изменениями, в частности – в связи с совершенствованием корпоративной культуры.