Развитие работника в процессе адаптации и обучения

Развитие работника в процессе работы

В зависимости от степени профессиональной и психологической готовности работника к выполнению определенного задания руководитель выбирает тот или иной стиль управления, сочетающий определенную степень директивности и поддержки. Если стиль руководства выбран адекватно, то готовность к работе сотрудника неуклонно возрастает. Таким образом, за счет умелого руководства в процессе выполнения текущих заданий происходит постоянное совершенствование работника, его развитие как субъекта труда. (см. «Ситуационное руководство», модель Херси – Бланчарда).

В частности, развитие работников посредством оценки результативности за счет обратной связи от руководителя.

Однако проведение такой беседы является трудной задачей. Начальники часто не склонны обсуждать слабые места и проблемы оцениваемых, а те, в свою очередь, занимают оборонительную позицию, когда им указывают на их слабости и неудачи.

Для того, чтобы обратная связь от руководителя была эффективной, рекомендуется следовать приведенным ниже правилам.

1. Ясно сформулировать цель беседы.

2. Поощрить работника и дать ему возможность говорить о прошлой работе.

3. Сосредоточить внимание на позитивных моментах обратной связи.

4. Рассмотреть области, нуждающиеся в улучшении.

a. Оперировать не качественными оценками, а четко обозначенными критериями оценки результатов.

b. Продемонстрировать связь между его персональными целями и целями организации.

c. Поинтересоваться, какого рода помощь или поддержка может быть полезной работнику.

5. Определить вместе с работником специфические цели.

6. Назначить следующую беседу для рассмотрения достигнутого


Адаптация работника – процесс его приспособления к организации и работе в ней. Различают три аспекта адаптации:

- физическая;

- профессиональная;

- социально-психологическая.

В каждом из этих трех аспектов новый сотрудник проходит определенный путь собственного развития, изменяясь и приспосабливаясь к новым условиям работы, выполнению конкретных задач и отношениям в коллективе.

1. Для специалистов акцент в обучении делается на овладение новыми навыками и технологиями работы

2. Для менеджеров программы обучения включают также развитие навыков организации и самоорганизации и навыков общения:

¨ навыков эффективной коммуникации

¨ программы обучения ведению переговоров,

¨ проведению продаж,

¨ разрешению конфликтных ситуаций,

¨ ораторским навыкам и т.д.

¨ командного взаимодействия требуются не только от руководителей, но и от широкого спектра исполнителей.

¨ формирование и планирование достижения личных целей,

¨ навык решения проблем,

¨ эффективного планирования времени,

¨ саморегуляции и преодоления стрессов.

Овладение указанными навыками способствует не только развитию работника как субъекта труда, но и его развитию как личности и индивидуальности. То же самое можно сказать о развитии работника в связи с проводящимися в организации изменениями, в частности – в связи с совершенствованием корпоративной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: