Себестоимость складывается = сырьё 1 передел + затраты 2 передел + затраты 3 передел
Этот вариант позволяет рассчитать себестоимость полуфабрикат на различных стадиях обработки и обеспечивает контроль за процессом формирования себестоимости продукции. При 2 варианте (без полуфабрикатов) движение полуфабрикатов из цеха в цех не оформляется документами. Контроль осуществляется по данным оперативного учёта в натуральном выражении. Себестоимость рассчитывается только в конце последнего передела.
На практике применяется смешанный или частично полуфабрикатный вариант, при котором на первом переделе применяется полуфабрикатный метод, последний без полуфабриката.
9. Методы учёта затрат.
Одним из основных показателей работы предприятия является себестоимость. Исчисление себестоимости единицы отдельных видов продукции или всей товарной продукции называется калькуляцией.
Различают:
- плановую;
- сметную;
- нормативную;
- фактическую.
Плановую калькуляция определяет среднею себестоимость продукцию за плановый период (исходя из норм расхода сырья, топлива, затраты труда). Разновидность плановой является сметная, она состоит на разовые изделия или вид работы для определения цены и расчётов с заказчиками.
Нормативная – состоит на основе действующих, на начало месяца норм расхода.
Фактическая (отчётная) – состоит на основе бухгалтерского учёта о фактических затратах на производство продукции и отражают фактическую себестоимость производственной продукции.
Калькулирование себестоимости осуществляется следующими методами:
- нормативный метод;
- позаказный метод;
- попередельный метод;
- по процессный метод.
Под методами понимают систему приёмов использования для исчисления себестоимости калькуляционной единице. Выбор метода зависит от типа производства, его сложности, наличия незавершённого производства, длительности технологического процесса и номенклатура выпускаемой продукции.
Нормативный метод - учёт затрат применяют в отраслях обрабатывающей промышленности с массивом и серийным производством, разнообразной и сложной продукции. Нормативный метод используют на основе текущих норм (которые не изменяются) и отдельных отклонений от норм. Отклонения учитывают отдельно с указанием листа возникновения виновников и причины.
Нормативный метод выполняет две функции:
- Во-первых обеспечивает отработанный контроль за затраты и отклонения;
- Во-вторых, обеспечивает точное калькулирование себестоимости.
Позаказный метод – применяют на ремонтных работах строительно-монтажных работ, где объектом учёта является отдельный производственный запас. Под отдельным заказом понимают изделия. Мелкие партии одинарных изделий, отдельные ремонтные, монтажные и экспериментальные работы. При изготовлении крупных изделий с длительным процессом производства заказ выдают в целом на изделия, но каждый месяц заказы учитывают по отдельно - изготовительным агрегатом узлом, которые представляют собой незаконную конструкцию. Учёт затрат ведут на основании первичных документов. Косвенные расходы распределяют между заказом. Отчётную калькуляцию на заказ составляют после его выполнения. При частичном выполнении оценивают по фактической себестоимости с учётом изменений в технологии, условий производства, конструкциях и т.д. Основной недостатокметода отсутствие оперативного контроля за уровнем затрат и сложность инвентаризации.
Попередельный метод – применяется в производстве с комплексным использованием сырья, а также в крупносерийных производствах, где обрабатываемое сырьё происходит несколько стадий обработки, затраты учитывают по видам продукции и по переделам. Различают полуфабрикаты и без полуфабрикаты. При передельном методе используют методы нормативного метода, т.е. выявляют отклонения от фактических затрат по каждому переделу.
По процессный метод (простой) – применяется в отраслях с ограниченной номенклатурой продукции, а также на предприятиях где отсутствует незавершённое производство. Например: на электростанциях добывающей промышленности или во вспомогательной готового подразделения, где вырабатывается один или несколько видов продукции.
10. Особенности учёта затрат в торговых организациях.
Бухгалтерский учёт в торговых организациях должен обеспечивать своевременное, полное, достоверное отражение фактических расходов, а также обеспечивать контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Учёт затрат в торговых организациях осуществляется в соответствии с нормативными документами:
- Положение о составе затрат, т.е. АБУ – положение определяет состав расходов, включаемых в издержки обращения, а также порядок учёта расходов по экономическим элементам;
- Методические рекомендации – определяют единую учётную политику, номенклатуру статей для организации оптовой, розничной торговли и общественного питания.
Данные документы применяются в организацию торговли не зависимо от форм собственности, в соответствии с рекомендациями организации торговли в состав издержек включают расходы, возникающие в процессе движения товаров до потребления, а также расходы, связанные с выпуском и реализации продукции собственного производства. В состав издержек включают следующие статьи:
3. Расходы на аренду, содержание зданий и сооружение;
4. Расходы на социальные нужды;
5. Амортизация основных средств;
6. Ремонт основных средств;
7. Расходы на топливо, энергию для технологических нужды;
8. Расходы на хранение, подработку, упаковку товаров;
9. Расходы на рекламу;
10. Затраты по оплате, проценты по кредитам;
11. Потери товаров и технологические расходы;
12. Расходы на тару;
13. Прочие расходы.
Затраты в организации торговли учитывается на счёт 44 «Расходы на продажу» - активный, балансовый. Выручка от продажи определяют на сч.90.
По Д – сумму закупленного товара (оптовые, закупочные цены) и сумму начисленных НДС;
По К – показывает выручку от продажи этого товара.
Разница между Д и К счёт 90 – это прибыль или убыток торговой организации.
11. Учёт затрат на содержание объектов не производственной сферы.
К объектам непроизводственной сферы относят обслуживающие производства хозяйство, деятельность которых не связана с производством основного вида продукции, но эти хозяйства состоят на балансе основного производства. К ним относятся: ЖКХ, дома отдыха, дошкольные учреждения, профилактории, санатории, культурно-оздоровительные учреждения, столовые, буфеты. Учёт затрат этих подразделений осуществляется на счетах 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и 86 «Целевое финансирование».
Счёт 29 - активный, балансовый, аналогичен счетам 20, 23. По Д - расходы, связанные с выпуском конкретного вида продукции этого хозяйства, выполнением работы, оказанием услуг. По К – списание фактической с/с произведенной продукции. К29Д10, 43, 90, 76.
Для учета источниковпокрытия затрат на содержание обслуживающих производств используют сч.86 или сч.82.
Счёт 86 – «Целевые поступления» - п, б.. Необходим для учёта ассигнований из бюджета для целевых мероприятий. Поступление отражают Д51 К86. Использованные суммы отражают по Д86. Сч.82 – «Резервный капитал» - предназначен для покрытия убытков.
Убытки непроизводственной сферы отражают записью: 82,86.
Если обслуживающие хозяйства имеют прибыль, то делается запись: Д29 К99. Остаток на сч.29 показывает НЗП обслуживающего производства.
Аналитический учет по сч. 29 ведут по каждому хозяйству, производству, подразделению.
Тема: Учёт готовой продукции, её продажа.
Вопросы к теме:
1. Понятие готовой продукции и её отражение в учёте. 57
2. Оценка готовой продукции и её номенклатура. 58
3. Учёт готовой продукции на складах. 59
4. Учёт готовой продукции при использовании счёта 40. 59
5. Учёт и распределение расходов на продажу. 60
6. Учёт продажи продукции. 61
7. Документы по учёту продажи. 62
8. Определение финансового результата от продажи. 63
1. Понятие готовой продукции и её отражение в учёте.
Готовая продукция (выполненные работы и оказанные услуги) – это изделия, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам, утвержденным техническим условиям, принятые на склад и заказчиком.
Готовые изделия должны быть полностью укомплектованы, сданы на склад, соответствовать нормам, техническим условиям, принятые ОТК и готовые к реализации. Для любого предприятия доходы от реализацииготовой продукции – это основной источник доходов. Поэтому выпуск продукции занимает основное место в системе организации и бухгалтерского учёта.
После суммирования затрат на производство за месяц и оценки незавершённого производства бухгалтерия переходит к калькулированию себестоимости выпущенной продукции. Калькулирование с/с продукции выполненных работ, оказанных услуг производиться следующим методом: фактическая с/с выпущенной продукции =Сн(начало мес.)+затраты в течении месяца +затраты на подготовку и освоение пр-ва + потери от брака –Ск(остатки незавершенного пр-ва на конец месяца).
Д+ 20 К-
Сн | |
1. расходы 2. затраты 3. потери | Фактическая себестоимость выпущенной продукции |
Такой расчёт производиться по каждой статье калькуляции и каждому виду продукции. Для учёта готовой продукции используют счёт 43 «Готовая продукция» - активный, балансовый, инвентарный. Дебиторское сальдо по счёту 43 показывает – стоимость готовой продукции на складах. На сумму выпущенной из производства продукции делают запись: К20,23 Д43 (продукция). После оказания услуг выполненных работ делают запись: Д90 К20,23 (рабочие услуги).
По Д счёта 90 отражена фактическая себестоимость с данных заказчика работ и услуг в сумм фактических затрат. Основанием для записи по этим счетам является накладные на сдачу готовой продукции на склад, акты приёмке – сдачи работы и услуг заказчику. По К счёт 43 – отражается запись списания готовой продукции при отгрузке и продажи:
- При отгрузке К43 Д45
- При продаже К43 Д90
2. Оценка готовой продукции и её номенклатура.
Готовая продукция является частью материально – производственных запасов предназначенных для продажи. Готовая продукция - конечный результат производственного цикла, поэтому должна соответствовать техническим условиям и условиям договора (ПБУ №5 от 01г. «Учёт материально – производственных запасов»). Готовая продукция к учёту принимается по фактической себестоимости. На многих предприятиях возникает ситуация когда сложно оценить фактическую себестоимости к моменту поступления продукции на склад. Поэтому фактическая себестоимость рассчитывают после отчётного периода, но готовая продукция выпускается и продаётся каждый день, поэтому на предприятии для текущего учёта применяются учётные цены. Учётные цены разрабатываются (рассчитываются) на основе нормативных, плановых в их основу входит договорные, оптовые и различные цены. Каждая из них (т.е. плановая себестоимость или договорная цена) разрабатывается организация самостоятельно. В конце отчётного периода учётная цена доводиться до фактической. При этом рассчитывают процент отклонение и сумму:
% отклонений = Отн + От/О + П * 100%
Отн – отклонение на остаток готовой продукции на начало месяца;
От - отклонения на продукцию выпущенной в течение отчётного периода;
О – сумма остатка готовой продукции по учётной цене;
П – сумма поступившей в течение месяца готовой продукции по учётной цене.
Отклонения показывают экономию или перерасход. Если фактическая себестоимость больше учётной цены – это перерасход. Если фактическая себестоимость меньше учётной цены – это экономия.
При перерасходе отклонения на счёт добавляется:
перерасход: учётная цена + сумма отклонений + К20 Д43 –учёт отклонений.
К20 Д43
Отклонение учитывается на тех же счётах, что и выпущенная продукция.
При экономии: учётная цена – сумма отклонений
К20 Д43 –учёт отклонений
К20 Д43
При экономии суммы отклонений сторнируются. Сумма отклонений фактически производственной себестоимости готовой продукции от стоимости по учётным ценам отгруженной продукции определяется на основе процента отклонений.
Сумма отклонений в отгруженной продукции = сумма отгруженной продукции по учётной цене * % отклонений/100.
Процент отклонений и плановую себестоимость позволяет рассчитать и фактическую себестоимость, и остаток на складах на конец месяца.
Например: на складе АО «Комфорт» на 1 декабря числится 5 гарнитуров «Анюта» в качестве учётной цены используется плановая себестоимость.
Стоимость гарнитура 20000 руб. Плановая себестоимость готовой продукции на начало 20000 * 5 = 100000руб.
В сумме отклонений на остаток готовой продукции 10000руб. (перерасход). В течение декабря предприятие выпустило 20000 гарнитуров:
20000 * 20 = 400000руб. Сумма отклонений по выпущенной продукции составляет 60000рублей. В течение декабря отгружено 15 гарнитуров: 20000 * 15 = 300000рублей. Рассчитаем процент отклонений отгруженной продукции:
% отклонений = 10000 + 60000 * 100% = 14 %
100000 + 400000
Сумма отклонений: 300000 * 14 = 42000 перерасход
Сальдо по счёту 43 «Готовая продукция» составляет 110000. Указанные операции отражены следующими записями:
ü Выпущено из производства 20 гарнитуров по плану себестоимости
К20 Д43 – 400000.
Отгруженные гарнитуры по плану себестоимости 15 гарнитуров, т.е. 300000 рублей. Д45 К43 – 300000. В конце месяца при перерасходе делается дополнительная проводка по выпущенной продукции плановая себестоимость от фактической. Д43 К20 – 60000. Дополнительная проводка по отгруженной продукции Д45 К43 – 42000 руб.
3. Учёт готовой продукции на складах.
Учёт готовой продукции на складах организуется по оперативно – бухгалтерскому (сальдовому) методу, т.е. аналогично материалам. Готовая продукция должна быть сдана на склад под отчёт материально – ответственному лицу. Если предприятие производит крупногабаритное оборудование, которое не может поместиться на складе, то принимается заказчиком на месте изготовления. Каждому виду продукции присваивается номенклатурный номер.
Для учёта готовой продукции на каждый номенклатурный номер открывается карточка складского учёта формы – М17.
По мере поступления и отпуска готовых изделий кладовщик на основе соответствующих договоров записывает в карточках количество в графе приход или расход. После каждой записи рассчитывает остаток, бухгалтер ежедневно должен со склада забирать документы, выборочно обязан проверять записи в карточках и проводить инвентаризацию периодически на складе готовой продукции.
В конце месяца на основании карточек кладовщик заполняет ведомость остатков готовой продукции в разряде номенклатурного номера и передаёт ведомость в бухгалтерию для проверки остатков по учётным ценам.
В настоящее время при использовании программы 1С бухгалтерия – прикладная программа склад, данные о приходе и расходе заносятся на основании документов, для проверки проводят анализ счёт 43 и счёт 20 «обороты по кредиту». Автоматически составляют оборотную ведомость выпуска продукции из производства.
4. Учёт готовой продукции при использовании счёта 40.
При использовании сч.40 синтетический учет готовой продукции ведется по плановой или нормативной с/с. Счёт 40 предназначен для обобщения информации выпущенной продукции, для выявления отклонений фактической от плановой. Счёт используется при производственной необходимости.
Д+ 20 К- Д 40 К Д+ 43 К-
Факт. с/с факт.с/с норм.с/с норм.с/с
К40Д43
К20Д40 -
К40Д43 (-)кр.сторно
+ сумма +
К40Д43 (доп.)
По Д – счёт 40 отражается фактическая себестоимость выпущенной продукции с корреспонденции счёта 20.
К20 Д40 – по факту
Сравнивая дебиторские и кредиторские обороты по счёту 40, определяется отклонение.
- Если фактическая себестоимость меньше плановой – это экономия и сумма отклонений на счёте будет отражаться со знаком минус и применяют способ «красное сторно»;
- Если фактическая себестоимость больше плановой – это перерасход, то сумма отклонений будет со знаком плюс.
Поэтому в бухгалтерии будут отражаться следующие записи:
- Готовая продукция сдана на склад по нормативной себестоимости К40 Д43. Выполненные работы и оказанные услуги отражаются на счёте 45 «Товары отгружены». Поэтому стоимость этих работ по плану Д45 К40;
- Готовая продукция отгружена покупателям К43 Д45 по нормативной себестоимости;
- В конце месяца калькулируется фактическая себестоимость готовой продукции и списывается со счёта затрат на счёт 40 К40 Д20,23 – по фактической себестоимости;
- Отклонения фактической себестоимости от плановой списывается на счёт учётной реализации продукции.
К40 Д90 – если это перерасход (плюс), если при плановой себестоимости больше фактической, то сумма отклонений на этих счетах отражается со знаком минус. Счёт 40 – сальдо на отчётную дату не имеет, закрывается ежемесячно и в балансе не отражается.
Например: в декабре текстильное предприятие русские узоры выпустило 1000 погонных метров костюмной ткани и 2000 погонной ткани шёлка.
Плановая себестоимость шёлка за 1 погонный метр составляет 50 рублей, а костюмной ткани 100 рублей. В процессе деятельности предприятия за месяц выпустило 2500 погонных метров шёлка и 1000 погонных метра костюмной ткани. В бухгалтерии делают запись Д43 К40 – 225000 ((50 * 2500) + (1000*100) = 225000). Заключив договор со швейной фабрикой «Рассвет» на продажу шёлка 2000 метра по 77 рублей и 1000 метра костюмной ткани по 153 руб. Отгрузив со склада предприятия, делает запись: Д45 К43 – 200000 (по плановой себестоимости). На расчётный счёт предприятия поступают деньги от «Рассвет» за продукцию ткани: Д51 К90 – 307000 руб. Учтём НДС Д90 К68 – (307000 *0,18) 55260 руб. Списывается плановая себестоимость реализации продукции Д90 К45 – 200000 руб. В конце месяца рассчитывают фактическую себестоимость производственной продукции. Она составляет: шёлк 40 руб. за 1 погонный метр, 110 руб. запасного метра. Списывается фактическая производственная себестоимость готовой продукции Д40 К20 – (40 – 250) + (110 * 1000) = 210000 руб.
Списывается отклонение фактической себестоимости от плановой. По шёлку – экономия Д90 К40 – 20000 руб. По реализации продукции шёлка Д43 К40 – 5000 руб. В частоте нереализованной продукции сделать расчёт (50 руб. * 500) – (40 руб. * 500) = 5000 руб. По себестоимости костюмная ткань произошла перерасход Д90 К40 – (100 * 1000) – (110 * 1000) =10000 руб. В конце месяца проводятся финансовые результаты Д90 К99
Д 90 К
+ 52260 - 20000 + 10000 | |
+64740 |
Из выручки необходимо вычесть экономию по шёлку «+» перерасход, а также «-» НДС и сумму плановой себестоимости.
Д 90 К
64740 - прибыль |
5. Учёт и распределение расходов на продажу.
К расходам, на продажу (к коммерческим непроизводственным) относят расходы, оплачиваемые поставщику. В состав расходов включают:
ü Расходы на тару, упаковку, изделия;
ü Расходы на транспортировку продукции;
ü Расходы на рекламу;
ü Прочие расходы по сбыту.
Учёт расходов по сбыту продукции ведут на счёте 44 «Расходы на продажу» – активный, балансовый.
По Д – накапливаются суммы расходов связанных с продажей продукции. Эти расходы списывают полностью или частично в Д счёта 90 – Д90 К44. При частичном списании расходы на продажу распределяются между отдельными видами отгруженной продукции пропорционально их производственной себестоимости или объёму реализации продукции. Если в отчётном периоде реализуется только часть выпущенной продукции, то расходы на продажу распределяются между отгруженной и реализованной продукции. Если в отчетном периоде реализуется только часть выпущенной продукции, то расходы на продажу распределяются между отгруженной и реализованной продукцией. Для распределения находят коэффициент:
Красп = сумма расходов на продажу/сумма отгруженной продукции
Например: предприятие в отчётном месяце отгрузило готовую продукцию по производственной себестоимости на сумму 120000 руб. Реализовано продукции на сумму 85000. Расходы на продажу составляют 50000. Распределяют расходы на продажу между реализованной и отгруженной продукции.
1. Кр. = 50000/120000 = 0,4167
2. Списывают расходы, на продажу относящиеся к реализации продукции Д90 К44; 85000*0,4167 = 35419,5
3. Определяем расходы на продажу на отгруженную продукцию:
50000-35419,5 = 14580,5
Многие организации рекламируют свою продукцию и для этих целей организация может:
Ø применять участие в ярмарках, выставках;
Ø разместить объявления и рекламные ролики в СМИ;
Ø приобрести носители наружной рекламы;
Ø распространять рекламные изделия: буклеты, открытки;
Ø провести розыгрыш призов.
Все выше перечисленное учитывается на счёте 44 по статье расходы на рекламу. В зависимости от учётной политики организация может выбрать один из способов списания таких расходов:
Ø включать все расходы в себестоимость проданных товаров;
Ø распределять между реализованной продукцией и оставшейся на складе.
Затраты на призы, которые вручают победителям во время рекламных компаний нормируются в целях налогообложения. Размер таких затрат не может превышать 1% от выручки полученной в отчетном периоде.
6. Учёт продажи продукции.
Процессом реализации называют совокупность хозяйственных операций связанных со сбытом и продажей продукции.
Реализация продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами или путём свободной продажи через розничную сеть. В соответствии с ПБУ №9 – 99г. Понятие реализации определяет признание доходов от реализации товаров. Под реализацией товаров, работ и услуг понимается передача на возмездной основе право собственности на товары, а также результаты выполненных работ и оказанных услуг одним лицом другому. (ст. 39 НКРФ) Реализация продукции производиться по следующим ценам:
Ø по свободным отпускным ценам и тарифам + НДС;
Ø по государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам + НДС;
Ø по государственным регулируемым розничным ценам + НДС.
При учёте готовой продукции по фактически производственной себестоимости в бухгалтерии делают запись: К20 Д43,45,90,62 в зависимости от выбранного метода учёт реализации продукции.
Существует 2 метода:
1. При учёте реализации продукции по мере оплаты покупателям расчётных документов (в случае, если в договоре поставки продукции установлено, что переход права собственности на нее происходит только после оплаты продукции покупателем).
Записи по моменту оплаты следующие:
a) К20 Д43 - оприходована готовая продукция на склад по фактической себестоимости;
b) Д45 К43 - отгружена готовая продукция покупателю;
c) Д51 К90 - оплачена отгруженная продукция;
d) Д90 К68 - начислен НДС;
e) Д90 К45 - списана фактически производственная себестоимость отгруженной продукции.
2. При учёте и реализации продукции по мере отгрузки и предъявлении отчётных документов покупателю.
При этом делают запись:
a) Д43 К20 - оприходована готовая продукция на склад по фактически производственной себестоимости;
b) Д62 К90 - отгружена готовая продукция и предъявлены документы покупателю по продажной цене;
c) Д90 К76 - начислен НДС по неоплаченной продукции;
d) Д90 К43 - списана фактическая себестоимость отгруженной продукции;
e) Д51 К62 - оплачена продукция;
f) Д76 К68 – начислен НДС к уплате в бюджет.
При установлении отпускных цен и заключении договоров указывается Франко - место, т.е. за чей счёт происходит оплата расходов от поставщика до покупателя. Таких наименований Франко – место – 40. Например: Франко - станция назначения означает, что расходы по доставке продукции покупателю оплачивает поставщик, и они включаются в отпускную цену; Франко – станция отправление означает, что поставщик оплачивает расходы только до погрузки готовой продукции в вагоны. Остальное оплачивает покупатель.
7. Документы по учёту продажи.
Основанием для отгрузки гот продукции покупателям или отпуска со склада служит приказ отдела маркетинга. В данном приказе включены 2 документа:
1) приказ складу;
2) накладная на отпуск.
Приказ – накладная оформляется в 2-х экземплярах, один передаётся экспедитору. Для указания количества отправляемых мест, суммы оплаченного железнодорожного тарифа до станции покупателя. Второй экземпляр остаётся у кладовщика. Поэтому экземпляру делают записи в карточку фМ-17 и затем документы передают в бухгалтерию. На основании приказа - накладной, квитанции транспортной организации бухгалтерия выписывает платежное требование - поручение, счёт фактуру для расчёта с покупателями. В счёте-фактуре указывают предприятие, № договора, количество, продажную цену, стоимость товара, железнодорожный тариф. Счёт – фактура выписывает всеми предприятиями, которые реализуют продукцию, выполняют работу или оказывают услуги, независимо облагаем налогом НДС или не облагаемые. Счёт - фактура выписывается в 2 экземплярах. Один остается в организации, другой – отправляется покупателю. Счет – фактура может выписываться ручным или с использованием компьютера. Счёт – фактуры, полученные от поставщиков и выявленные покупателями, регистрируются в журнале учёта счетов фактур. Продавцы учитывают счета - фактур, выставленные покупателям в хронологическом порядке, т.е. по датам, а покупатели регистрируют их номера. Счета-фактуры регистрируются в журнале покупок полученные от поставщиков. Не регистрируются в книге покупок счета полученные:
ü при безвозмездной передаче товаров (основные средства, НМА);
ü участникам биржи, которой оформляет операции по купле - продажи ценных бумаг или иностранной валюты.
Счета-фактуры, составляемые продавцом, регистрируется в книге - продаж. Они должны состоять в отношении всех товаров, которые подлежат обложению НДС. При получении аванса в счёт поставок товаров, поставщик обязан составить счёт-фактуру и зарегистрировать в книге - продаж. После отгрузки товара в книге продаж делают корректировочную запись на фактическую стоимость товара и выписывают счёт-фактуру, на товар, отгруженный покупателю в 2-х экземплярах.
Данные платёжных требований
- поручений записывают ежедневно в ведомость№16 «Ведомость движения, реализации, отгрузки готовых изделий».
Ведомость состоит из 3-х разделов:
1-ый раздел - показывает движение готовой продукции в 2-х оценках по фактической и плановой (учётной). Данные 1-го раздела заполняются с ведомости, которая составлена за прошлый период (месяц), т.к. необходимо сверить с книгой учёта остатков на складах готовой продукции. В этом разделе совмещаются синтетический и аналитический учёт.
Во 2-мразделе - показывается отгруженная продукция покупателю и реализация, расчёты с покупателями.
В 3-ем разделе - «Сводные данные по оплаченным, неоплаченным и не списанным суммам» заполняется раздел общими суммами по предъявленным счетам по окончанию месяца. Данный раздел служит для контроля оборотов в журнале - ордере №11 и правильности расчёта остатка по счёту 45 – «товары отгружены».