double arrow

Международные практики корпоративной социальной ответственности

Лекция 7.

Учебные вопросы:

1. Феномен корпоративной социальной ответственности: формы определяют содержание.

2.Международные практики КСО.

1. Феномен корпоративной социальной ответственности: формы определяют содержание.

Корпоративная социальная ответственность определяется как добро­вольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономи­ческой и экологической сферах. Филипп Котлер и Нэнси Ли в своей книге Корпоративная социальная ответственность. Как сделать как можно больше добра для вашей компании и сообщества определяют корпоративную социальную ответственность как свободный выбор компании в пользу повышения уровня благосостояния местного со­общества посредством соответствующих подходов к ведению бизнеса и предоставления корпоративных ресурсов.

Корпоративная социальная ответственность (КСО) -это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах.

Успех реализации практик КСО основан на системном подходе и вос­приятии феномена КСО как стратегии устойчивого развития компании, ко­торая требует оптимизации и реструктуризации бизнес-процессов. Систем­ная реализация КСО предполагает учёт интересов стейкхолдеров всех трёх основных групп - люди (персонал), компании, потребители, общественные и государственные структуры.

Системность основана на реализации практик КСО на всех уровнях во всём многообразии её форм. В данном исследовании мы не касаемся деталь­ного изучения внутреннего уровня КСО, где основными стейкхолдерами выступают сами сотрудники компании. Более подробно мы остановимся на внешних проявлениях социальной ответственности, представление о которой в Беларуси сегодня сужено до таких форм, как благотворительность, спонсор­ство и волонтёрство. В то же время международный опыт представляет собой набор успешных примеров реализации практик КСО в различных формах.

Определение КСО как «добровольного вклада в жизнь общества» харак­теризует социальную ответственность как спектр действий, принимаемый компанией «сверх узаконенной нормы», по собственному желанию. Зако­нодательные акты в данной сфере призваны стимулировать социальную активность и предоставлять дополнительные возможности.

Стратегия реализации практик КСО основана на саморегули­ровании и разрабатывается согласно десяти универсальным принципам, сформулированным в рамках Глобального договора - основного международного института КСО:

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Принцип 1: Деловые круги должны поддерживать и уважать защиту провозглашённых на международном уровне прав человека. И

Принцип 2: Деловые круги не должны быть причастны к на­рушениям прав человека.

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Принцип 3: Деловые круги должны поддерживать свободу объ­единения и реальное признание права на заключение коллек­тивных договоров.

Принцип 4: Деловые круги должны выступать за ликвидацию всех форм принудительного и обязательного труда.

Принцип 5: Деловые круги должны выступать за полное ис­коренение детского труда.

Принцип 6: Деловые круги должны выступать за ликвидацию дискриминации в сфере труда и занятости.

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Принцип 7: Деловые круги должны поддерживать подход к экологическим вопросам, основанный на принципе предосто­рожности.

Принцип 8: Деловые круги должны предпринимать инициати­вы, направленные на повышение ответственности за состоя­ние окружающей среды.

Принцип 9: Деловые круги должны содействовать развитию и распространению экологически безопасных технологий.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Принцип 10: Деловые круги должны противостоять всем фор­мам коррупции, включая вымогательство и взяточничество.

Стратегия реализации практик КСО основана на саморегулировании и разрабатывается согласно десяти универсальным принципам в сферах прав человека, стандартов труда, охраны окружающей среды и противодействия коррупции, сформулированными в рамках

Глобального договора - основного международного института КСО, созданного в 1999 году для объединения бизнес-компаний с агентствами ООН, трудовыми и общественными органи­зациями. Сегодня Глобальный договор объединяет более 9000 членов - пред­ставителей коммерческих и некоммерческих организаций со всего мира.

В данном исследовании изучались практики реализации корпоратив­ной социальной ответственности международных компаний, с акцентом на практики компаний России и Украины. Изучение КСО компаний в данных странах выбрано основным объектом исследования с учётом мнения экс­пертов и на базе изучения материалов средств массовой информации, а так­же нефинансовых (социальных) отчётов компаний.

В качестве критериев объединения примеров по группам выступили формы корпоративной социальной ответственности. Структура форм КСО, приведённая в данном исследовании, составлена на основе классификации Валентины Александровны Симхович в работе Корпоративная социальная ответственность. Философско-управленческие аспекты современного бизнеса.

Данная классификация включает следующие формы КСО:

· благотвори­тельность;

· социальный маркетинг (в том числе благотворительный марке­тинг);

· корпоративное волонтёрство;

· социальные инвестиции;

· социальное спонсорство;

· социальное предпринимательство.

Данная классификация коррелирует с классификацией, приведённой Филиппом Котлером и Нэн­си Ли в книге Корпоративная социальная ответственность. Как сделать как можно больше добра для вашей компании и сообщества.

Классификация этих авторов включает такие типы корпоративных социальных инициатив, как: 1) продвижение социально значимой проблемы; 2) корпоративный со­циальный маркетинг; 3) благотворительный маркетинг; 4) корпоративная филантропия; 5) волонтёрская работа на благо территориального сообще­ства; 6) социально ответственные подходы к ведению бизнеса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: