Лекция 7.
Учебные вопросы:
1. Феномен корпоративной социальной ответственности: формы определяют содержание.
2.Международные практики КСО.
1. Феномен корпоративной социальной ответственности: формы определяют содержание.
Корпоративная социальная ответственность определяется как добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах. Филипп Котлер и Нэнси Ли в своей книге Корпоративная социальная ответственность. Как сделать как можно больше добра для вашей компании и сообщества определяют корпоративную социальную ответственность как свободный выбор компании в пользу повышения уровня благосостояния местного сообщества посредством соответствующих подходов к ведению бизнеса и предоставления корпоративных ресурсов.
Корпоративная социальная ответственность (КСО) -это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах.
Успех реализации практик КСО основан на системном подходе и восприятии феномена КСО как стратегии устойчивого развития компании, которая требует оптимизации и реструктуризации бизнес-процессов. Системная реализация КСО предполагает учёт интересов стейкхолдеров всех трёх основных групп - люди (персонал), компании, потребители, общественные и государственные структуры.
|
|
Системность основана на реализации практик КСО на всех уровнях во всём многообразии её форм. В данном исследовании мы не касаемся детального изучения внутреннего уровня КСО, где основными стейкхолдерами выступают сами сотрудники компании. Более подробно мы остановимся на внешних проявлениях социальной ответственности, представление о которой в Беларуси сегодня сужено до таких форм, как благотворительность, спонсорство и волонтёрство. В то же время международный опыт представляет собой набор успешных примеров реализации практик КСО в различных формах.
Определение КСО как «добровольного вклада в жизнь общества» характеризует социальную ответственность как спектр действий, принимаемый компанией «сверх узаконенной нормы», по собственному желанию. Законодательные акты в данной сфере призваны стимулировать социальную активность и предоставлять дополнительные возможности.
Стратегия реализации практик КСО основана на саморегулировании и разрабатывается согласно десяти универсальным принципам, сформулированным в рамках Глобального договора - основного международного института КСО:
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Принцип 1: Деловые круги должны поддерживать и уважать защиту провозглашённых на международном уровне прав человека. И
|
|
Принцип 2: Деловые круги не должны быть причастны к нарушениям прав человека.
ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Принцип 3: Деловые круги должны поддерживать свободу объединения и реальное признание права на заключение коллективных договоров.
Принцип 4: Деловые круги должны выступать за ликвидацию всех форм принудительного и обязательного труда.
Принцип 5: Деловые круги должны выступать за полное искоренение детского труда.
Принцип 6: Деловые круги должны выступать за ликвидацию дискриминации в сфере труда и занятости.
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
Принцип 7: Деловые круги должны поддерживать подход к экологическим вопросам, основанный на принципе предосторожности.
Принцип 8: Деловые круги должны предпринимать инициативы, направленные на повышение ответственности за состояние окружающей среды.
Принцип 9: Деловые круги должны содействовать развитию и распространению экологически безопасных технологий.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
Принцип 10: Деловые круги должны противостоять всем формам коррупции, включая вымогательство и взяточничество.
Стратегия реализации практик КСО основана на саморегулировании и разрабатывается согласно десяти универсальным принципам в сферах прав человека, стандартов труда, охраны окружающей среды и противодействия коррупции, сформулированными в рамках
Глобального договора - основного международного института КСО, созданного в 1999 году для объединения бизнес-компаний с агентствами ООН, трудовыми и общественными организациями. Сегодня Глобальный договор объединяет более 9000 членов - представителей коммерческих и некоммерческих организаций со всего мира.
В данном исследовании изучались практики реализации корпоративной социальной ответственности международных компаний, с акцентом на практики компаний России и Украины. Изучение КСО компаний в данных странах выбрано основным объектом исследования с учётом мнения экспертов и на базе изучения материалов средств массовой информации, а также нефинансовых (социальных) отчётов компаний.
В качестве критериев объединения примеров по группам выступили формы корпоративной социальной ответственности. Структура форм КСО, приведённая в данном исследовании, составлена на основе классификации Валентины Александровны Симхович в работе Корпоративная социальная ответственность. Философско-управленческие аспекты современного бизнеса.
Данная классификация включает следующие формы КСО:
· благотворительность;
· социальный маркетинг (в том числе благотворительный маркетинг);
· корпоративное волонтёрство;
· социальные инвестиции;
· социальное спонсорство;
· социальное предпринимательство.
Данная классификация коррелирует с классификацией, приведённой Филиппом Котлером и Нэнси Ли в книге Корпоративная социальная ответственность. Как сделать как можно больше добра для вашей компании и сообщества.
Классификация этих авторов включает такие типы корпоративных социальных инициатив, как: 1) продвижение социально значимой проблемы; 2) корпоративный социальный маркетинг; 3) благотворительный маркетинг; 4) корпоративная филантропия; 5) волонтёрская работа на благо территориального сообщества; 6) социально ответственные подходы к ведению бизнеса.