Лекция 1 Основные положения теории коммуникации
Содержание
Лекция 1 Основные положения теории коммуникации 5
1.1 Поняmие коммуникации............................................. 5
1.2 Модель коммуникативного акта................................ 7
1.3 Вербальная и невербальная коммуникация........... 17
Глоссарий..................................................................... 27
Контрольные вопросы.................................................. 29
Тестовые задания для самостоятельного решения..... 30
Лекция 2 Деловые переговоры: подготовка и проведение 32
2.1 Цели и стратегии переговоров.............................. 32
2.2 Основные этапы переговоров................................ 33
2.3 Подготовка к переговорам.................................... 38
2.3.1 Информационная подготовка к переговорам (цель, позиции и интересы) 39
2.3.2 Психологическая подготовка к переговорам (методы ведения переговоров и способы подачи позиции)........................................................................ 41
2.3.3 Техническая подготовка к переговорам.............. 50
Глоссарий..................................................................... 55
Контрольные вопросы.................................................. 55
Тестовые задания для самостоятельного решения..... 56
Лекция 3 Ведение переговоров.......................................... 58
3.1 Установление контакта........................................... 59
3.2 Взаимная ориентация в проблеме – уточнение позиций и интересов 70
3.3 Поиск решения (обсуждение, аргументирование, выдвижение предложений, их обоснование) 76
3.4 Философия торга................................................... 80
Глоссарий..................................................................... 82
Контрольные вопросы.................................................. 83
Тестовые задания для самостоятельного решения..... 83
Лекция 4 Письменное деловое общение 86
4.1 История и виды письменности.............................. 86
4.2. Редактирования и корректура............................... 99
4.3 Эпистолярный жанр. Нормы деловой переписки 102
4.4 Составление резюме............................................. 108
Глоссарий................................................................... 121
Контрольные вопросы................................................ 124
Тестовые задания для самостоятельного решения... 124
Лекция 5 Правила служебных взаимоотношений........ 126
5.1 Работа.................................................................... 126
5.2 Деловые встречи на работе.................................. 139
5.3 Встречи в других учреждениях............................ 144
Контрольные вопросы................................................ 165
Тестовые задания для самостоятельного решения... 166
Лекция6 Этика делового общения................................. 168
6.1 Мастерство личной презентации......................... 168
6.2 Виды спора............................................................ 179
6.. Деловая беседа. Переговоры................................ 183
6.4 Ведение собрания, совещания. Конфликты на собраниях 189
6.5 Речевой этикет в деловом общении..................... 200
Глоссарий................................................................... 209
Контрольные вопросы................................................ 211
Тестовые задания для самостоятельного решения... 211
Лекция 7 Средства коммуникации в современном бизнесе 214
7.1 Галактика Гуттенберга и галактика мультимедиа 214
7.2 Новые средства коммуникации............................ 221
7.3 Интернет и бизнес................................................. 227
Глоссарий................................................................... 243
Контрольные вопросы................................................ 244
Тестовые задания для самостоятельного решения... 245
Лекция 8 Проблемы межкультурной коммуникации... 247
8.1 Требования национального этикета 247
8.2 Характерные черты различных народов. Особенности этикета 250
8.3 Правила международной вежливости.................. 269
Контрольные вопросы................................................ 289
Тестовые задания для самостоятельного решения... 289
Общий глоссарий........................................................... 292
Список литературы по дисциплине............................... 306
Термин «коммуникации» образован от латинского communico, означает «делать общим, связывать». Практически во всех европейских языках слово
«коммуникация» является синонимом слова «общение»; близки по смыслу эти слова и в русском языке а некоторые их производные даже являются полными синонимами, например: коммуникабельный – общительный.
Между тем понятие коммуникации давно стало интердисциплинарным. Оно присутствует не только в
социальной психологии, социологии, но и теории
управления, кибернетике и других науках. Естественно, каждая наука рассматривает понятие коммуникации в том виде, в каком оно наиболее пригодно для предмета этой науки. Теорию общения называют еще коммуникативистикой, она является разделом социологии. А общий набор представлений о коммуникации оформился в самостоятельную дисциплину - теорию коммуникации.
Теория коммуникации предполагает два подхода к толкованию понятия коммуникации - механистический и
деятельностный. В информатике, теории управления и
прочих, скорее точных, нежели гуманитарных дисциплинах коммуникацию понимают как передачу данных, передачу информации с обратной связью - это механистический подход. Соответственно, исследуют все обстоятельства такой передачи информации. В социальной психологии, социологии, теории массовых коммуникаций, то есть в гуманитарных науках, под коммуникацией понимают не передачу, а обмен информацией. Это деятельностный подход.