Право оперативного управления

1. Понятие. Субъект, объект и содержание права. Как и право хозяйственного ведения, право оперативного управления является вещным, причем ограниченным вещным правом на имущество собственника (ст. 296 ГК).

Субъектами данного права являются государственное феде­ральное унитарное предприятие, основанное на праве оперативно­го управления (федеральное казенное предприятие), и учреждение, независимое того, кто (государство, муниципальное образование, юридическое или физическое лицо) выступает собственником учреждения. Объектом права служат имущество казенного пред­приятия и имущество учреждения.

Содержание права оперативного управления значительно уже содержания права хозяйственного ведения. Лицо, владеющее го­сударственным или муниципальным имуществом на праве опера­тивного управления, вправе им владеть, распоряжаться и пользо­ваться в пределах, очерченных: требованиями закона; целями деятельности; заданиями собственника имущества, назначением имущества.

Соответственно значительно шире права по распоряжению переданным имуществом у его собственника. Собственник либо орган, уполномоченный выступать от его имени, вправе во внесу­дебном порядке изъять излишнее, неиспользуемое либо используе­мое не по назначению имущество казенного предприятия или учреждения и распорядиться им. Правда, в отличие от п. 3 ст. 5 Закона о собственности это право собственника не носит теперь безусловного характера. В соответствии с п. 2 ст. 296 ГК субъект права оперативного управления (казенное предприятие или учреж­дение) в порядке защиты вправе доказать, что имущество не является излишним либо используется им по назначению.

Итак, право оперативного управления — ограниченное вещное право, которым наделяется федеральное казенное предприятие или учреждение с целью осуществления хозяйственной деятель­ности с использованием имущества собственника в пределах, очерченных требованиями закона, целями деятельности, задания­ми собственника и назначением имущества.

2. Особенности права оперативного управления имуществом ка­зенного предприятия. Казенное предприятие создается по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находя­щегося в федеральной собственности.

Казенное предприятие не вправе продавать, использовать в качестве залога, сдавать в аренду, передавать во временное поль­зование и распоряжаться иным способом переданным в его опе­ративное управление недвижимым и другим имуществом без согласия Правительства Российской Федерации или Госкомиму­щества России.


Казенное предприятие не может создавать дочерние предпри­ятия либо выступать учредителем других предприятий (организа­ций, учреждений) без согласия на то Правительства Российской Федерации или уполномоченного им органа.

Деятельность казенного предприятия подразделяется на ос­новную, определяемую в процессе создания, и дополнительную, разрешение на занятие которой дают соответствующие министер­ство или ведомство. Они же утверждают устав казенного завода (фабрики, хозяйства).

Независимо от вида деятельности, которой оно занимается, казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию (работы, услуги) по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определяемом Правительством. Порядок распределения прибыли определяется в уставе предприятия.

Правительство Российской Федерации (уполномоченный им орган) вправе изъять у казенного предприятия без его согласия закрепленное за ним имущество по основаниям, предусмотренным в п. 2 ст. 296 ГК.

Поскольку Российская Федерация при недостаточности иму­щества несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия, количество подобных предприятий не должно быть большим.

3. Особенности оперативного управления имуществом учрежде­ния. Поскольку учреждение — организация некоммерческая, оно не вправе распоряжаться (сдавать в аренду, предоставлять в залог, продавать и т.п.) имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных собственником по смете. Напротив, собственник либо орган, уполномоченный собственником выступать от его имени (на­пример, Госкомимущество по согласованию с федеральными министерствами и ведомствами), вправе изъять у учреждения закрепленное за ним имущество по основаниям, предусмотрен­ным п. 2 ст. 296 ГК.

Иной характер носит право учреждения на доходы, полученные от разрешенной хозяйственной деятельности, а также на имуще­ство, приобретенное на эти доходы. Такое имущество не может быть изъято у него без его согласия по решению комитетов по управлению имуществом или других государственных или муни­ципальных органов (п. 5 постановления Пленума Высшего Арбит­ражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 1992 г.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: