double arrow

Лекция 2. 7. Философия нового времени. Философия просвещения

Сравнение основных принципов философии средневековья и Возрождения

Средневековье Возрождение
Теоцентризм Антропоцентризм
Потусторонность Посюсторонность, реабилитация земной жизни
Любовь к Богу Любовь к человеку, т.е. гуманизм
Морализирование и монашество Эстетическая деятельность и артистицизм


Вопросы для самоконтроля:

1. Какому учению близок средневековый реализм?

2. Что такое номинализм и реализм?

3. Основные цели патристики и схоластики?

4. Перечислите философов эпохи Возрождения?

Список основной литературы:

1. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М., 1995

2. Гусейкова А.А., Иррлиту Г. Краткая история этики. Ч.2

3. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков. М., 2002

4. Философия: Учебник. / Под ред. В.Д.Губина и др. 2-е изд. М., 2001. Ч.1. Гл.2

5. Августин А. Исповедь. М., 2007

6. Августин А. О граде Божьем. М., 2000

7. Ахундов М.Д., Баженов Л.Б. Естествознание и религия в системе культуры. // Вопр. философии. 1992. № 12.

8. Бахтин Н.М. Творчество Франсуа Рабле народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М., 1990

Категориальный анализ понятий:

Реализм - философское учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире (чувственное восприятие мира).

Номинализм — философское течение, представители которого подчеркивают приоритет воли над разумом.

Теоцентризм — когда реальность, определяющая все сущее, была не природа, а бог.

Гностицизм — дуалистическое объяснение мира: борьба света и тьмы, добра и зла, имеющее универсальное космическое явление. Зло происходит от материи, добро — от бога. Таким образом, существует как бы два бога: Бог и враждебный ему творец — Демиург — творец мира.

Манихейство — основатель — персидский мыслитель Мани (216-270 г). Свет и тьма, двойное начало одновременно божественного и дьявольского происхождения.

Схоластика (школа) — направлена на христианское учение.

Пантеизм — учение, отождествляющее Бога с мировым целым.

Рождение науки один из факторовСТАНОВЛЕНИЯ НАУКИ НОВОГО ВРЕМЕНИ XVII вв.. Любая наука рождается из проблемы и возникает интерес, появляется решение. Наука форма познавательная, когда человеческое познание является для людей как самоцель. Так начиналась наука в Египте, Вавилоне. Второй фактор становления лежит в истоках, истоки находятся в различных занятиях: в ремеслах, в путешествиях и в античной философии. Третий фактор. В 17 в. началось крушение средневековой картины мира. Крушение началось с изменения отношения к природе. Природу рассматривают как объект пользы. В обществе возникают различные новации — в этот период были изобретены часы, весы, барометр, подзорная труба, телескоп, микроскоп. Была активизирована познавательная деятельность. Развивалась другая тенденция: тяга к эксперименту, расцвела алхимия и астрономия. Н. Коперник занимался астрономией и гаданием по звездам. Толчком для развития науки была магия. В 17 в. происходит выбор модели знания и познания. Общество к новому времени становиться многослойное. Если в античности огромную роль играла культура, искусство, то в древние века на первый план выходит религия и философия, как служанка богословия. К 17в возникает другая форма мыслительной познавательной деятельности. С возникновением науки мифологическое сознание не исчезает. Не исчезает и философское сознание. Общество рассматривается как цельное образование, хотя оно не однородно. Общество как слоеный пирог. Отдельные слои общества обладают своей ментальностью. Существует культура верхов и культура низов. В 17 в. происходит выбор модели знаний, возникает научное течение, как герметизм (линия магической практики) и наука нового времени зарождается и развивается в форме диалога с герметизмом. Произошло течения герменевтика- искусство понимание знака, т.е. разъясняющий (истолковывающий). Это искусство толкования текстов, учение о принципах их интерпретации. Внутри явления. Течение возникло в противовесе философии объясняющее явление природы и натурфилософии. Герменевтики считали, что это существо смысл, которого нужно еще найти. Герменевтика как наука просуществовала не долго, но элементы герменевтики встречаются до сих пор. Современная философия рассматривает герменевтику как метод философии, метод исследования. Традиционный германизм христианство оценивало по-разному с одной стороны союзники в борьбе с язычеством, с другой стороны как идейного противника. В период нового времени возникает выдающееся учение Рене Декарта. Животные не обладают душой. Все, что связано с движением в живой природе, связано с механизмом. Таким образом, философия возникла так называемая механистическая картина мира. В этот период происходит разрушение старой картины мира. Научное складывание картины мира зависит от господствующего мировоззрения сложившегося в тот или иной период времени.

Формирование научной картины мира.

3 этапа:

1) натурфилософия — античный период, период средневековья и возрождения;

2) период нового времени — 17-19 вв. Основан на классической науки, физике, механике и классической философии. Период проходит под механистической картиной мира (который кто-то когда завел);

3) постклассический современный — характерно разные философские направления и школы. В 17 в разрушение античной картины мира (Аристотельской картины мира) происходит очень длительно. Ж. Бруно, Н. Коперник, Г. Галилей, Р. Декарт, Ньютон.

  картина мира Аристотеля Новая картина мира
космос Состоит из разных стихий, устроен иерархически и представляет собой замкнутую систему. Кроме подлинного мира существует надлунный мир, который состоит из эфира. Здесь существует идеальность (отсутствие движения, полный покой). Движение началось благодаря толчку, отсюда и пошло дальнейшее развитие. Впервые Ж. Бруно указал наличие множества миров. Звезды это другие миры. Вселенная бесконечна. Во вселенной действует те же законы, что и на земле. Законы механичны. Движение и развитие рассматривается в качестве раскручивания пружины.
пространство Некая заполненная средой субстанция. Никаких пустот в природе не существует, природа боится пустоты. Космос имеет верх и низ. Космос как живое существо и вершиной создания мира является творец. Космос, как и земля изменчивы, в космосе появляются новые кометы и звезды и разрушаются, так и Земля. Пример рассматривается на облике луны. Иногда луна казалась, показываясь лицом девушки, а иногда лицом старухи. Движение сравнивается с движением механизма.  

В 17 в. философы не смогли отдалиться от фигуры творца от того, кто придал движению толчок. Считали, что это сделал Главный механик — бог. В 17 в. возникает новое течение — деизм. Суть: бог “создав толчок” завел механизм, отошел от дальнейшего мира, все, что происходит на Земле это действие человека. Таким образом, ученные стали искать целесообразность в мире — увидели в механике. И механика в 17 в. считалась единственной наукой, ученые стали видеть в природе скрытые механизмы, (механика занималась изучением механизма в природе). В 1686 г. этому была посвящена работа Ф. Ж. Бернара “рассуждение о множестве миров”. В этой работе прослеживается кризис картины мира. Переход от замкнутого мира осуществляется бесконечно. Человек не единственное существо в космосе и жизнь может быть разной. Самочувствие человека живущего в замкнутом пространстве и в открытом, резко меняется. Человек чувствует себя незащищенным, теряется смысл в жизни, нет точки отчета.

Философия просвещения — философское направление, возникло в 18в во Франции. Идеи рождались в Англии — лидер в Европе в экономическом и политическом развитии. Суть просвещения сводится к объединению палитры разных идей касающегося общественного устройства, морали, науки, культуры. В Англии просвещение началось с идеи либерализма, в основном касалось природы и общества, отношению к монархам. Общество должно “договариваться с властью”. Возникают идеи общественного договора. Была высказана позитивная мысль, которая актуальна до сих пор. Не граждане должны служить государству, а государство гражданину. В этот период возникает теория естественного права человека. Человек от природы существо свободное. При рождении он наделяется естественными правами (право на жизнь и т.д.). Государство должно выполнять роль “ночного сторожа”. Либеральные идеи это идеи конституализма — о разделении властей. Д. Локк (1633-1704). Просвещение в 18 в. пронизывает все слои общества, особенно высот достигло во Франции. Представители: В. Руссо, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо. Идеи В.Руссо: государством должен управлять просвещенный монах.

К 18 — началу 19 вв. для России идеи романтизма смешиваются с идеями просвещения. Сегодняшняя идея: ничего нового быть не может, может быть лишь смесь. Романтизм стоит на рубеже этих идей, это последнее европейское движение в культуре.

Романтизм — возникает желание пересмотреть взгляды просвещения. Художественная реакция на социальную действительность. Представлен во всех странах Европы и Америки, представлен авторами Байрон, Гюго “речи о религии”, ”монологи” Шеллинг и Фихте. На русской почве — Тютчев, Лермонтов, Пушкин испытывали тяготение к романтизму. В советские времена романтизм понимался как врожденное по идеологии течение, реакционное, т.к. выступало с критикой Гурге. Социально-экономические предпосылки — реакция на бурно развивающийся капитализм (эксплуатация, детский труд, эксплуатация женщин - протест против диких первоначальных норм капитализма). Многие Просветители отшатнулись от идей Просвещения (смертные казни и т.д.). Романтизм как бы был этим ответом. 18 и 19 в. связан с ростом национального самосознания, особенно в России — поиск идеала человека, что представляет русский человек или нравственной совершенствование.

Понимание “образцов культуры” всегда ли западная культура позитивно сказывается на национальной культуре? Западники призывали забыть о национальных особенностях — это всего на всего проявление отсталости России. Романтизм означал поворот к скрытым традициям — герметизма, к традициям древнего сознания, мистики. Активизация в виде братств, масонства.

Преформизм — позиция количественного роста. На смену ему идет идея эпигенез — качественное изменение организма. Р.Декарт говорил, что натура лишала все природные тела, одухотворяя мысли и превращая их в бездушные тела. Проявляется интерес к гуманитарным наукам: истории, наук по культуре, религии. Романтизм начинает разрабатывать идеи аксеологии.

Просвещение Романтизм
Природа понимается механически. Бог дает первый толчок, но участие не принимает. Возрождение идеи атомизма. Рассекает природу на части. Познание: господствует разум, а материал дает чувства. Главная роль — наука, первенство объективного. Сам человек изучается как объективное природное существо. Ученные пытаются исследовать человека как телесное существо. Человек определяется с точки зрения его мест в обществе и рода его занятий. “человек — совокупность всех общественных отношений”(Морк). Незаменимых людей нет. Общество уравнивается с машиной. Понимали развитие всего человечества по одному пути. Идеалистическое отношение к природе. Природа одухотворяет, но с ней есть движение, стремление к высшему, находится в творческом процессе. Органическое целое в котором жизнь бродит и есть скрытая мысль и пройдет время и природа сможет еще сделать качественные изменения. Рационализм — как главный недостаток, критик разума. Мир не механизм, он не может быть понят как механизм, нужны все душевные качества человека. Нужно чувствовать окружающую природу. Огромную роль приобретет воображение, интуиция, а главное не постижение окружающей действительности, а человек, способный к созданию. Элемент культуры не наука, а искусство. Высшее качество — свобода творчества, гениальность. Искусство высший вид культуры. Высшая деятельность в искусстве принадлежит гению, реализация его абсолютная свобода. Знание должно быть цельное. Романтики не видят ничего зазорного, если религия, философия, искусство объединятся. Субъективность — главное. Отсюда лирическая поэзия. Человек выражает свое “я” и внутренние скрытые духовные процессы. Дружба, ненависть, страх и т.д. экзистенциональные процессы. Романтики увлекают — образы самых разных героев. Романтики не приемлют существование жизни, которое уравнивает людей. С точки зрения романтиков каждый человек образует целостность общества. Современное общество должно быть или разрушено, либо это далекое будущее, отвергает городскую цивилизацию. Движение каждого народ по своему пути, каждый народ индивидуальность.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите факторы становления науки?

2. Что было толчком для развития науки?

3. Перечислите три этапа формирования научной картины?

4. Какова суть эпохи просвещения?

5. Сравнительная характеристика романтизма и эпохи просвещения.

Список литературы:

1. В.А. Канке философия М. 2003 г.;

2. Л.С. Николаева, С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. Философия экзаменационные ответы для студентов вузов.


Категориальный анализ понятий:

Герменевтика- искусство понимание знака, т.е. разъясняющий (истолковывающий). Это искусство толкования текстов, учение о принципах их интерпретации внутри явления.

Философия просвещения - объединение палитры разных идей касающегося общественного устройства, морали, науки, культуры.

Преформизм — позиция количественного роста.

Рационализм — как главный недостаток, критик разума. Мир не механизм, он не может быть понят как механизм, нужны все душевные качества человека.

Субъективность — главное отсюда лирическая поэзия. Человек выражает свое “я” и внутренние скрытые духовные процессы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: