Процессный подход

ТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД (Классическое направление)

Классическое направление менеджмента включало в себя три области:

научный менеджмент – акцент делался на научно обоснованную организацию производства, рациональность (рационалсчтическая школа) и преподнесение менеджмента в виде промышленного (Ф.У.Тейлор, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилберт);

административный менеджмент - внимание уделялось организации в целом и таким функциям как планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль (А. Файоль, М.П. Фоллет);

–концепция бюрократических организаций предполагала четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников, ведение формальной отчетности, разделение собственности и управления, что должно было строиться на безличной, рациональной основе (М. Вебер).

Функции управления. 1.Планирование дает ответы на следующие вопросы: 1. Каково положение организации в настоящее время? Для этого нужно оценивать положение в области финансов, маркетинга, производства и других сферах. 2. Каковы должны быть цели организации? С помощью оценки возможностей и угроз в окружающей среде следует определить цели организации. 3. Как организация может достичь целей? В этом случае нужно решить, что делать персоналу для достижения целей. 2. Организация — это создание структуры. Структурировать необ­ходимо множество элементов — работу, конкретные задания всему предприятию и отдельным работникам. Руководитель подбирает людей, поручает им работу, делегирует отдельным людям полно­мочия или права использовать ресурсы организации. В конечном итоге создается структура предприятия в целом. 3. Мотивация. Задача функции мотивации заключается в том, что­бы члены организации выполняли работу в соответствии с возло­женными на них обязанностями и планом. До середины XX в. счи­талось, что мотивирование — это предложение соответствующих денежных вознаграждений в обмен на прилагаемые усилия. Ныне известно, что мотивация — создание внутреннего побуждения к действиям, — является результатом сложной совокупности потреб­ностей, которые постоянно меняются. Для того чтобы мотивиро­вать, руководителю следует определить, каковы на самом деле эти потребности, обеспечить работнику способ удовлетворения потреб­ности с помощью хорошей работы. 4.Контроль — это процесс обеспечения действительного дости­жения организацией своих целей. Контроль позволяет получить ин­формацию, необходимую для дальнейшего планирования. Известно три аспекта управленческого контроля: 1. Установление стандартов в процессе планирования, или это точное определение целей, которые должны быть достигнуты за определенный период. 2. Измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период. 3. Сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Контроль позволяет по мере необходимости предпринимать корректирующие действий по предотвращению отклонений или изменению целей. Связующие процессы— это процесс принятия решений и ком­муникация, т. е. обмен информацией, который необходим для всех функций управления. Принятие решений. Для успешной работы организации руково­дитель должен постоянно делать правильный выбор из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из альтернатив — это и есть решение. Принятие решения — выбор того, как и что плани­ровать, организовывать, мотивировать и контролировать. Основ­ным требованием для принятия эффективного решения является наличие адекватной и точной информации. Коммуникация — это процесс обмена информацией, ее смысло­вым значением между двумя или более людьми. Информация в про­цессе коммуникации передается для того, чтобы руководители мог­ли принимать здравые решения, которые будут выполняться. Планы нельзя выполнить, если они не известны людям, которые должны их выполнять. До тех пор пока работники не будут понимать обосно­ванность планов, знать, какое вознаграждение им предложат за хо­рошо выполненную работу, они не будут хорошо работать.

Важным научным итогом деятельности классиков является формулировка процессного подхода к управлению организацией. В соответствии с ним управление рассматривалось не как самостоятельные, изолированные, а как непрерывно повторяющиеся взаимосвязанные действия, последовательно реализующие перечисленные выше функции управления. В обеспечении такой непрерывности и состояла, по мысли Файоля, главная задача менеджмента.

Иными словами, произошла смена управленческой парадигмы: если традиционный подход делал упор на самостоятельность отдельных элементов организации, то процессный — на их взаимную обусловленность. Если у рационалистической школы на первом месте были технические аспекты труда, то у классиков — органи­зационные.

Процессный подход впервые появился меньше двадцати лет назад и сначала был встречен в основном с полным равнодушием.

И только в связи с массовым внедрением Всеобщего качества (стандартов ISO 9000) в организациях управление бизнес-процессами начало набирать обороты. Основная идея управления бизнес-процессами проста: работа в организациях не движется вверх и вниз по функциональной иерархии, она течет сквозь организацию в виде набора бизнес-процессов.

Целью реализации бизнес-процессов является получение продуктов, обладающих определенной потребительской ценностью. Иными словами, Продукт— это результат процессов (работ, операций), удовлетворяющий определенную потребность клиентов. (Из ISO 9000:2000).

В этом состоит отличительная особенность всего процессного подхода: она заключается в выделении и придания важного значения конечной ценности (полезности) продукта.

Все предприятие представляет собой определенный набор процессов, среди которых выделяют:

- основные процессы (процесс маркетинга и процесс производства), в результате которых производится продукт или услуга для внешнего клиента;

- вспомогательные процессы, которые носят обслуживающий характер, например процессы обеспечения предприятия различными ресурсами — материальными, техническими, финансовыми, трудовыми, кадровыми и т. д.;

- процессы управления: процессы планирования деятельности, процессы учета и формирования отчетности.

Кроме процессов текущей деятельности следует выделить также 4 группу процессов: процессы развития — т. е. те процессы, которые призваны обеспечить увеличение экономических выгод предприятия, например, в будущем, процессы инвестиционного финансирования, процессы реорганизации структуры, процессы внедрения информационных и других систем…

Выделение бизнес-процессов происходит на разных уровнях предприятия, но они всегда имеют начало, определенное количество шагов посередине и четко очерченную границу, связанную с продуктом, информацией или услугой. Этот продукт, информацию или услугу использует внутренний или внешний клиент.

Не существует стандартного перечня процессов, и организации должны разрабатывать свои собственные еще и потому, что это помогает более глубокому пониманию их собственной ситуации, когда ее описывают в терминах процессов.

Описание бизнес-процессов даже на макроуровне часто приводит к замечательным результатам, позволяющим глубже проникнуть внутрь явлений. Связи и взаимоотношения, которые игнорировались или не осознавались, неожиданно оказываются ключевыми для эффективного функционирования всей организации, не говоря уже о процессах, к которым они относятся.

На макроуровне типичные процессы включают в себя материально-техническое снабжение, производство, сбыт и оплату дебиторской задолженности.

Может показаться, что это похоже на функции, но когда их опишешь как процессы, становится ясно, что это не функции. Например, процесс сбыта может начинаться с заполнения формы заказа сотрудником отдела сбыта, продолжаться планированием производства или подтверждением доставки от дистрибьюторов, подготовкой счета-фактуры в бухгалтерии, контролем за предоставленным товарным кредитом и зачислением денег на счет. Завершиться он может передачей информации в подразделение управленческого учета. В данном случае очевидно, что здесь было вовлечено множество функций, и это является ключевой характеристикой в определении работы процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: