Департамизация

От территориального размещения подразделений

Которая зависит от

- степени дифференциации рынка сбыта по группам товаров и потребителей (степень качественной однородности продукции и массы ее покупателей);

- устойчивости рынка (жизненный цикл продукции- время от выхода на рынок до снятия с производства и продажи- последнее время имеет тенденцию к сокращению сроков циклов);

- степени коммерческого риска (вероятности потери капитала в результате непредвиденных изменений);

- емкости (сколько товаров может быть продано на рынке в течение определенного периода);

- силы конкуренции со стороны других продавцов товара и продавцов товаров-заменителей (аналогов);

- степени экономической зависимости от поставщиков (есть ли альтернативные каналы снабжения);

- степени экономической зависимости от потребителей (есть ли альтернативные каналы сбыта).

В пользу каких товаров (видов деятельности) должна быть ориентирована структура производства

9) от стиля управления его руководителя (Впрочем, данный фактор является абсолютно индивидуальным, а кроме того, любой руководитель способен создать такую структуру управления, которая бы отвечала цели создания наиболее благоприятного режима для осуществления руководства)

10) в прямой зависимости от финансового состояния предприятия, от затрат на управление

(Можно привести множество случаев, когда планы создания оптимальной организационной структуры не были реализованы на предприятиях именно по причине отсутствия необходимого объема средств. Нельзя забывать и об обратной связи, то есть нет денег - нет оптимальной организационной структуры; в то же время нет оптимальной организационной структуры - нет инвестиций)

Принципы формирования структур управления

Структурауправления должна отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной по отношению к структуре самой организации.

Бюрократическая организационная структура характеризуется следующими чертами:
1. Четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности.
2. Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему.
3. Наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач.
4. Дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности.
5. Осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений.

Функциональную организационную структуру широко используют в компаниях среднего размера. Функциональная департаментализация – это процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. Традиционные функциональные блоки компании – это отделы производства, маркетинга и финансов.

Дивизиональная организационная структура подразумевает деление организации на элементы и блоки по видам товаров или услуг, группам покупателей или географическим регионам.

Если деятельность организации охватывает большие географические зоны, особенно в международном масштабе, то может оказаться целесообразной структура организации по территориальному принципу, т.е. по месту расположения ее подразделений. Региональная структура облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями и нуждами потребителей. Такой подход упрощает связь организации с клиентами, а также связь между членами организации.

По типу отношения к внешней среде различают на

гибкие типы организационных структур, которые по сравнению с бюрократией были лучше приспособлены к быстрой смене внешних условий и появлению новой наукоемкой технологии.

Такие структуры называются адаптивными, поскольку их можно быстро модифицировать (адаптировать) в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями самой организации. Еще одно название этих более гибких систем органические структуры. Оно связано с их возможностями адаптироваться к изменениям в окружающей среде подобно тому, как это делают живые организмы. Органическая структура строится на целях и допущениях, радикально отличающихся от тех, что лежат в основе бюрократии.

В противовес ей механистические типы структур характерны консервативностью, негибкостью структуры; с четко определенными, стандартизированными и устойчивыми задачами; сопротивлением изменениям; властью, иерархичностью уровней; иерархичностью системы контроля; командный тип коммуникаций, идущих сверху вниз и содержанием коммуникаций (преимущественно распоряжения, инструкции). Они эффективны в условиях, когда используется рутинная технология и имеется несложное и нединамичное внешнее окружение.

Особенностями бюрократического типа являются: рациональность, ответственность, иерархичность.

Виды бюрократических структур управления организацией:

1. Линейная структура.

2. Функциональная структура.

3. Линейно-функциональная структура (является наиболее распространенной).

4. Линейно-штабная структура.

5. Дивизиональная структура.

Принципиальные отличия органических структур:

1. Высокая гибкость.

2. Меньшая связанность правилами и нормами.

3. Использование в качестве базы групповой организации труда.

Виды органических структур:

1. Проектные структуры.

2. Матричная структура.

3. Бригадная структура.

Организационно-правовая форма

Предприятие — самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, создаваемого для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг в целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли или осуществления социально значимых функций.

Одним из важных отличий малых предприятий от средних и крупных состоит в том, что они яв­ляются коммерческими организациями. Поэтому их основная цель независимо от вида деятельности — получение прибыли.

Современное законодательство определяет основные признаки предпри­ятия, как юридического лица.

Юридическим лицом признается организация, которая:

• имеет обособленное имущество (в собственности, в хозяйственном ве­дении; в отраслевом управлении);

• отвечает имуществом по своим обязательствам;

• может от своего имени приобретать имущественные и личные неиму­щественные права;

• может нести обязанности;

• может быть истцом и ответчиком в суде;

• имеет самостоятельный баланс или смету.

В соответствии с ГК РФ гл. 4 предприятия могут быть созданы в разных организационно-правовых формах. Под организационно-правовой формой юридического лица понимается юридически закрепленная форма собственно­сти, способ формирования капитала, распределение результатов деятельности, а также способ ответственности за них.

К некоммерческим организациям относится потребительский кооператив, общественные и религиозные организации, объединение юридических лиц, фонды и учреждения.

Отечественный опыт показывает преимущества и недостатки одних форм по сравнению с другими. Однако, имеются предприятия, где все или большая часть имущества — собственность самих работников. В нашей системе такими предприятиями являются народные предприятия в форме ЗАО. Акции на этих предприятиях зарабатываются, а не предоставляются бесплатно и представляются фактически, как правило, только членам предприятия работник получает свою долю в денежной форме только после увольнения или ухода на пенсию. В период трудовой деятельности работник получает дивиденды в зависимости от доходности ЗАО.

ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ( ЗАКРЕПЛЕНЫ В ГРАЖДАНСКОМ КОДЕКСЕ РФ.)

Предпринимательство в РФ может осуществляться в виде следующих организационно-правовых форм:

1 Без образования юридического лица (ПБОЮЛ)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow