Идеалистическая диалектика Г. Гегеля

Учение объективного (абсолютного) идеализма Гегеля, содержащее открытие и теоретическуюпроработку диалектического способа мышления явилось своеобразным откликом на развитие наук и социальные потрясения, имевшие место в Европе в то время. Это учение пронизано идеей развития.

Гегель полагает, что содержание науки складывается вовсе не из обнаружения того, что существует вне мышления (наука открывает такие явления, которые не воспринимаются чувствами). Следовательно, сознание человека, считает он, нельзя логически вывести из материи. Но и последняя не выводима из человеческого сознания. Субстанциональным первоначалом, первоисточником всего существующего является мышление, но не как субъективная человеческая, а как объективная, внечеловсческая деятельность. Эта деятельность состоит в самосознании Мирового духа, который делает себя же объектом познания и тем самым раздваивается на мышление объективное (являющееся основой всего сущего) и субъективное (логические формы этого мышления).

В ходе познания и во имя его объективный дух переходит в свое инобытие в виде природы и продуктов человеческой активности. При этом сам человек трактуется Гегелем как форма самосознания духа, что сводит его жизнь, труд, усилия лишь к задаче реализации внечеловеческих, предзаданных целей.

Поскольку мышление есть «основание всего», «подлинно всеобщее» всего природного и духовного, постольку мир разумен, логичен. Поэтому Гегель ставит перед собой и решает задачу создания Логики – науки о содержательном мышлении, а следовательно, о сущности всех вещей. Она становится одновременно и наукой о развивающемся на основе разума мире и о его познании – диалектикой и гносеологией.

Гегель приступает к таким проблемам, которыми прежняя формальная логика никогда не занималась. Он отстаивает логику, как науку о мышлении как таковом, мышлении, содержанием которого являются сущность, внутренние противоречия явлений, их качественные изменения, переход одного в другое. Поэтому его логика является диалектической, в ней ведущими принципами являются утверждения: все противоположно; нигде нет того абстрактного «или-или», которое утверждается рассудком; все существующее есть нечто конкретное, а следовательно, в самом себе различное и противоположное. Противоречие, по Гегелю, составляет принцип всякого самодвижения.

Строя научную систему развивающегося знания, Гегель формулирует диалектический принцип единства логического и исторического. Он стремится показать, что в его логике понятия развертываются в основном в такой же последовательности, в какой они выступали в историческом развитии философского знания. За кажущейся случайностью возникновения философских воззренийон пытается выявить необходимость.

Гегель показывает, что развитие идей происходит не по замкнутому кругу,а поступательно – от низших форм к высшим. И эти идеи при их опровержении не отбрасываются, а в преобразованном виде включаются в содержание приходящих им на смену новых идей как частичные, относительные истины. Таким образом, выявление диалектики абсолютной и относительной истины становится одним из крупнейших достижений гегелевского учения о познании.

В целом можно сказать, что именно объективно-идеалистическая установка философии Гегеля, утверждение о единстве мышления и реального мира, позволила сделать великое открытие: диалектика познающего, логично развивающегося мышления связана с диалектикой самого познаваемого мира. По сути, идея диалектики возводится у Гегеля на уровень логически организованного и теоретически разработанного учения о развитии как прежде всего само развитии.

И то, что философская система Гегеля не была свободна от противоречий лишьподтверждало основную его идею: развитие есть развивающееся противоречие. Развитие европейской философской мысли в XIX и даже в XX веках во многом было определено противоречиями взглядов Гегеля. Например, становление марксистской философии шло через критику идеализма и относительной метафизичности гегелевской философии, но в нём сохранилась содержащаяся в учении Гегеля тенденция подчинения единичного общему; другие же философы (Фейербах, экзистенциалисты) уловили эту идею и возражали ей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: